Интернет - это сеть международная, но вид ее зависит от страны. И если в Европе, Америке и России интернет будет не сильно различаться, то вот в Поднебесной привычную “всемирную” паутину можно даже и не узнать.
Китайский сегмент интернета - это вообще уникальный феномен, который можно назвать полностью автономной сетью. Мягко говоря, если типичному юзеру из России показать их сайты и социальные сети, то они ему покажутся знакомыми, но он вряд ли что-либо поймет. Но у китайской сети есть свои крутые “фишки”, как и, впрочем, недостатки.
Масштабы в китайском интернете
Масштабы цифровизации в Поднебесной поражают воображение. На сегодняшний день аудитория китайского интернета превышает миллиард пользователей, что делает страну абсолютным лидером по этому показателю. При этом потенциал роста колоссален.
Государственная политика Китая целенаправленно стимулирует развитие цифровых технологий. Текущий пятилетний план развития страны уделяет приоритетное внимание цифровой трансформации экономики. Амбициозная программа по обеспечению широкополосным доступом всей территории страны, даже самых дальних деревень на севере, служит катализатором дальнейшего роста интернет-аудитории.
Регулирование интернета
Парадоксальным может показаться тот факт, что авторитарное правительство активно поддерживает развитие интернета.
Однако власти рассматривают цифровизацию как мощный драйвер экономического роста, при этом создавая эффективную систему контроля над информационным пространством.
Государственное регулирование интернета в Китае осуществляется открыто и последовательно. Зарубежные сервисы, не признающие китайскую юрисдикцию и правила, сталкиваются с серьезными ограничениями – даже такой гигант как Google не смог наладить нормальную работу с правительством и покинул страну. Сейчас сервисы Гугл доступны только через VPN, которые тоже желательно скачивать до прибытия в Китай.
Отмечу, что такие ограничения, как правило, не касаются таких специальных административных районов Китая как Макао и Гонконг. Там, в основном, все работает.
Приводя в пример такое мощное государственное регулирование, многие иностранцы пытаются доказать, что китайский интернет на голову хуже, чем западный. Но в этом мире нет ничего черного и белого.
Интернет в Китае интереснее и веселее
Прежде всего, в Китае более 1 миллиарда пользователей Интернета. Масштаб очень не малый, а значит и спрос на рынке большой - в эту область вливаются колоссальные деньги из карманов инвесторов по всему миру.
В конце концов, именно в Китае появились многие популярнейшие на сегодняшние день известные интернет-компании, такие как TikTok, Tencent, Ali, Bytedance и Huawei.
Во-вторых, в Китае быстро развиваются сферы развлечений, кино и телевидения, электронной коммерции и другие, а мобильные платежи обладают множеством функций, они быстры и удобны.
В-третьих, в китайском Интернете есть очень много смайликов, боевых картинок, секретных кодов, а также свежих и интересных шуток, которые понятны только своим.
Также большое население страны и скорость развития интернета позволяют онлайн-компаниям открывать свои точки по всей стране и не беспокоиться о маленьком спросе. В России уже в каждом городе есть десяток точек Wildberries, а в Поднебесной подобных магазинов превеликое множество по всей территории. Доставки товаров и решение проблем происходят намного быстрее, чем в России.
Пространство для стартапов и разработок
Изоляция от глобальной конкуренции парадоксальным образом стимулировала развитие инновационной экосистемы. Отсутствие международных игроков создало условия для появления локальных аналогов популярных сервисов, которые со временем эволюционировали в самобытные и технологически продвинутые платформы.
В сферах электронной коммерции и мессенджеров китайские компании демонстрируют впечатляющие достижения, задавая тренды мировой индустрии. Показательно, что функционал WeChat послужил ориентиром для развития мобильных сервисов Facebook. Жесткая конкуренция между китайскими онлайн-ритейлерами способствует оптимизации логистики и снижению цен.
Китай формирует собственную модель управления интернетом, сочетающую государственный контроль с пространством для инноваций и развития. Хотя успешность этого эксперимента пока неочевидна, его влияние на глобальное цифровое пространство будет только возрастать. Уникальный китайский подход к организации интернета может стать альтернативной моделью развития информационного общества.
Эта трансформация традиционного представления об интернете как пространстве неограниченной свободы имеет далеко идущие последствия для всего мира. Китайский опыт демонстрирует возможность существования эффективной национальной модели регулирования цифрового пространства, сочетающей элементы государственного контроля и рыночной конкуренции.
А вы что думаете?
Спасибо за ваше внимание. Подписывайтесь на канал и делитесь своими комментариями.