Казалось бы, Subaru Legacy RSK с двойным турбонаддувом просто обречена на успех. Да вот проблема – её «младшая сестрица». Сможет ли Legacy выйти из тени великолепной Impreza Turbo, которая стала ещё более грозной в новой модификации RB5 «гоночных» кровей, выпущенной в количестве 444 экземпляров для британского рынка, отметив тем самым возвращение в команду Ричарда Бёрнса, или она обречена плестись в хвосте?
Статья: Impreza Legacy
Автор: Майк Дафф
Фото: Гас Грегори
Год оригинальной публикации в CAR Magazine: август 1999
Недавно, по пути домой в Ланкашир, я заметил, что многое изменилось: особенно пылкие товарищи обзавелись совершенно неожиданными подружками, соседи прирезали себе землицы, а мой кот набрал вес. И при этом все обзавелись «горячими» Subaru Impreza.
Я и сам ездил на север за рулём «официального» Turbo 2000. Неплохая вещь для езды на расстояния до 500 км, но, честно говоря, по сути своей претенциозная. Например, в течение 10 минут до моего приезда я пересёкся с ещё тремя Impreza, у каждой из которых эмблема на крышке багажника была ещё длиннее, чем на моём экземпляре – один из них даже конкретно так меня уделал. Все три имели дополнительный задний фонарь, характерный для машин, поступающих по схеме «серого импорта».
Impreza постепенно становится целым культом и фактически уже им стала. Молодёжь уже начинает это понимать и относится к этому автомобилю с заметной симпатией – как же, их автомобиль мечты, и прямо под боком. Отсюда и изобилие JDM-автомобилей с бесконечными заумными сокращениями: STi, WRX, Version R и, конечно, самый «смак» – 22B. Если прибавить множество компаний, которые предлагают свои услуги по тюнингу и без того «заряженных» Импрез, то начинаешь осознавать, что имеешь дело не просто с автомобилем, а с серьёзным социальным феноменом.
И это при том, что официальные дилеры Subaru (UK) Ltd. заработали на продажах этой машины не слишком много. Будучи ограниченными квотами на импорт и экологическими стандартами, и не желая тратить время на сертификацию мелкосерийных версий (за исключением шестнадцати 22B), всё, что они могут сделать – это продавать официальные модели и направлять клиентов, жаждущих большей скорости, к близким партнёрам из Prodrive.
Я сижу как раз в одной из таких «официальных» машин: новейшая, со 100%-й гарантией и гарантированно неконтрабандная Impreza RB5. Лады, цвета она серого («голубовато-стальной металлик», настаивают в Subaru), а «нафарширована» она как следует. Полный косметический набор: легкосплавные диски, шины и интерьер. По счастью, в нашем экземпляре для повышения динамики имеется заказная опция Prodrive Performance Pack. Пиковая мощность составляет 240 л.с., а крутящий момент – 350 Нм. Не маловато ли для автомобиля с двойным турбонаддувом и электронными системами управления дифференциалом? В то же время приятно согревает душу тот факт, что этот RB5 на гарантии, хотя вряд ли он сумеет за неделю испытаний «сжевать» собственную коробку передач (что, впрочем, уже бывало с более форсированными собратьями нашего автомобиля) – ума не приложу. Именно эта модель посвящена новоиспечённой раллийной звезде Subaru, Ричарду Бёрнсу. Буква "S"? О, это всего лишь средние штрафные баллы за небольшой пробег по стране. Ведь она чрезвычайно быстрая. Настолько ли она быстрая, как нахлынувшая волна оттюнингованных «серых» Импрез? Дабы это выяснить, мы поставили её против «заряженного» и «серого»… эм… Legacy.
Нельзя сказать, что вариант поединка Impreza против Impreza не рассматривался, просто нам не хотелось ставить такой патологический эксперимент. Попытка выявить пределы возможного на таком автомобиле, как крутейшая из «Импрез», могла бы завершиться большими неприятностями. Лучше подумайте об этой Legacy: две турбины, 270 л.с., в комплектации B4 RSK – она и рассматривалась нами как альтернативная интерпретация лучшего Subaru.
Стоит заглянуть под агрессивные обвесы и за легкосплавные колёсные диски – и станет ясно, что оба автомобиля во многом похожи. Оба оснащены оппозитными 4-цилиндровыми моторами с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Оба имеют постоянный полный привод и разные «умные» дифференциалы. И оба невероятно быстры. А вот по динамике и стилю они очень отличаются друг от друга.
