Найти в Дзене
Музкультура

Стриминги и их влияние на музыкальную культуру: еще не зло, но где-то рядом

Стриминговые сервисы прочно «прописались» в наших гаджетах, жизнь без них уже сложно себе представить. С их помощью мы смотрим фильмы, слушаем музыку и даже играем в игры, не забивая память наших устройств — это очень удобно. Однако своим появлением стриминговые сервисы изменили не только музыкальную индустрию, но и музыкальную культуру в целом, наши с вами вкусы и привычки. Во зло или во благо? В этой статье будем рассуждать и искать ответ. Внимание, чтение будет долгим! Впрочем, если вы хорошо знакомы с устройством стриминговых музыкальных сервисов, первые три раздела можете спокойно пропустить. Стриминговые музыкальные сервисы, такие как Spotify, VK Музыка, Apple Music, Яндекс.Музыка и другие — это онлайн-платформы, на которых пользователи могут слушать музыку на своих устройствах без необходимости заранее загружать файлы и выделять для них место в памяти. Такие сервисы работают по принципу потокового вещания, когда музыка передаётся от сервера к пользователю в режиме реального врем
Оглавление

Стриминговые сервисы прочно «прописались» в наших гаджетах, жизнь без них уже сложно себе представить. С их помощью мы смотрим фильмы, слушаем музыку и даже играем в игры, не забивая память наших устройств — это очень удобно. Однако своим появлением стриминговые сервисы изменили не только музыкальную индустрию, но и музыкальную культуру в целом, наши с вами вкусы и привычки.

Во зло или во благо? В этой статье будем рассуждать и искать ответ. Внимание, чтение будет долгим! Впрочем, если вы хорошо знакомы с устройством стриминговых музыкальных сервисов, первые три раздела можете спокойно пропустить.

Всевидящее око алгоритмов: они знают, что вы любите, о чем мечтаете, что ищете в интернете и чего хотите от жизни
Всевидящее око алгоритмов: они знают, что вы любите, о чем мечтаете, что ищете в интернете и чего хотите от жизни

Что такое стриминговые сервисы?

Стриминговые музыкальные сервисы, такие как Spotify, VK Музыка, Apple Music, Яндекс.Музыка и другие — это онлайн-платформы, на которых пользователи могут слушать музыку на своих устройствах без необходимости заранее загружать файлы и выделять для них место в памяти. Такие сервисы работают по принципу потокового вещания, когда музыка передаётся от сервера к пользователю в режиме реального времени, то есть, транслируется на ваше устройство прямо во время просмотра или прослушивания.

Различные технологии, такие как сжатие видео и аудио, оптимизация скорости передачи данных, позволяют наслаждаться высококачественным контентом даже при медленном интернет-соединении.

Одним из главных преимуществ стриминговых сервисов является их доступность: многие платформы предлагают бесплатные версии своих услуг, пусть и с некоторыми ограничениями, а подписка, дающая полный доступ ко всем функциям, обычно стоит недорого.

Музыка всегда в кармане. Какую вы выбираете и почему? Попробуйте задуматься об этом. Фото: unsplash.com
Музыка всегда в кармане. Какую вы выбираете и почему? Попробуйте задуматься об этом. Фото: unsplash.com

Часть глобальной культуры

Стриминговые сервисы – это мощный инструмент для доступа к бесконечно большому количеству контента в любой момент. Вот только некоторые статистические данные, которые помогут понять масштабы этой технологии:

1. Количество загружаемой музыки

По данным различных стриминговых платформ, ежедневно загружается около 120 000 новых единиц музыкального контента, а прослушивания исчисляются миллионами в день. База Яндекс.Музыки на дату выхода статьи насчитывает около 76 миллионов треков, а библиотека Apple Music – более 90 миллионов.

Для понимания: если взять среднюю продолжительность трека три минуты, то чтобы переслушать все выложенные на разные платформы треки вам понадобится более 600 лет! Так что, как бы ни хотелось послушать всю музыку в мире, сделать это попросту невозможно.

