Найти в Дзене
Подольские Истории

Трудности строительства железной дороги в Подольском уезде

🔹Мы уже рассказывали, как органы власти сталкивались с трудностями при возведении участка железной дороги в Подольском уезде. Однако, ещё более тяжёлые условия ожидали простых рабочих, которые были заняты исполнением этой сложной и утомительной работы. Именно о них пойдёт наш сегодняшний рассказ. 🔹Заказ на выполнение определённых работ на отрезке от Пахры до Лопасни взяли два подрядчика: государственный крестьянин Иван Андреевич Бусурмин, торгующий в Москве, и наследственный почётный гражданин этого города, купец первой гильдии Андрей Николаев Бухтеев. Они приняли на себя обязательство разместить земляное полотно на данном участке. Согласно контракту, их рабочие должны были приступить к работе 1 июля 1864 года и завершить её к 1 ноября 1865 года. Какие же виды работ были включены в создание земляного полотна? 🔹На участке было много задач, включая вырубку леса, удаление кустарников и корчевание корней; выемку земли, собирание вырытого камня в кучи; строительство земляных насыпей и

🔹Мы уже рассказывали, как органы власти сталкивались с трудностями при возведении участка железной дороги в Подольском уезде. Однако, ещё более тяжёлые условия ожидали простых рабочих, которые были заняты исполнением этой сложной и утомительной работы. Именно о них пойдёт наш сегодняшний рассказ.

🔹Заказ на выполнение определённых работ на отрезке от Пахры до Лопасни взяли два подрядчика: государственный крестьянин Иван Андреевич Бусурмин, торгующий в Москве, и наследственный почётный гражданин этого города, купец первой гильдии Андрей Николаев Бухтеев. Они приняли на себя обязательство разместить земляное полотно на данном участке. Согласно контракту, их рабочие должны были приступить к работе 1 июля 1864 года и завершить её к 1 ноября 1865 года. Какие же виды работ были включены в создание земляного полотна?

🔹На участке было много задач, включая вырубку леса, удаление кустарников и корчевание корней; выемку земли, собирание вырытого камня в кучи; строительство земляных насыпей и песчаных слоёв; формирование откосов, каналов и дренажных систем. Далее выполняли такие работы, как облицовка откосов и канав с использованием камня, уложенного на слой песка и гравия.

🔹Процесс строительства не всегда шел гладко. Дождливая погода вызывала обрушение насыпей, которые приходилось восстанавливать заново. Качество выполненных работ тоже оставляло желать лучшего. Рабочие жили в тяжелых условиях. Подрядчики нанимали в строительные артели преимущественно крестьян из других регионов, беря на себя их питание, жильё и лечение. За работу с 4-5 утра до 9 вечера, с обеденным перерывом, им платили в среднем 32 копейки за пятнадцатичасовой рабочий день. 

🔹Жили строители в ветхих деревянных бараках, спали на нарах с насыпанной на них соломой.

🔹При проверке условий жизни рабочих, чиновником Московско-Курской железной дороги, состояние бараков было признано неудовлетворительным.

🔹Что же ели крестьяне, строившие железную дорогу? Проверяющий чиновник обнаружил следующее:

 «Мясо, хлеб, крупа и капуста были хорошего качества. Квасы же оказались неудовлетворительными, так как из-за холодов не успели закваситься».

Вместо привычных нам чая, кофе или прохладительных напитков рабочие пили кислый квас.

🔹Для лечения больных рабочих подрядчики снимали помещения в частном доме, приспособленном под временный лазарет. Рабочие, жившие в бараках вблизи д. Сергеевки, лечились в лазарете устроенном в селе Молоди. 

🔹На момент проверки в мае 1865 года состояние помещений, где находились больные и пища, которой их кормили, были признаны удовлетворительными. Для лечения больных подрядчиками был приглашен медик, фельдшера и сиделки. Но далее при смене подрядчика, условия в Молодинском лазарете ухудшились. В октябре 1867 года врач Московско- Серпуховского участка Московско-Курской железной дороги при осмотре больных рабочих подрядчика Козлова, находящихся в лазарете вблизи станции Молоди, остался недоволен увиденным. На момент осмотра, 10 пациентов были больны тифом и один острым воспалением брюшины, от которой и умер. Размер помещения был недостаточен для такого количества больных, при этом, оно было грязно и воздух в нем до такой степени был пропитан зловонием, что и здоровому человеку находиться внутри было невозможно. 

🔹Больные лежали на нарах посыпанных соломой, едва прикрытых кусками рогожи. Одеты они были в грязные и изодранные рубища. По мнению врача, «некоторые из больных вряд ли останутся в живых, из-за непринятия мер к лечению». По результатам этой проверки можно сделать вывод, что больных в этот лазарет привозили умирать, а не лечить.

Продолжение ⬆️⬆️⬆️

🔹На год раньше, летом 1866 года в Подольском уезде свирепствовала холера. Двое рабочих побывавших в Подольске, занесли эту заразу в свой барак. Из-за жадности подрядчиков экономящих на своих рабочих, в том числе и на лечении, на стройке были высокая заболеваемость и смертность. К тому же за любую провинность накладывались штрафы. Рабочий больше думал не о качестве работ, а о том, как бы выжить. Нередки были побеги и отказы выхода на работу.

🔹Несмотря на задержки, строительство продолжалось. Среди выполненных работ была укладка чугунных труб для водостоков. Завершающим этапом была укладка рельсового пути. 

🔹Рельсы и шпалы предоставляла администрация работ, и на шпалах нужно было сделать врезки по шаблону. Однако работа остановилась, так как у рабочих не оказалось шаблона. 

🔹Рельсы требовали обработки и сверления отверстий для накладок стрелки и крестовины. Как это часто происходило в России, подрядчики не успели завершить работы в назначенный срок. К тому же, из-за недостатка металла, мосты через реки не могли быть установлены вовремя. 

🔹И только в ноябре 1866 года, с опозданием на год, после тщательного осмотра дороги специальной комиссией, было принято решение открыть регулярное пассажирское движение.

📖При написании статьи была использована книга М.Некрасова «История города Климовска».

Канал: Подольские Истории