Начнём с узнаваемости. За те три дня, что я ездил на Legacy, никто на неё не оглядывался дважды, за исключением одного фермера из Беркшира, который, заслышав издаваемые ею грубые звуки и грозный глас её выхлопных труб, спросил у меня, не дизельная ли это машина.
А вот за те же 72 часа, что я провёл за рулем Impreza, дорожная полиция меня останавливала каждый день. И когда мы однажды остановились, чтобы сфотографировать машину в центре Лондона, то заметили, что за каждым нашим шагом следят объективы камер служб безопасности. Очевидно, что эту Impreza незаметной не назовёшь. Большие колёса, большой спойлер и много шума. При прогреве двигателя он издавал грохот, напоминающий пальбу из пулемёта Гатлинга.
И, конечно, у каждого возникало своё суждение. В частности, один красавчик на фургоне, глядя на меня в машине, прокричал на весь метрополитен: «Слыш, ты кем, б***ь, себя возомнил? Колином, сука, МакРеем?»
Езда в час пик далась RB5 непросто. Несмотря на огромный запас тяги, в этой машине дорожные условия становились особенно стеснёнными, совершать обгоны при езде в сельской местности также было труднее. Не исключаю, что это происходило оттого, что, завидев машину, к нам на дороге начинали инстинктивно подтягиваться все петролхэды в округе. Эти люди демонстрировали бесстрашие истинных исследователей – феномен, который мне самому хотелось бы изучить с чисто научных позиций.
Есть одна особенно сонная деревенька, через которую я регулярно проезжаю, и которая является идеальной меркой для того, чтобы понять, что же в среднем Бакингемшире думают об автомобиле. При отсутствии официальных скоростных ограничений, выбор скорости водителем становится чисто моральной задачей. При этом мощным стимулом к пробуждению совести являются узкие дорожки и знаки «Осторожно, дети!», «Внимание, здесь переходят животные!» или «Осторожно, здесь живут отставные полковники!».
Разумеется, и у меня остатки совести не иссякли. А когда плетёшься по сельской местности в Legacy на «комфортных» 70 км/ч, никто на тебя и не взглянет, и будет дальше потягивать тёпленькое пивко, сидя на веранде и наслаждаться сельской гармонией. Но как только я пересел за руль Impreza – и картина сразу менялась. По мере приближения к деревушке, можно было заметить, как от нарастающей канонады её выхлопной системы дрожали стёкла в окнах домов и сотрясались стены, и я просто чувствовал, как на окнах начинали «гулять» занавески. Конечно, несмотря на тщательно соблюдаемые 45 км/ч, хотя бы один пожилой джентльмен, прогуливающийся с собакой, сокрушённо качал головой, глядя на мои выкрутасы.
Однако, когда вы возьмёте эту парочку на настоящие просторы вдали от посторонних глаз, и задав обоим автомобилям жару, их различия в динамике станут куда более очевидными. Один и тот же мотор, почти одинаковые трансмиссии, но по темпераменту – «серая» и «официальная» Subaru – в лучшем случае, дальние родственницы.
Impreza – машина невероятно опасная. Опасная не тем, что демонстрирует неустойчивость, непредсказуемость или взрывную агрессию. Нет, Impreza не убьёт вас, она заставит вас покончить с собой. Проще говоря, настолько хорошо эта машина делает своё дело, слишком большой соблазн для любого простого смертного (ну, почти) на любой британской дороге. Не автомобиль – а двойной турбонаддув поверх законов физики.
На большой скорости Impreza воспринимается как припавший к земле пылесос, которому нипочём и неровности дороги, и крутые виражи. Она кажется настолько естественной и стабильной, что начинаешь наращивать скорость, чтобы испытать хотя бы признаки ощущения риска, впрыснуть себе хоть немного адреналина. Так будет продолжаться и дальше. Затем, после того как отдалится звук обогнавших вас вертолётов, вы добавляете ещё. И по-прежнему всё устойчиво и нормально, и ХРЯСЬ! вы поверите тому, как льстит вам машина, то получите в награду за своё простодушие жёсткий удар. Отрезвев и едва не обделавшись от страха, после того как в течение 30 секунд разгонялся по не имеющему скоростных ограничений участку дороги, я заставил себя ехать в Impreza на нормальной скорости, чтобы «акклиматизироваться». И затем я принялся фиксировать в своём сознании все потенциальные неприятности, которые могли бы коснуться меня, если бы я не сбросил скорость – коричневый Rover 213, который поворачивал направо, не включая поворотников, и стадо овец на дороге. Отрезвляет как надо. Не помешало бы, чтобы на лобовом стекле RB5 периодически возникало сообщение, вроде: «Ты не Господь Бог, ответ Да/Нет» – и в случае неправильного ответа немедленно останавливать машину.