2. Количество пользователей

Аудитория стриминговых сервисов тоже впечатляет. Например, по данным VK Музыки средняя месячная аудитория платформы составляет 41 миллион слушателей. По данным РБК в 2023 году музыкальными стримингами в среднем ежемесячно пользовались 76,3 млн человек, из них более 20 миллионов имели платную подписку. За год эти цифры наверняка выросли еще больше.

3. Объемы доходов

Стриминговые сервисы изменили принципы формирования и распределения денег в музыкальной индустрии. Доходы популярных артистов от стриминга (то есть, от количества прослушиваний их музыки) могут быть сопоставимыми с доходами от концертной деятельности.

Неплохо зарабатывают и сами платформы: Ассоциация «НФМИ» подсчитала, что в России в 2023 году музыкальные стриминги заработали больше 25 миллиардов рублей! А это, согласитесь, очень серьёзные цифры.

Можно сделать уверенный вывод, что стриминговые сервисы, предоставляя доступ к музыке в любое время и в любом месте, во многом стали определять направление развития музыкальной культуры в стране и в мире. Эту значимость уже никак не получится сбросить со счетов.

Создать карусельСтриминговые сервисы сопровождают нас с момента рождения, идут с нами по жизни и провожают в последний путь. Сколько музыки за жизнь мы успеваем переслушать? Один из авторов Headphones Addict подсчитал, что обычный человек со средней продолжительностью жизни может прослушать около 1,2 млн песен
Создать карусельСтриминговые сервисы сопровождают нас с момента рождения, идут с нами по жизни и провожают в последний путь. Сколько музыки за жизнь мы успеваем переслушать? Один из авторов Headphones Addict подсчитал, что обычный человек со средней продолжительностью жизни может прослушать около 1,2 млн песен

Стриминги для слушателей: плюсы и минусы

Стриминговые музыкальные сервисы имеют ряд преимуществ перед традиционными способами прослушивания музыки, однако не лишены и недостатков. Рассмотрим основные особенности стриминговых платформ:

  1. Пользователи могут наслаждаться музыкой везде, где есть доступ к интернету. Но если у вас нет стабильного соединения или оно внезапно прерывается, вы не сможете слушать музыку, что может быть особенно неприятно в поездках или в местах с плохим сигналом.
  2. Не нужно загружать музыку на своё устройство, что освобождает место для других файлов. Но не все сервисы позволяют подгружать треки для офлайн-прослушивания, что, опять же, может быть неудобно, если стабильного сигнала нет.
  3. На платформах вас ждет бесконечно большое количество музыки от разных исполнителей, всех возможных жанров и разных лет с достаточно удобным поиском: по стилю, настроению, ключевым словам, временным периодам и так далее. Однако качество музыки никем не регулируется и не отслеживается: выложить свой трек может абсолютно любой человек. Иногда нужно немало времени, чтобы среди всей этой кучи отыскать именно ту музыку, которая понравится. Ну или снизить собственную музыкальную взыскательность, что мы вам, конечно, не советуем.
  4. Одним из основных недостатков стриминговых сервисов является необходимость платить за доступ к музыке и за возможность слушать её без рекламы. Бесплатные версии тоже есть, но для полноценного использования большинства функций требуется платная подписка на месяц, год или иной период. Сумма за подписку обычно небольшая и не слишком заметная, но если сложить все платежи по подпискам в разных сервисах, может выйти кругленькая сумма.
  5. Качество звука на стриминговых сервисах варьируется в зависимости от вашего устройства и настроек. Некоторые платформы предлагают только стандартное качество, что может не удовлетворять некоторых особо требовательных к звучанию пользователей.
  6. Иногда стриминговые сервисы могут удалять треки или ограничивать доступ к исполнителям из-за проблем с авторскими правами или требований законодательства. Это может быть неприятно для пользователей, которые привыкли слушать определенные песни, но это в том числе способ защитить нарушенные права авторов.

