Трёхактная структура — экспозиция, развитие конфликта и развязка — используется почти в каждом фильме и давно перекочевала в видеоигры. Однако есть проекты, которые смело отходят от нормы, запутывая сюжет до грани безумия. Сегодня мы поговорим о десяти таких играх.
THE LAST OF US: PART II
Вторая часть The Last of Us вызвала немало споров, но одно ей точно не отнять — это готовность рискнуть в подаче своей истории. Первая половина игры кажется линейной: Элли отправляется в Сиэтл, движимая жаждой мести, жестоко убивает членов вражеской группировки и пробирается через горы трупов к финальной схватке.
Но перед самым её началом игра неожиданно возвращает вас назад на несколько дней, почти к самому началу пути Элли. Теперь вы наблюдаете эту историю глазами второй героини — Эбби. И вместо триумфа осознаёте последствия разрушений, оставленных вами ранее.
Этот приём, однако, вызвал споры. Темп повествования ощутимо проседает: перед финалом вам предстоит провести за игрой ещё несколько часов, которые могли бы стать основой для отдельной части. Более того, судьбы многих персонажей вам уже известны, и привязаться к ним становится сложно, понимая, что они скоро погибнут. Посмотрим, пойдёт ли второй сезон сериала HBO тем же путём.
HOTLINE MIAMI 2: WRONG NUMBER
Брутальный и гипнотический геймплей Hotline Miami сочетается с таким же психоделическим визуалом и музыкой. Но второй части удалось ещё больше запутать игроков своим сумасшедшим сюжетом. Если в первой игре основное внимание уделялось истории маньяка по прозвищу Джекет, то в сиквеле героев стало значительно больше. Причём события с их участием происходят в разных временных периодах.
С одной стороны, это добавляет разнообразия как в сюжет, так и в игровой процесс — каждая из ролей предлагает уникальный стиль игры, не давая заскучать. Но разобраться, каким образом война во Вьетнаме, происходившая за шесть лет до событий игры, связана с остальными персонажами, — задача не из лёгких. Вероятно, чтобы сложить весь пазл, вам придётся пройти игру ещё раз. К тому же на фоне всех этих событий ещё и пересекается история из первой части.
BEYOND: TWO SOULS
Игры студии Quantic Dream и её бессменного лидера Дэвида Кейджа известны своими разветвлёнными сюжетами. Но одна из их работ выделяется ещё и тем, как именно история подана. Сюжет Beyond: Two Souls, повествующий о жизни Джоди, рассказан нелинейно: события из её прошлого переплетаются с эпизодами из будущего.
Несмотря на то, что Beyond: Two Souls была встречена прохладнее других проектов студии, у неё есть свои преданные фанаты. Некоторые критики, впрочем, отмечают, что хаотичные переходы между временными линиями могут сбить с толку, а эмоциональные сцены теряют глубину из-за недостатка контекста, который игра раскрывает лишь позже. В ремастере для PS4 появилась возможность пройти игру в хронологическом порядке, что позволяет каждому игроку выбрать наиболее удобный формат повествования.
KINDERGARTEN
Игры, в которых смерть возвращает нас в самое начало, уже не удивляют опытных игроков. Жанр roguelike давно использует эту механику, превращая цикл смерти и возрождения в способ раскрытия более глубокого лора.
Однако Kindergarten выделяется своим подходом. Это приключенческая игра, где вы застряли в бесконечной временной петле. Как бы ни закончился день — будь то спокойный сон или казнь директором — утро всегда начинается с понедельника, а вы отправляетесь в детский сад. Такой чёрный юмор точно придётся по душе любителям мрачных историй.
Чем дольше вы играете, проживая одно и то же понедельник снова и снова, тем больше успеваете наладить отношения с другими детьми и раскрыть мрачные тайны вашей странной «учебной» организации.
DAY OF THE TENTACLE
Day of the Tentacle — классика жанра point-and-click, которая продолжает историю Maniac Mansion, одной из первых адвенчур от LucasArts. Именно в Maniac Mansion появился знаменитый движок SCUMM, ставший основой для множества будущих игр студии.
Если в оригинале игрок мог выбрать персонажей из списка, то здесь тройка героев уже определена: студент Бернард, металічка Лаверн и громила Хогги. Забавный поворот в том, что каждый из них находится в своём временном периоде. Игрок путешествует между настоящим, прошлым (эпохой создания Конституции США) и будущим, где мир захватило злобное фиолетовое щупальце.
Герои могут передавать друг другу предметы через машину времени в форме переносного туалета. Это не только создаёт уникальные игровые головоломки, но и добавляет юмора. Для фанатов квестов Day of the Tentacle обязателен к прохождению, особенно в ремастер-версии.
