Найти в Дзене

Как наносить тени и техники штриховки карандашом

Затенение — это процесс нанесения различных уровней затемнения для создания иллюзии формы и глубины. Помимо отработки правильных приемов штриховки и смешивания, для превращения простого линейного рисунка в реалистичный портрет, передающий иллюзию формы и оживляющий ваш рисунок, решающее значение имеет хорошее понимание света, плоскостей и контуров.
Ниже приведено описание того, чему вы можете научиться из этого урока по штриховке. Вы можете нажать на ссылки ниже, чтобы быстро перейти к любому разделу руководства. Однако я настоятельно рекомендую вам прочитать его до конца! ⦁ Введение в графитовые карандаши ⦁ Затенение одним карандашом ⦁ Затенение разными карандашами ⦁ Черно-белый рисунок ⦁ Штриховка ⦁ Перекрестная штриховка ⦁ Циркулизм ⦁ Контурная штриховка ⦁ Как делать штриховку плавно ⦁ Увеличивайте диапазон движений ⦁ Используйте правильное давление ⦁ Постоянство тонов ⦁ Светлая и темная сторона ⦁ Падающая тень и окклюзионная тень ⦁ Резкие и постепенные переходы штриховки ⦁ Ваш ри
Оглавление

Затенение — это процесс нанесения различных уровней затемнения для создания иллюзии формы и глубины. Помимо отработки правильных приемов штриховки и смешивания, для превращения простого линейного рисунка в реалистичный портрет, передающий иллюзию формы и оживляющий ваш рисунок, решающее значение имеет хорошее понимание света, плоскостей и контуров.

Ниже приведено описание того, чему вы можете научиться из этого урока по штриховке. Вы можете нажать на ссылки ниже, чтобы быстро перейти к любому разделу руководства. Однако я настоятельно рекомендую вам прочитать его до конца!

Часть 1: Понимание градаций карандашей

⦁ Введение в графитовые карандаши

⦁ Затенение одним карандашом

⦁ Затенение разными карандашами

⦁ Черно-белый рисунок

Часть 2: Методы штриховки карандашом

⦁ Штриховка

⦁ Перекрестная штриховка

⦁ Циркулизм

⦁ Контурная штриховка

Часть 3: Советы и рекомендации по штриховке карандашом

⦁ Как делать штриховку плавно

⦁ Увеличивайте диапазон движений

⦁ Используйте правильное давление

⦁ Постоянство тонов

Часть 4: Понимание света

⦁ Светлая и темная сторона

⦁ Падающая тень и окклюзионная тень

Часть 5: Введение в плоскости

Часть 6: Представление формы

⦁ Резкие и постепенные переходы штриховки

⦁ Ваш рисунок слишком плоский?

⦁ Выступы и гребни

Часть 7: практика штриховки

⦁ Упражнения по штриховке и распечатанные рабочие листы


Конкретные руководства по штриховке:

⦁ Как затенить лицо

⦁ Как затенить глазное яблоко

Понимание классов карандашей

Чтобы добиться реалистичного рисунка, передающего форму и глубину, ваш рисунок должен иметь широкий диапазон значений. Инвестируйте в набор высококачественных карандашей с диапазоном зернистости, которые соответствуют вашим конкретным потребностям в рисовании. Типичный полный набор карандашей будет варьироваться от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий). Для рисования портретов полный набор не обязателен. Необходимый вам диапазон зависит от типа рисунков, которые вы делаете.

Какие карандаши лучше всего подходят для рисования и штриховки?

Твердые карандашисоздают чистые, четкие и легкие линии, которые отлично подходят для эскизов, архитектурных чертежей, набросков изделий и т. д. Чем тверже карандаш, тем сложнее его растушевывать или размазывать.

Будьте осторожны, заштриховывая или обводя контуры острыми, твердыми карандашами, поскольку они могут оставить на бумаге глубокие вмятины, которые будет очень трудно замаскировать.

Мягкие карандаши создают тусклые и темные линии, которые легко растушевываются. Мягкие карандаши дают больше графита с меньшими усилиями, что позволяет легко заполнять пространство, растушевывать, заштриховывать и добавлять текстуру к вашему рисунку. Это лучшие карандаши для затенения и рисования портретов!