Платформы конкурируют друг с другом за внимание пользователей, предлагая эксклюзивные и разнообразные музыкальные каталоги, постоянно улучшая набор функций и работая над интерфейсом. Однако пользователи часто хранят верность одному сервису, наиболее подходящему им по возможностям и бюджету.

Создать карусельСтоимость оборудования современной студии звукозаписи приближается к цене космического корабля. Не буквально, конечно, но все равно это огромные суммы, которые не только окупаются, но и приносят прибыль. Все ради того, чтобы на стримингах появилось ещё больше музыки! Фото: unsplash.com
Создать карусельСтоимость оборудования современной студии звукозаписи приближается к цене космического корабля. Не буквально, конечно, но все равно это огромные суммы, которые не только окупаются, но и приносят прибыль. Все ради того, чтобы на стримингах появилось ещё больше музыки! Фото: unsplash.com

Стриминги для музыкантов: новые возможности, новые требования

Стриминги предлагают музыкантам уникальные возможности, о которых раньше можно было только мечтать. Теперь каждый может быть услышан! Впрочем, прилагать усилия все равно придётся, но это уже будут усилия несколько иного рода, чем ранее.

Итак, что же предлагают стриминги музыкантам?

1. Доступ к широкой аудитории

Музыкантам открылся прямой портал к огромной аудитории по всему миру: выйти за пределы своих локальных рынков и привлечь слушателей из разных уголков планеты стало в разы легче. Молодые музыканты, которые ранее практически не имели шансов получить широкую известность, при определённой удаче и настойчивости могут не только завоевать любовь множества поклонников, но даже «перебить» своих более звёздных коллег.

2. Продвижение и маркетинг

Стриминги предлагают множество инструментов, как платных, так и бесплатных, для продвижения своего творчества. Это размещение в курируемых плейлистах, различных подборках, рекомендации алгоритмов или возможность рекламировать свою музыку. Все это помогает повысить узнаваемость артиста и увеличить количество прослушиваний, поддерживать связь с имеющимися поклонниками и привлекать новых.

3. Аналитика и обратная связь

Платформы дают музыкантам доступ к аналитике и обратной связи от слушателей. Можно отслеживать популярность своих треков, понимать, какие песни нравятся аудитории и вносить необходимые изменения в своё творчество или обновлять маркетинговые стратегии.

4. Монетизация и доходы

Доходы платформ формируются в основном из подписок и рекламы, затем часть перераспределяется между артистами, лейблами, правообладателями. Музыканты в основном зарабатывают на количестве прослушиваний, есть и некоторые другие способы монетизировать себя через платформы (донаты, продажа мерча, билетов на концерты). Однако не стоит думать, что создатели музыки теперь купаются в деньгах: цена прослушивания мизерная (1-6 копеек за одно прослушивание), хоть сколько-то заметные суммы начинаются от сотен тысяч прослушиваний, которые еще надо умудриться себе обеспечить!

5. Защита авторских прав

Сервисы потокового вещания заключают с лейблами, дистрибьюторами и исполнителями лицензионные соглашения, по которым платформы могут легально предлагать пользователям музыку, а правообладателям – положенные за прослушивания гонорары. При этом нарушения чужих авторских прав довольно быстро выявляются и пресекаются. Процветавшее совсем недавно музыкальное пиратство стремительно вымирает: невысокая стоимость подписки (и огромные суммы штрафов) решила эту проблему, вернув артистам их законные доходы.

Таким образом, стриминговые музыкальные сервисы предоставляют музыкантам множество возможностей для развития своей карьеры. Остается лишь выбрать подходящую платформу и эффективно использовать её инструменты для достижения своих целей.

Создать карусельТак тоже можно делать музыку. И поверьте, это ещё неплохой набор! Некоторые умудряются «писать биты» просто в телефоне – есть масса приложений, предлагающих легко и просто создавать свою музыку буквально на ходу. Фото: unsplash.com
Создать карусельТак тоже можно делать музыку. И поверьте, это ещё неплохой набор! Некоторые умудряются «писать биты» просто в телефоне – есть масса приложений, предлагающих легко и просто создавать свою музыку буквально на ходу. Фото: unsplash.com

А в чём проблема?

