Найти в Дзене
Живописные истории

Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 г.

В 1865 году в сельской местности недалеко от Парижа Клод Моне (1840–1926) работал над «Завтраком на траве», большим полотном, очевидно, вдохновленным картиной Эдуарда Мане (1832–1883) с тем же названием, написанной в 1863 году. Это влияние отражено как в сюжете, так и в большом размере картины (465 x 640 см), не совсем характерном для ранних работ Моне. Такой внушительный размер, должен был бы, по-видимому, впечатлить публику или, по крайней мере, привлечь внимание к картине. Интересно, что художник выбрал для своей пленэрной работы Chailly-en-Bière / Шайи-ан-Бьер в окрестностях Барбизона, колыбели прославленной школы пейзажистов. Тот факт, что будущие импрессионисты обращались за вдохновением к тем же местам, может говорить об их связи с французской традицией пейзажной живописи. Моне не был удовлетворен получившейся работой и, возвращась в Париж, оставил холст на хранение своему домовладельцу в Шайи в качестве залога. Вернувшись через год за картиной он обнаружил, что холст сильно

В 1865 году в сельской местности недалеко от Парижа Клод Моне (1840–1926) работал над «Завтраком на траве», большим полотном, очевидно, вдохновленным картиной Эдуарда Мане (1832–1883) с тем же названием, написанной в 1863 году.

Это влияние отражено как в сюжете, так и в большом размере картины (465 x 640 см), не совсем характерном для ранних работ Моне.

Эдуард Мане, Завтрак на траве, 1863 г.
Эдуард Мане, Завтрак на траве, 1863 г.

Такой внушительный размер, должен был бы, по-видимому, впечатлить публику или, по крайней мере, привлечь внимание к картине.

Интересно, что художник выбрал для своей пленэрной работы Chailly-en-Bière / Шайи-ан-Бьер в окрестностях Барбизона, колыбели прославленной школы пейзажистов. Тот факт, что будущие импрессионисты обращались за вдохновением к тем же местам, может говорить об их связи с французской традицией пейзажной живописи.

Моне не был удовлетворен получившейся работой и, возвращась в Париж, оставил холст на хранение своему домовладельцу в Шайи в качестве залога.

Вернувшись через год за картиной он обнаружил, что холст сильно пострадал от влаги, и поэтому разрезал его на три части.

Сохранились левая и средняя части: первая находится в Музее Орсэ в Париже, а вторая — в частной коллекции.

Фото из Википедии.
Фото из Википедии.

О правой части ничего не известно.

Очевидно, Моне не отказался от своего намерения написать на эту тему картину и в 1866 году создал её уменьшенную версию, которая сейчас находится в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве.

Завтрак на траве, 1866 г. 130×181 см
Завтрак на траве, 1866 г. 130×181 см

Хотя в литературе картина не редко описывается как эскиз к оригинальной большой композиции, не сохранившейся в целостности, приведенные ниже аргументы указывают на то, что это более поздняя копия.

В переписке Моне со своим другом Фредериком Базилем (1841–1870) говорится, что художник работал над большой композицией в основном летом 1865 года. Настоящее полотно было написано годом позже.

В 1963 и 1973 годах московская картина была подвергнута рентгеновскому и спектральному анализам, которые показали, что подпись художника и дата — 1866 год — были современны остальной части картины.

-4

Рентгенограммы также позволяют проследить основные этапы создания картины и увидеть, что многие фигуры были переписаны, поскольку художник стремился достичь большего композиционного единства.

Сравнение рентгенограмм настоящей картины с фрагментами более крупной работы, также подтверждает мнение о том, что московское полотно было выполнено позже.

Различная техника выполнения этих двух работ еще раз подтверждает этот вывод.

В то время как московская картина с тонким сочетанием цвета и освещения создает впечатление гармоничного целого, парижский вариант, с его яркими цветовыми пятнами и резким контрастом света и тени, производит более жёсткое и диссонирующее ощущение.

На картине изображены ближайшие соратники Моне: его невеста Камилла Донсье послужила моделью для женских фигур, а его друзья-художники Ламброн (1836–1926) и Базиль позировали для мужских образов (последний изображен стоящим слева, посередине и у дерева, а также сидящим под деревом).

-5

Для Моне гораздо важнее индивидуальных черт его моделей (только четыре из двенадцати фигур на картине обращены к зрителю, остальные показаны либо в профиль, либо спиной к нам) была сцена в целом.

Больше всего его интересовало слияние фигур с пейзажем, передача воздуха и света и их влияние на цветовую гамму.

Композиция настоящего полотна не полностью совпадает с оригинальной версией.

Например, бородатый мужчина (предположительно Гюстав Курбе (1819–1877)) среди сидящих был заменен на московской картине молодым человеком (предположительно художником Ламброном).

-6

По мнению некоторых искусствоведов, Моне мог ретушировать некоторые детали средней части, поскольку после того, как оригинальный холст был разрезан, его центральная часть содержала часть фигуры собаки и нелепо выглядящие отрубленные ноги лежащего человека. Изменения должны были скрыть последствия этого принудительного расчленения.

Рентгенограмма сохранившейся левой части более крупной работы в Музее Орсе показывает, что изначально три фигуры слева были почти идентичны фигурам на московской картине.

Поэтому разумно предположить, что на московском полотне художник намеревался вернуться к оригинальной версии композиции.

Моне, должно быть, придавал большое значение «Завтраку на траве», поскольку в своих набросках для картины он прорабатывал как сам пейзаж без фигур, так и некоторые группы фигур, помещенных в пейзаж.

Цикл статей посвященных жизни и творчеству Клода Моне:

Клод Моне | Живописные истории | Дзен