Для рисования портретов я чаще всего использую следующие типы карандашей: HB, 4B, 6B и 8B

Лучшие карандаши для теней не должны содержать примесей.

Определить, насколько твердый или мягкий карандаш, можно по сочетанию букв и цифр, напечатанных на конце каждого карандаша.

H: Твердый

F: Тонкий

HB: Твердый черный

B: Черный

Черно-белое

Черный: С графитовыми карандашами вы не получите глубокий черный цвет. Однако вы можете добиться этого с помощью угля. На самом деле они очень часто используются вместе с потрясающими результатами.
Белый: Вы могли видеть, как художники используют корректирующую жидкость (белила), краску или белый карандаш, чтобы выделить яркие блики на своих рисунках. Это придает рисунку очень эффектный вид и может повысить реалистичность уровня

Затенение одним карандашом

-2

Если в вашем наборе инструментов сейчас только один карандаш HB, вашим портретам, вероятно, не хватает глубины.

Карандаш HB (он же карандаш №2) отлично подходит для рисования предварительных контуров и затенения светлых участков, поскольку не требует больших усилий для создания слабых линий. Однако вам придется приложить немало усилий, чтобы затенить темные тени. Все эти усилия могут повредить вашу бумагу, в результате чего рисунок будет плохо передаваться с разных углов обзора. Не говоря уже о том, что его будет невозможно стереть.

Вот преувеличенный пример на тонкой бумаге для эскизов.

-3

Если вы предпочитаете использовать только один карандаш, я предлагаю использовать 2B , 3B или 4B . Они достаточно гибкие, чтобы достигать обоих концов шкалы значений без особых усилий. Если ваши рисунки обычно легкие, выбирайте 2B. Мой любимый — 4B .



Затенение различными карандашами

При штриховке карандашами разной зернистости каждый карандаш должен покрывать лишь небольшой диапазон тонов.

Для рисунка ниже я использовала HB, 4B и 6B.

-4

HB: Предварительные контуры, несколько бликов, первый слой теней, белки глаз.

4B: Средние тона, легкие тени, детализация, волосы, первый слой штриховки одежды, фон.

6B: Самые темные тени, волосы, одежда, темные участки фона, зрачки, внутренняя часть рта и ноздрей.

Использование нескольких градаций карандашей упрощает работу, поскольку требуется меньше усилий для получения более светлого или более темного оттенка. Например, было бы сложно заштриховать фон, используя HB, и еще сложнее заштриховать блики, используя 6B. Если вам нужна помощь в выборе лучшей зернистости карандаша для портрета, создайте шкалу тонов, используя собственные графитовые карандаши, сравните значения напрямую с эталонным изображением и выберите диапазон карандашей, которые максимально соответствуют нужным вам тонам.

Диапазон значений может сильно различаться от портрета к портрету из-за освещения или цвета кожи. Два лица ниже имеют очень разные блики, средние тона и тени.

-5

Для лица слева я бы использовал оттенок HB для контуров и белков глаз, оттенок 4B для остальной части лица и, возможно, 6B для зрачков.

Для лица справа я бы использовала кисть HB для контуров и бликов, 4B для первого слоя теней, 5B для второго слоя и легких теней, 6B для более темных теней и детализации глаз и, наконец, 9B для самых темных теней.


Методы штриховки портрета карандашом


Ниже приведено несколько техник штриховки карандашом при создании портретов, подходящих как для начинающих, так и для опытных художников.


Штриховка

-6

Эта техника штриховки состоит из серии линий, которые идут в одном общем направлении. Вы можете увеличить значение, применяя большее давление или используя более мягкий карандаш.

Это моя любимая и наиболее используемая техника, особенно для скоростных рисунков! Это очень экономит время.

При использовании этой техники всегда наклоняйте карандаш больше к бумаге, чтобы штрихи были красивыми и толстыми. Это позволяет минимизировать пробелы, что облегчает растушевку.



Перекрестная штриховка

-7

Техника перекрестной штриховки заключается в наложении линий, идущих с разных направлений.

