Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Смута в эпизодах. Антигерой истории Ярославля

Давайте поговорим об одном из действующих лиц Смуты – князе Фёдоре Барятинском. Фёдор Петрович, по прозвищу Борец, происходил из младшей ветви черниговских Рюриковичей. Представители этого рода не могли похвастать богатством и видными назначениями, они не поднимались в должностях выше городовых и полковых воевод. Мы воспринимаем Фёдора Барятинского, скорее, как отрицательного персонажа. Ещё бы, сдал Ярославль второму Самозванцу! А вот в Сибири князь Барятинский удостоился памятника. Дело в том, что в 1594 году, после участия в походе на шведскую Нарву, князь Фёдор получил назначение в Сибирь. Там, на правом берегу реки Оби, он построил острог и заложил город Сургут, который быстро стал одним из центров освоения Сибири. Поэтому на памятнике Основателям Сургута, открытом в 2002 году, мы видим князя Барятинского, воеводу Аничкова и безымянных священника и казака. В 1598-м Фёдор Петрович участвовал в избрании Бориса Годунова на царство. С 1601 года выполнял дипломатические поручения в Крым

Давайте поговорим об одном из действующих лиц Смуты – князе Фёдоре Барятинском. Фёдор Петрович, по прозвищу Борец, происходил из младшей ветви черниговских Рюриковичей. Представители этого рода не могли похвастать богатством и видными назначениями, они не поднимались в должностях выше городовых и полковых воевод.

Мы воспринимаем Фёдора Барятинского, скорее, как отрицательного персонажа. Ещё бы, сдал Ярославль второму Самозванцу! А вот в Сибири князь Барятинский удостоился памятника. Дело в том, что в 1594 году, после участия в походе на шведскую Нарву, князь Фёдор получил назначение в Сибирь. Там, на правом берегу реки Оби, он построил острог и заложил город Сургут, который быстро стал одним из центров освоения Сибири. Поэтому на памятнике Основателям Сургута, открытом в 2002 году, мы видим князя Барятинского, воеводу Аничкова и безымянных священника и казака.

Памятник Основателям Сургута, в том числе князю Фёдору.
Памятник Основателям Сургута, в том числе князю Фёдору.

В 1598-м Фёдор Петрович участвовал в избрании Бориса Годунова на царство. С 1601 года выполнял дипломатические поручения в Крыму и Швеции. Правда, его миссия в Крым провалилась, хан даже нажаловался Борису Годунову, что Барятинский ничего не сделал, чтобы остановить казачьи набеги на крымские земли. Царь Борис отозвал незадачливого посла из ханства и даже наложил на него опалу.

Возможно, поэтому с началом Смуты Барятинский перешёл на сторону Лжедмитрия I. Но затем он изменил Самозванцу и поддержал Василия Шуйского. В 1608 году царь Василий назначил Барятинского первым воеводой в Ярославль. Когда соседний Ростов захватили и разорили войска тушинцев, князь убедил ярославцев присягнуть Лжедмитрию II. Возможно, действительно пытался спасти город от разорения, а может, им двигал голый расчёт. Как-никак, Лжедмитрий сделал его боярином. Более того, он даже Вологду убедил перейти на сторону Самозванца. Впрочем, вологжане вскоре одумались.

Позже Барятинский пытался остановить произвол польско-литовских наёмников Самозванца в Ярославле. Он жаловался то Лжедмитрию II, то гетману Сапеге. Но без особого успеха. А ещё конфликтовал со вторым воеводой Иваном Волынским, которого Лжедмитрий II прислал для усиления своей власти в Ярославле. В письме Сапеге Барятинский и его дьяк Богдан Сутупов обвиняли Волынского, что тот «ссорит их с литвой и поляками».

Как выглядел Барятинский, мы не знаем. Это его портрет работы Ксении Стекольщиковой для нашей игры "Спасти Ярославль.
Как выглядел Барятинский, мы не знаем. Это его портрет работы Ксении Стекольщиковой для нашей игры "Спасти Ярославль.

В апреле 1609 года ярославцы узнали о разгроме отряда полковника Тышкевича в сражении под Егорьевским (Горинским) и подняли восстание против сторонников Лжедмитрия II. Несмотря на это, Барятинский и Сутупов сумели ускользнуть из города. А польский ротмистр Стрела умудрился при побеге из Ярославля связать и прихватить с собой Ивана Волынского. Как только вся компания добралась до Тушинского лагеря, князь Фёдор тут же обвинил Волынского в организации восстания в Ярославле. Но Иван Иванович сумел оправдаться перед Лжедмитрием II и избежал наказания. Впрочем, вскоре Волынский сбежал из Тушина и перешёл на сторону царя Василия Шуйского и получил назначение… в Ярославль! Похоже, обвинения со стороны Барятинского были небезосновательны.

Князь Фёдор до конца оставался последовательным сторонником Тушинского вора. Когда тот выступил против поляков, то отправил Барятинского укреплять Новгород-Северский против недавних союзников.

Смута в эпизодах | Алексей Бакуменко | Дзен

После прихода к власти царя Михаила Романова Барятинский снова был отправлен послом в Швецию и участвовал в подготовке Столбовского мира. Он, конечно, не мог пользоваться боярским чином, полученным от Лжедмитрия II, но по-прежнему получал различные воеводские должности. Новый царь не разбрасывался толковыми администраторами. Считается, что в 1635 году Фёдор Петрович был снова отправлен на воеводство в Сибирь, но князю тогда было больше 80 лет, так что это назначение – маловероятно. Тем не менее, из всех участников ярославской истории 1608-1609 годов у Барятинского карьера сложилась лучше всего…

P.s. Ссылка на беседу с профессором Вячеславом Козляковым об обороне Ярославля от войск Лжедмитрия II и его польско-литовских союзников: https://vk.com/podcast-217098103_456239138.