Найти в Дзене
Канал про Авто

Вариатор (CVT). Основная информация.

Вариатор, или бесступенчатая трансмиссия, представляет собой систему передачи, позволяющую бесконечно изменять передаточное отношение, что обеспечивает плавный и эффективный процесс движения. Кто изобрел и впервые применил? Основатель фабрики по производству грузовиков DAF, инженер Хуб Ван Доорн со своим братом Вимом засматривался на ременной привод работавших на его заводе промышленных машин — конвейеров и других механизмов. Этот принцип передачи тяги навёл на мысль, что его можно использовать в автомобилях. Первым автомобилем на который установили вариатор был DAF 600 Variomatic, 1958 год. Объём двигателя составлял 600 см³, мощностью 22 л.с. и разгонялся до 90 км/ч! Вес около 600 кг. строится на использовании конусных шкивов и цепей/ремней, которые позволяют изменять диаметр шкивов и, соответственно, передаточное отношение. Это дает возможность двигателю работать в наиболее эффективном диапазоне оборотов, что снижает расход топлива и улучшает динамику. Что касается масел для вариатор
Оглавление

Вариатор, или бесступенчатая трансмиссия, представляет собой систему передачи, позволяющую бесконечно изменять передаточное отношение, что обеспечивает плавный и эффективный процесс движения.

вот такой терминатор
вот такой терминатор

Кто изобрел и впервые применил?

Основатель фабрики по производству грузовиков DAF, инженер Хуб Ван Доорн со своим братом Вимом засматривался на ременной привод работавших на его заводе промышленных машин — конвейеров и других механизмов. Этот принцип передачи тяги навёл на мысль, что его можно использовать в автомобилях. Первым автомобилем на который установили вариатор был DAF 600 Variomatic, 1958 год. Объём двигателя составлял 600 см³, мощностью 22 л.с. и разгонялся до 90 км/ч! Вес около 600 кг.

-2

Принцип работы вариатора

строится на использовании конусных шкивов и цепей/ремней, которые позволяют изменять диаметр шкивов и, соответственно, передаточное отношение. Это дает возможность двигателю работать в наиболее эффективном диапазоне оборотов, что снижает расход топлива и улучшает динамику.

Технические жидкости:

Что касается масел для вариатора, то важно использовать жидкости, рекомендованные производителем. Обычно это специализированные трансмиссионные масла для CVT, которые отличаются по свойствам от обычных масел для автоматических трансмиссий. 3 основных разновидности жидкости:

  1. Первая – это ATF. Она предназначается для того, чтобы смазывать сцепление, тормозную систему и автоматическую трансмиссию.
  2. Вторая – CVTF, специально предназначающаяся для вариаторных коробок. Она немного отличается по своей формуле от первой. Она более вязкая и содержит вещества, которые защищают вариатор от излишнего износа. Другими словами, создана с учётом особенностей бесступенчатой КПП.
  3. Третий вид – это DCTF, подходящий только для тех механизмов, которые имеют двойное сцепление.

Рекомендации по обслуживанию:

Важны регулярная замена масла и фильтра в соответствии с рекомендациями производителя, проверка состояния ремня или цепи, а также проверка уровня жидкости.

Рекомендации по эксплуатации.

При эксплуатации вариатора важно избегать резких разгонов и торможений, соблюдать рекомендации по нагрузке на автомобиль и не перегружать его. Регулярно проверяйте трансмиссию и следите за уровнем масла, чтобы обеспечить долгий срок службы вариатора. Вот еще несколько наглядных рекомендаций:

  • Менять режим селектора переключения только после полной остановки авто, например с режима D (Drive) на R (Reverse, задний ход);
  • Обязательно дать двигателю поработать на холостом ходу перед началом движения, особенно в зимний период. При длительной стоянке масло стекает в поддон, а поскольку низкие температуры делают его густым, то движение сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки.
  • Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна. Так как значительно увеличивается нагрузка на трансмиссию.
  • Вариатор не любит бездорожье.
  • Буксировка на жесткой или гибкой сцепке только с работающим двигателем и положением селектора переключения на N (Нейтраль), если таковых условий нет (двигатель умер, например), то буксировка авто производится путем частичной погрузки (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.
  • С места не заезжать на препятствия по типу бордюров.

P.S.: и на всякий обозначения для "чайников":

P (Parking) — режим парковки

D (Drive) — основной режим движения автомобиля вперед

R (Reverse) — режим движения задним ходом.

N (Neutral) — у автомата предназначена в основном для буксировки автомобиля, либо сервисной транспортировки, когда появляется необходимость полностью отсоединить двигатель от колес. В этом положении выходной вал коробки разблокирован, и автомобиль не управляется трансмиссией, то есть может свободно перемещаться под внешним воздействием.

L или B (Low или Bottom) — пониженная (первая) передача

2 или 2L — движение вперед в режиме переключения коробки не выше второй передачи. Используется при езде на извилистых горных дорогах или холмистой местности.

3 или D3 — переключение не выше третьей передачи. Используется в основном при езде с частыми остановками и на скорости не выше 80 км/ч.

4 или D4 — не выше четвертой передачи. Соответствует обычному режиму движения в нормальных условиях со средней скоростью в 100 км/ч.

S (Sport) позволяет наиболее эффективно использовать мощность силового агрегата. Переключения передач происходят в момент развития максимального крутящего момента двигателя, для обеспечения наилучшего ускорения автомобиля. Для такого режима может использоваться обозначение DS (Drive Sport) в качестве дополнительного пояснения.

M (Manual) — режим ручного переключения, который имитирует работу механической коробки с принудительным последовательным повышением или понижением передач посредством движения рычага в положения + и -, либо подрулевых лепестков.

E (Economic) — Экономичный режим. В противоположность спортивному коробка-автомат обеспечивает плавное ускорение с максимальной экономией топлива, поскольку переключения происходят на относительно низких оборотах двигателя.

Важное примечание: Перевод положения в «N» при краткосрочных остановках не рекомендуется, так как давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям. Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.

Любите и ухаживайте за своим авто!)) Спасибо!