Я использую эту технику для изображения морщинистой или очень текстурированной кожи, а также некоторых типов тканей.

Круговая техника

-8

Круговая техника — моя вторая любимая техника затенения. Она отлично подходит для создания реалистичных текстур кожи. Идея заключается в том, чтобы нарисовать много кругов, которые перекрывают друг друга, создавая тон с каждым добавленным слоем.

Эта техника требует большого терпения!

При использовании этой техники для рисования кожи с мелкими морщинами используйте острый кончик. Для гладкой кожи наклоните карандаш больше, чтобы получить слегка тупые круги, которые гораздо легче растушевывать, придавая коже более мягкий вид.

Контурная штриховка

-9

Эта техника похожа на штриховку или перекрестную штриховку, за исключением того, что вы изгибаете линии, чтобы следовать контуру формы, которую вы заштриховываете. Контурные линии можно рисовать вертикально, горизонтально и даже по диагонали. Это отличная техника штриховки, чтобы попрактиковаться в придании формы вашим линейным рисункам. С острым кончиком карандаша он отлично подходит для штриховки мелких морщин.

На изображении ниже я использовал все реалистичные техники штриховки, указанные выше, чтобы передать морщинистую кожу. Для первых нескольких слоев я использовал циркулизм, затем я использовал остальные три техники штриховки, чтобы добиться различных текстур, которые можно найти в морщинистой коже.

  • Совет: при рисовании морщинистой или грубой кожи не растушевывайте графит.
-10

Советы и рекомендации по штриховке карандашом

Как сделать плавную штриховку


Для получения ровного оттенка карандаша необходимо учитывать несколько факторов.

1.) Хороший контроль давления

Поддерживайте постоянное давление при каждом отдельном движении.

-11

Однако если вы затеняете более светлую область, это поможет уменьшить давление в конце штриха, чтобы получить красивый градиент вместо резкого изменения интенсивности.

-12

2.) Плотные штрихи

Чтобы получить ровный оттенок, вам понадобятся толстые штрихи, которые расположены близко друг к другу. Поднимите руку на карандаше повыше и от кончика. Чем больше вы наклоните сторону грифеля к бумаге, тем толще будут ваши штрихи. Чем толще, тем лучше! Эти штрихи можно легко растушевать.

-13

  • Совет: если по какой-либо причине вы изменили положение руки на карандаше во время штриховки, на всякий случай нарисуйте штрих на ненужном листе бумаги, пока не восстановите прежнюю толщину штриха, прежде чем продолжить рисунок, чтобы не задеть острый край.
-14

Не держите карандаш так, как будто пишете, особенно если вы только что заточили карандаш. Линии сложнее растушевывать, и требуется больше времени и усилий, чтобы штрихи были плотными, не говоря уже о том, чтобы покрыть большую площадь. Рисунок, заштрихованный таким образом, будет выглядеть очень шероховатым.

Однако эта позиция может оказаться очень эффективной для затенения участков кожи с мелкими морщинами/линиями.

3.) Подкладка теней

Это метод, который я придумал некоторое время назад, когда я использую только определенную технику затенения, чтобы очертить области света и тени, прежде чем заштриховать. Я не хочу объяснять это, используя 3 абзаца каждый раз, когда я упоминаю это, поэтому я буду называть это теневой подкладкой с этого момента. Я думаю, что это термин из области автодетейлинга, но он подходит, поэтому я просто буду его использовать.

Например: Если я затеняю лицо методом круговой штриховки, я также буду использовать круговую штриховку для обводки теней и бликов на лице. Если вы не обводите тени или блики, то этот метод может вам не подойти (хотя он очень эффективен для рисования линий роста волос).

Вот пример из моего урока по затенению лица с использованием техники штриховки.

-15

Теневая подводка — отличный способ спланировать штриховку, не допуская, чтобы контуры были видны на окончательном рисунке.

4.) Уменьшение количества белых точек

Чем более фактурная бумага, тем больше белых точек вы получите на своем рисунке. Это может сделать ваш рисунок очень зернистым.