По сравнению с Impreza, Legacy на ходу значительно ближе к обычному автомобилю. За её рулем не возникает эффекта Nintendo, благодаря JDM-настройкам: мягкая подвеска, сверхлёгкий руль и проваливающаяся, как губка, педаль тормоза. Несомненно, работа Porsche над шасси дала свой результат, но это скорее для комфорта, нежели для езды на пределе возможностей, вплоть до срыва покрышек. Но это вовсе не мешает прохождению поворотов: подвеска справляется с ними играючи, а полный привод исправно делает своё дело, ведя машину по правильной траектории. Представьте себя на любой неухоженной, разбитой, типичной британской дороге – и вы поймёте, что именно в Legacy можно счастливо избежать всех неудобств от перемещения по подобным трассам, которые – смею вас уверить – сполна доставит вам Impreza. Точно так же, при движении по автостраде, Impreza может доставить вам немало неприятных мгновений – хотя бы рёвом своего мотора и шумом своих гигантских покрышек или резкой реакцией на неровности или «кошачьи глазки» (светоотражающая разметка, изобретённая в 1934 году британцем Перси Шоу – прим. пер.). Legacy в тех же условиях тише и мягче. Ладно, хватит одолжений, пора переходить к сути – Impreza быстрее и развивает максимальный крутящий момент при чуть меньшем числе оборотов. Поскольку Legacy тяжелее Impreza на 200 кг, преимущества Legacy в мощности практически не чувствуется: отношения мощности к весу автомобиля у этих машин почти совпадают. Impreza является куда более среднеоборотной машиной – 350 Нм при 3500 об/мин против 343 Нм при 5000 об/мин у Legacy. Поэтому, нужно постараться, чтобы выдать максимум из мотора B4, тогда как RB5 даже на высоких передачах имеет достаточный запас тяги на не слишком больших скоростях.
Но если вы накосячите и выпадете из диапазона хорошей тяги, то Legacy с её двумя турбинами и более крупными цилиндрами справится лучше. Стоит забыть переключиться на более низкие передачи на Impreza (что маловероятно с такой-то «шустрой» коробкой, но только представьте), то вы лишитесь наддува на неожиданно длительное время, пока ротор турбокомпрессора будет изо всех сил стараться набрать обороты.
Интерьеры Subaru всегда были сдвинуты в сторону функциональности, нежели передовых требованиий эргономики, и эта пара – не исключение. Правда, Legacy выглядит слегка респектабельнее, будучи оборудованной цифровой системой климат-контроля и искусными часиками. Несмотря на усовершенствования, салон Impreza по-прежнему выглядит так себе: сплошная чернота и пластмасса, и ни малейших попыток понять, где лучше было расставить кнопки. Приукрашивания включают в себя установку кондиционера и раллийных, отделанных черно-голубым материалом кресел с замшевыми вставками, с очень, увы, ограниченным пространством в ногах для задних пассажиров. В Legacy места полно, но на мой взгляд, для машин, созданных для скоростной езды, подобную просторность лучше реализовывать в универсале.
Но какую же из них лучше купить? Близость цен оправдывает сравнение: £26950 за Legacy (включая £450 за опциональный спойлер) и £27545 за RB5. Естественной развязкой этой истории могла бы стать победа «серого» автомобиля над его серым (уже в прямом смысле) собратом, но RB5 настолько не от мира сего, что подобного финала не будет. Subaru (UK) теперь постоянно занимает верхние строки списков продаж, и это в немалой степени заслуга Impreza – лучшей машине, которую в наши дни можно приобрести за такие деньги. Вот так. Но не забывайте и о Legacy B4. Не самый образцовый автомобиль для пижонов, но этот полноразмерный и просторный 270-сильный седан, в котором легко усядутся четверо взрослых людей, обладает просторнейшим багажником и мгновенно забываемым профилем. Уверен, у британских грабителей появилась идеальная тачка для ухода от погонь.
Мы в соцсетях:
YouTube: www.youtube.com/@autoculture_media
VK: vk.com/autoculture_media (эксклюзивные видео, фильмы и интересные статьи)
Telegram: t.me/autoculture_media (ненапряжный красивый контент + лайв)
Нельзяграм: autoculture.media
Дзен: dzen.ru/autoculture_media
Также вы можете поддержать проект по QR-коду: