Найти в Дзене
Наука и фантастика

Кошка Хармса и астронавт на Луне

Оглавление

Не так давно по сети промчался призыв NASA устроить коллективный мозговой штурм и придумать, каким образом можно будет спасти пострадавшего или потерявшегося астронавта на Луне.

И это срочно.

Я не шучу!

За что купила, за то продаю.

Космическое агентство США (NASA) запустило новый конкурс, предложив награду в 20 тысяч долларов тому, кто сможет создать систему «пешего» спасения для астронавтов на Луне. Участникам предстоит решить задачу о том, как человек, находящийся на лунной поверхности в «выходном» скафандре и во всем необходимом снаряжении, сможет без использования транспортных средств переместить своего бездействующего напарника (также полностью экипированного) на расстояние как минимум двух километров вверх по склону с уклоном 20 градусов. Сообщается, что победителя объявят и наградят в конце февраля 2025 года.

Впрочем, на сайте НАСА я такого объявления не нашла - но, может быть, плохо искала.

Картинка от Flux
Картинка от Flux

В чем проблема?

Мы уже свыклись с тем, что Роскосмос, как говорится, мышей не ловит. И космическая станция РОС, и корабль Орёл, и собственная лунная программа - всё витает где-то в очень туманном будущем. "Завтра, завтра, не сегодня"...

Но и в NASA случается... всякое. Международная миссия "Артемида" должна отправиться на облет Луны уже в 2026 году, а посадка астронавтов запланирована на 2027. Времени в обрез, и не исключено, что даты отодвинутся.

Так вот: выяснилось, что луномобиля (ровера) у НАСА нет и в обозримом будущем не будет. Не успеют сделать. Планы есть, но создание техники, способно работать в лунных условиях - дело трудное, разработчики обещают готовый результат не ранее 2030 года. То есть, как минимум две экспедиции на Луну должны выкручиваться без ровера.

Интересно, что во время миссии «Аполлон-15» 1971 года астронавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин передвигались на луномобиле - у них он тогда был. Вот такой.

Картинка  из Википедии.
Картинка из Википедии.

А почему нельзя использовать его снова?.. Потому что он остался на Луне. Угнать его оттуда никто не мог, однако лунная пыль - штука жутко вредная и въедливая. К тому же во время эксплуатации случались неполадки. Да и лет прошло очень много. Вряд ли девайс подлежит реанимации.

Луномобили имелись также у экспедиций «Аполлон−16» и «Аполлон−17», и срок их жизни оказался столь же краток.

Для своего времени эти машины были огромным достижением, но их создателя, инженера Ференца Павлича (или Павликса, 1928-2024) уже нет в живых. Чертежи, конечно, остались, но, видимо, решили их не использовать.

Так что требуются некие новые решения.

Почему-то о такой важной составляющей не позаботились загодя, и астронавты - покорители Луны - останутся без колесного транспорта.

А если ЧП?

Астронавтам в любом случае придется покидать окрестности корабля или базы и исследовать относительно близкие окрестности. Пешком. В скафандрах.

Скафандры - очень тяжелые, и даже при учете слабой силы тяжести на Луне они будут весить изрядно. Фактически это мини-корабль на одну персону. Не побегаешь и не попрыгаешь.

И нужно учитывать, что в любой экспедиции может случиться всякое. Упал, сломал конечность. Ударился головой, потерял сознание. Или внезапно стало плохо - сердечный приступ, скачок давления, паническая атака.

Да хотя бы участник просто заблудился или ушел слишком далеко и не успевает вернуться на базу, скажем, до наступления темного времени (что на Луне сопровождается кошмарным перепадом температур).

И как спасать товарища или спастись самому?

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

Кстати, правдивое описание подобной коллизии было в рассказе Лема "Условный рефлекс", где юный пилот Пиркс, отправленный на базу на обратной стороне Луны, сталкивается с вроде бы необъяснимым происшествием.

До этого один из сотрудников базы, русский альпинист Пнин, предупреждал новоприбывшего Пиркса:

...сколько бы вы ни ходили, все равно не научитесь правильно определять расстояние. Тут и дальномер не очень-то поможет, да и кто ходит с дальномером? Взойдешь на вершину, глянешь в пропасть – и кажется тебе, что в ней пятьдесят метров. А в ней, может, действительно пятьдесят, а может, триста или все пятьсот. /.../ На Земле голову разобьешь – заживет со временем, а здесь один хороший удар по шлему, стекло треснет – и все.

Если попробовать заменить архаичные фотопластинки, присутствующие в рассказе Лема, на какое-нибудь современное оборудование, то содержание рассказа окажется вполне актуальным: на Луне нетрудно уйти не так уж далеко и безнадежно потеряться или упасть в глубокую расщелину.

Может, все-таки колеса?

НАСА настаивает на том, что искомое средство спасения - заведомо не ровер.

Не понимаю, почему такое упорство.

Да, проблема лунной пыли никуда не делась. Субстанция страшно липкая, абразивная и инвазивная. Лунное бездорожье - не чета земному, там не всякий вездеход пройдет.

Но что-то компактное придумать, наверное, можно было бы? Ведь проект "Артемида" - международный, там уже сотня участников (недавно и практичная Австрия присоединилась, не Зимбабве беспечное!). Почему нельзя поручить срочное создание лунного ровера нескольким командам, а не одной, заранее прикормленной?

Или... арендовать у собратьев по разуму?

Китайцы ведь тоже собираются на Луну, и вряд ли решили бы отправить туда своих тайконавтов безлошадными.

А есть еще проект и даже рабочая модель марсохода "Розалин Франклин". Он предназначался для Марса - так может, и для Луны бы сгодился? "Розалин" никуда не полетела, ибо рухнул проект с совместным участием США и РФ: на Марс собирались отправить очередной беспилотный корабль, на нем - платформа "Казачок" (недавно ее вернули в Россию), а на "Казачке" - красавица "Розалин".

"Розалин Франклин". Из Википедии
"Розалин Франклин". Из Википедии

А может, и у наших что-нибудь бы нашлось в закромах?...

Спасательный ровер не обязательно должен быть тяжелым и громоздким. Достаточно, чтобы он мог транспортировать человека в тяжелом скафандре назад, на базу.

Космос - дело всего человечества, и вряд ли стоит заранее ограничивать задачи, исходя из принципов сиюминутной экономии или целесообразности.

Если не колеса - то что?

И тут мне припомнился смешной стишок Даниила Хармса про кошку.

Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Иллюстрация из сети
Иллюстрация из сети

Ну да, примерно так.

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

Чтобы надуть воздушный шар, достаточно будет компактного баллончика. А передвигаться придется вприпрыжку. Что на Луне куда проще, чем на Земле.

Или... снабдить экспедицию небольшим дирижабликом.

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

Учитывая отсутствие на Луне атмосферы, нужно придумать, как его быстро заправить и как придать ему нужно направление. На картинке девайс получился огромным, но можно ведь и поменьше. Главное, чтобы его было видно издалека, и чтобы он облегчал передвижение по поверхности, не слишком соприкасаясь с лунной пылью.

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

Нейросеть выдала мне совсем фантастический вариант типа реактивного "крыла", за которое астронавт держится и которое направляет при низком полете над поверхностью. Ногами при этом можно не ходить.

Существуют же реактивные ранцы для передвижения в открытом космосе? Отчего бы не применить идею к лунной реальности?

Я понимаю, что все эти фантазии - совершенно завиральные, ибо я не технарь, а фантаст.

Но вдруг в них есть какое-то рациональное зерно?

Помимо кошки Хармса, вспомнилось еще и английское детское стихотворение:

Balloon, balloon, fly to the Moon!

Картинка от Дезго
Картинка от Дезго

--

Наверное, решение найдут. Моя скромная помощь не потребуется.

Но, будучи одновременно фантастом и приверженцем здравого смысла, я в своей космоопере непременно снабжала все экспедиции на другие планеты дополнительными средствами передвижения и, конечно, спасения. Исследовательский космолет "Гране", семейная собственность баронов Ризеншнайдер, предполагает команду из шести участников, однако это не маленький корабль, просто внутри у него очень много чего: лаборатории, помещения для хранения артефактов, биоматериалов и прочих находок (включая опасные), медицинский отсек, а также один или два легких космических челнока и колесная техника для передвижения по поверхности разных планет. Всё это используется при посещении мертвой планеты Уйлоа (книга "Алуэсса"). Мои бароны - основательные немцы, они не полетят неизвестно куда, не имея всего необходимого для успеха экспедиции.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса".

Сейчас я выкладываю на Литмаркете аудиоверсию "Алуэссы" - пока за скромную плату, чтобы книга не разлетелась по сети бесконтрольно, как предыдущие.