-16

Уменьшить количество белых точек можно следующими способами:

· Затенение во многих слоях. Вы заметите, что с каждым добавленным слоем точки уменьшаются в размере и количестве.

· Вы также можете использовать острый карандаш, чтобы аккуратно заполнить большие или необычной формы точки и улучшить текстуру штриховки.

· Или вы можете растушевать графит, используя инструмент для смешивания по вашему выбору.

5.) Удаляем черные точки

Опять же, если вы используете бумагу с высокой текстурой, на вашем рисунке могут появиться черные точки. Если вы затеняете кожу, эти точки могут выглядеть как щетина (это еще хуже, когда они сочетаются с белыми точками). Если вы собираетесь использовать инструмент для смешивания на своем рисунке, сначала удалите точки!

-17

Сделайте заостренный конец на вашем ластике-клячке, чтобы стереть каждую точку. Слегка промокните! Это утомительно, но того стоит.

6.) Смесь

Перед тем, как растушевать, убедитесь, что штрихи плотные, штриховка равномерная и нет слишком большого количества белых и черных точек. Растушевание сглаживает штриховку, но это не чудодейственное решение для ленивых. Если ваша штриховка изначально неаккуратна, растушевка не поможет.



Увеличьте диапазон движений

Вас раздражают непоследовательные, короткие, прерывистые штрихи?

Улучшите качество своих гребков и увеличьте длину гребков, используя силу локтя и плеча.

-18

Используйте захват карандаша сверху в сочетании с движением локтя и плеча, чтобы создавать более длинные и прямые линии. Это даст вам гораздо более широкий диапазон движения по сравнению с использованием только запястья или суставов пальцев. Чтобы сделать штриховку темнее, нажмите указательным пальцем на кончик карандаша.

Вы также можете держать карандаш обычным хватом, что даст вам большую точность, но это не так хорошо для затенения больших пространств, где требуется плавная штриховка.

Используйте правильное давление


Ваш захват карандаша и движение запястья должны быть в целом свободными, за исключением случаев затенения самых темных тонов и выполнения детализированной работы. Используйте легкое или среднее нажатие и переходите на более мягкий карандаш, когда тот, который вы используете, не может сделать рисунок темнее.



Последовательность ценностей


Недостает ли баланса в общем затенении вашего портрета? Убедитесь, что освещение равномерно по всему портрету, отслеживая, насколько темным вы затеняете каждую область портрета. Вы можете сделать это, вернувшись к одному основному значению. Для меня основным значением является самое темное или самое светлое значение, уже установленное в портрете.

Создайте шкалу значений, которую можно использовать для перекрестных ссылок при необходимости.



Понимание света


При затенении вы по сути воспроизводите ценность света, взаимодействующего с формой. Понимание света имеет решающее значение для создания убедительного портрета.

В качестве примера я буду использовать сферу с одним основным источником света, поскольку свет в ней более предсказуем.

-19

На изображении справа источник света находится сверху слева. Область, обращенная к свету, является светлой стороной, а область, обращенная от света, является теневой стороной.

Переходная зона называется полутень.


Светлая сторона и теневая сторона

Изображение 1
Изображение 1

Сторона, обращенная к свету, состоит из основного света, бликов и средних тонов.

· Основной свет: Область на поверхности формы, которая обращена непосредственно к источнику света. Она темнее, чем блик.

· Выделение: Отражение источника света на форме. Выделение — это самая светлая область, которая будет появляться в разных местах в зависимости от угла обзора. При определенных углах выделение не будет находиться в поле вашего зрения. На глянцевых поверхностях оно будет очень четким, а на матовых — мягким.

· Средние тона: Средние тона — самые темные значения на светлой стороне, они светлее основной тени. Эти области не обращены к свету напрямую. Средние тона кажутся темнее и темнее по мере приближения к теневой стороне, поскольку поверхность формы начинает отворачиваться от света.

Изображение 2
Изображение 2

Сторона, обращенная от света, состоит из основной тени и отраженного света.

· Основная тень: Основная тень или тень формы — это темная полоса, которая появляется после терминатора. На вид основной тени могут влиять отражения или несколько источников света. На «изображении 1» основная тень менее заметна с левой стороны из-за отражений от белого стола.