THE HOUSE IN FATA MORGANA
Вы могли не слышать о The House in Fata Morgana, но тот факт, что это третья лучшая игра на Nintendo Switch по версии Metacritic, говорит сам за себя. Этот визуальный роман с атмосферой готического романа точно не стоит пропускать фанатам жанра.
Игрок просыпается в разрушенном и таинственном доме, где, с помощью загадочной горничной, исследует трагические истории, произошедшие здесь за несколько столетий. Эти истории переплетаются с настоящим, где главный герой пытается разгадать проклятие дома и свою собственную забытую личность.
В более поздних главах повествование становится ещё более запутанным: вы всё глубже погружаетесь в прошлое и начинаете видеть уже знакомые события с новых точек зрения. Версия для Switch включает два дополнения: одно из них рассказывает предысторию событий основной игры, а другое показывает взгляд из будущего.
RETURN OF THE OBRA DIN
Некоторые говорят, что игры становятся слишком простыми. Это касается не только экшенов или RPG, но и квестов, которые часто ведут игрока за руку. Однако Return of the Obra Din от Лукаса Попа (Papers, Please) ломает эти стереотипы.
Вы оказываетесь на борту загадочного судна Obra Din, и ваша задача проста: выяснить, что здесь произошло. В помощь вам — карманные часы Memento Mortem, с помощью которых можно увидеть последние моменты жизни членов экипажа. На основе этих фрагментов вы собираете полную картину событий.
Это игра, которая заставляет вас чувствовать себя умным, и это ощущение бесценно. Потрясающий визуальный стиль, выполненный в духе старых черно-белых иллюстраций, только добавляет очарования.
13 SENTINELS: AEGIS RIM
13 Sentinels: Aegis Rim поражает своей потрясающей визуальной стилистикой, которая сразу выдаёт её японское происхождение. И хотя это не всегда означает сложный и запутанный сюжет, в данном случае именно так всё и обстоит.
Как можно догадаться из названия, в игре 13 главных героев. Вы переключаетесь между ними, играя короткие эпизоды, постепенно раскрывая, как переплетаются их судьбы, даже если они разделены десятками лет. Перед вами разворачивается грандиозный научно-фантастический сюжет, вмещающий, кажется, все возможные темы жанра.
Помимо этого, в игре есть ещё один режим, где она превращается в стратегию в реальном времени (RTS). Ваши герои управляют огромными мехами, сражаясь с полчищами роботов. Эти события происходят хронологически после первой половины игры, которая больше напоминает визуальный роман.
Но самое удивительное то, что разработчики из Vanillaware смогли сделать весь этот хаос удивительно стройным. Когда титры начинают идти, вы ощущаете, что стали свидетелем одного из лучших сюжетов, которые может предложить игровая индустрия.
ALAN WAKE 2
Возвращение Alan Wake мы ждали целых 13 лет. За это время у фанатов накопилось множество идей и ожиданий о том, каким станет продолжение, но результат сумел удивить даже самых преданных поклонников.
Как и в некоторых других играх из этого списка, здесь есть несколько главных героев, между которыми можно переключаться. Их всего двое, но этого более чем достаточно. История агента ФБР Саги Андерсон рассказывается линейно, но при желании вы можете переместиться в мрачную линию самого Алана Уэйка.
Однако эти линии не развиваются параллельно. События Алана происходят в нескольких временных петлях, которые отражают действия Саги, но не всегда в том порядке, в каком они происходят у неё. Или, может быть, наоборот? Возможно, это линия Саги отражает мучения Алана в тёмном месте. Чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета, игру нужно пройти повторно в режиме New Game Plus.
HER STORY
Сэм Барлоу явно не поклонник линейных сюжетных структур, что он блестяще продемонстрировал в своей игре Her Story. В этом независимом проекте игрок получает доступ к компьютеру с полицейской базой данных, где через поисковую строку можно находить видеозаписи допросов неизвестной женщины.
Проблема в том, что изначально вы не знаете ничего. Кто эта женщина? Почему она на допросе? Кто вы сами? Всё это вам предстоит выяснить, собирая крупицы информации из фрагментов видео. Единственная подсказка в начале — слово Murder, уже введённое в поисковик.
Сюжет, несмотря на свою нелинейность, подаётся идеально. В результатах поиска отображаются только первые пять видео, что вынуждает вас использовать новые ключевые слова для открытия следующих записей. Так вы шаг за шагом раскрываете эту запутанную детективную историю.
Игра не имеет чёткого конца, и вы можете закончить её, когда сами решите, что разгадали тайну. Но всегда остаётся вероятность, что вы пропустили что-то важное, и где-то среди неоткрытых видео скрывается поворот, способный перевернуть всё с ног на голову.
А теперь, если вам понравился этот список, поделитесь, какая игра поразила вас своим способом повествования. А пока можете почитать другие подборки — вдруг найдёте что-то ещё интересное.