· Отраженный свет: объекты освещаются не только источниками света, но и отраженным светом. Вот почему тени редко бывают черными. Свет отражается от различных поверхностей, таких как стены или даже частицы пыли в воздухе, создавая отражения. Эти отражения могут различаться по цвету и значению.

Падающая тень и окклюзионная (окружающая) тень

Падающая тень появляется, когда форма блокирует свет, не давая ему достичь поверхности другой формы. Края падающей тени могут казаться мягкими или жесткими в зависимости от интенсивности и расстояния до источника света. При прямом солнечном свете края будут казаться жесткими, тогда как при рассеянном свете, например, в пасмурный день, края будут мягкими.

-22

Чем длиннее становится отбрасываемая тень, тем она становится светлее и мягче из-за отраженного света от окружающей среды.

Область, расположенная непосредственно под сферой, называется окклюзионной (окружающей) тенью и обычно является самой темной областью, поскольку на нее меньше всего влияет отраженный свет.

  • Совет: Вы можете определить направление источника света в сцене, если проследите края отбрасываемой тени относительно формы, от которой она отбрасывается. Можете ли вы обозначить значения на скульптуре носа ниже?
-23

Введение

Самая сложная часть штриховки — это умение добавить нужное количество яркости в нужных местах.

Поверхность куба гораздо проще для реалистичного затенения по сравнению со сферой, поскольку вы можете четко видеть, какие стороны объекта обращены к свету, а какие — от него. Эти плоские поверхности называются плоскостями.

-24

Плоскости, расположенные под прямым углом к ​​свету, являются самыми светлыми. По мере того, как плоскости начинают отклоняться от света, они получают все меньше и меньше света, поэтому кажутся темнее.

Перед тем, как заштриховывать портрет, хорошей практикой будет упростить то, что вы видите, разбивая области лица на плоскости, чтобы ваш мозг мог лучше обрабатывать информацию. Это позволяет вам легче находить световые узоры, а также может улучшить общую точность рисунка.


Представление формы

Ваша штриховка неправильно передает форму, которую вы намеревались нарисовать? Прежде чем что-либо заштриховывать, проанализируйте свой объект, пока не поймете его контуры, вместо того, чтобы пытаться понять это по мере рисования. Действительно полезно наблюдать за объектом с разных углов. Как только вы ознакомитесь с объектом, решите, как вы будете заштриховывать, прежде чем фактически заштриховывать.

Вот несколько вещей, которые следует иметь в виду перед нанесением теней и во время его нанесения:

Резкие и постепенные переходы теней

-25

Если вы хотите передать округлость края, избегайте резких переходов штриховки. Чем более плавной будет штриховка, тем более плавной станет ваша кромка.

Ваш рисунок слишком плоский?

Обычно новички оставляют большие области портрета (например, щеки) белыми. Области, которые остаются белыми или затенены сплошным тоном, указывают на то, что они смотрят в одном направлении. Посмотрите на центральную плоскость лба на трех изображениях ниже.

-26

Центральная плоскость на первом изображении затенена сплошным тоном, что делает ее плоской. Следующие два изображения представляют ряд очень тонких тонов, придавая поверхности небольшие неровности.

Добавление этих значений тонкое, но оно делает свою работу по преобразованию плоской поверхности в более стройную. Также внимательно посмотрите на правую плоскость лба. Затенение еще более тонкое, но все еще не выглядит плоским.

Выступы и гребни

-27

Иногда у нас может быть тенденция переоценивать или преувеличивать тонкие формы, такие как мешки под глазами, прыщи и линии улыбки. Вместо того, чтобы определять форму с помощью контура или линии, практикуйте представление этих форм с помощью градиентов.


Практика затенения


Загрузите рабочие листы для печати ниже и внимательно следуйте инструкциям.

Если у вас нет принтера, ничего страшного. Продолжайте, используя свой альбом для рисования! Если вы хотите попрактиковаться в штриховке простых объектов, возьмите яркую лампу, набор геометрических фигур и создайте сцену!



Упражнение №1: Контроль давления

Для упражнений ниже попробуйте применить советы и методы штриховки, упомянутые в Части 2 руководства. Вы также можете применять различные методы штриховки к упражнениям (перекрестная штриховка, круговая и т. д.).

1.a) Не отрывая карандаш и не делая перерывов, проведите плотные линии вперед и назад от одного конца альбома для рисования к другому. Постепенно увеличивайте давление по мере продвижения. Ваша цель — получить плавный градиент.

-28

1.б) Повторите это еще раз, но на этот раз переходите от темноты к свету.

1.c) Нанесите сплошной тон, не отрывая карандаша.

-29

1.d) Заштрихуйте сплошной тон от одного конца вашего альбома для рисования до другого. Время от времени поднимайте карандаш и слегка поворачивайте его, прежде чем продолжить штриховку. Не забудьте почеркнуть на клочке бумаги, чтобы проверить остроту карандаша, прежде чем продолжить! Ваша цель — сделать так, чтобы казалось , будто вы вообще не поднимали карандаш .

1.e) Выберите несколько разных сортов карандашей, например HB, 2B, 4B и 6B. Заштрихуйте в порядке от самого твердого к самому мягкому карандашу и двигайтесь слева направо. Ваша цель — плавно смешать оттенки, чтобы получилось что-то похожее на изображение 1.a).

-30

1.f) Наложение слоев: Используйте карандаш HB, чтобы равномерно распределить слой графита по всей странице. Разделите область на 4 ячейки, обозначив их 3, 2 и 1. Добавьте более темный слой графита поверх первого слоя слева направо и ослабьте нажим по мере приближения к 1. Сделайте то же самое, но на этот раз остановитесь на 2. Затем то же самое для 3.

На этом этапе вы можете заметить некоторые несоответствия. Внесите исправления, добавив еще несколько слоев, где это необходимо.

-31

1.g) Выберите несколько разных градаций карандашей и заштрихуйте ряд прямоугольников. Используйте только свой карандаш, чтобы смешать все значения вместе.

-32

Упражнение №2: Растягивание и сжатие значений

2.a) Нарисуйте ряд широких и узких квадратов. Заштрихуйте каждый из них вертикальными штрихами. Следуйте этой схеме, используя один или несколько карандашей: Тень, Средний тон, Выделение, Средний тон, Тень.

-33

Упражнение №3: Анализ контуров

3а.) Добавьте контурные линии к каждой из фигур ниже.

-34

3b.) Придумайте свои собственные формы и добавьте к ним контурные линии. Когда закончите, решите, откуда падает свет, и заштрихуйте их.

3c.) Выберите из журнала три совершенно разных лица и нарисуйте вертикальные и горизонтальные контурные линии на каждом лице.

Упражнение №4: Края, свет и тень

4.a) Определите направление света и тени по вертикали вдоль каждой зубчатой ​​линии. Вокруг острых краев затяните ограничитель и ослабьте его вокруг более гладких краев. Если вы действительно хотите усложнить задачу, дайте каждому изображению также отбрасывать тени.

-35

Упражнение №5

5a.) Выберите любые 3 объекта вокруг вас и упростите их с помощью геометрических фигур. Заштрихуйте их, когда закончите.

-36

5б.) Найдите в журнале 3 лица и с помощью ручки обведите основные плоскости.

-37

5c.) Нарисуйте плоские грани и затените их, придумав как можно больше вариантов освещения.

-38

Упражнение №6: Локоть и плечо

6a.) Заштрихуйте 2 фигуры, используя захват сверху, двигая локтем и плечом. Обязательно делайте наброски на отдельном листе бумаги, прежде чем начнете увеличивать толщину линий. Убедитесь, что каждый штрих, который вы делаете, достигает полной длины каждой фигуры. Поднимайте карандаш только тогда, когда вы дойдете от одного конца до другого.

____________

Источник

Автор: Darlene Nguyen
Перевод:
Учусь Рисовать

Мы ВКонтакте

Подписывайтесь на наш ДЗЕН

Наш Telegram канал с книгами по рисованию

-39