Появление стриминговых сервисов изменило не только мировую музыкальную индустрию, но и повлияло на музыкальную культуру в целом. Далеко не всегда эти изменения позитивные. Музыка всё чаще воспринимается как услуга или товар; нечто, призванное заполнить собой тишину. Включить музыку только для того, чтобы её послушать – уже редкость, чаще она сопровождает какие-то наши дела: спорт, уборку, путь на работу и так далее. Это вовсе не удивительно, ведь доступность, массовость объекта всегда резко снижает его ценность.

Среди явных проблем, порождённых стримингами и которые нам с вами ещё только предстоит решить, можно выделить следующие.

1. Отсутствие контроля над контентом

Одна из первейших проблем, о которой мы выше уже упоминали: никто не отслеживает, какого качества музыка попадает на стриминговые платформы, обладает ли она хоть какой-то художественной ценностью. Музыка выливается на слушателей одним сплошным потоком, в котором им предлагается разбираться самостоятельно, полагаясь только на свой вкус. Именно в такой атмосфере музыкального хаоса уже выросли поколения детей, не заставших мира без интернета, не умеющих отличать хорошую музыку от плохой, профессиональную – от сделанной «на коленке».

Что интересно, с тех пор, как авторы музыки обрели полнейшую свободу действий, прямой доступ к слушателям и все возможные инструменты, включая искусственный интеллект, становится все меньше и меньше хитов мирового уровня, что гремят на всю планету и оказываются у всех на устах. Много ли таких, выпущенных за последние 5-10 лет, вы сами можете вспомнить?

2. Снижение требований к качеству и художественности

Появление стримингов привело к значительному увеличению аудитории и расширению музыкального рынка, что вынудило всю индустрию перестраиваться и адаптироваться к новым условиям. Заметно упали доходы лейблов и музыкантов от продаж альбомов, производство физических носителей прекращает своё существование вовсе, а главенствующие позиции на музыкальном рынке занял диждитал-маркетинг. Огромное количество новых денег, рекой потёкших в музыкальный бизнес, сместило фокус внимания с таланта на продаваемость, а познания в рекламе, продвижении и продажах для музыканта стали чуть ли не важнее, чем собственно в музыке. На чистое творчество порой и времени не остаётся, если нет специального человека или бюджетов на продвижение: интенсивность, разноплановость и напряжённость работы музыкантов выросли в разы.

На передний план выходит не столько качество, сколько количество выпускаемой авторами музыки: во-первых, надо постоянно напоминать о себе, а во-вторых, «расталкивать» многочисленных коллег. При этом сами композиции становятся всё короче, авторы стараются начинать сразу с главного, чтобы с первой ноты завладеть вниманием слушателя, листающего бесконечную ленту рекомендаций. Концептуальные альбомы, предназначенные для прослушивания целиком, постепенно сдают свои позиции: на пике выпуск одиночных «синглов», чем больше и чаще, тем лучше. Эдакая гонка, где удача нередко играет решающую роль.

3. Падение интереса к живой музыке

Концерты и живые выступления когда-то были единственным способом услышать музыку. Позже появились радио и телевидение, но попадали туда лишь избранные единицы, а малоизвестные артисты и группы завоевывали сердца своих поклонников на небольших концертных площадках. Через какое-то время пришли компакт-диски и кассеты, ещё сократив дистанцию между музыкантами и их слушателями – но концерты по-прежнему были неотъемлемой частью музыкальной жизни, умение хорошо играть вживую было необходимостью. Сейчас же артисты, особенно работающие в современных жанрах, уделяют всё меньше внимания навыкам живого исполнения, фокусируясь на выпуске новых песен. А слушатели зачастую предпочитают провести вечер дома, слушая любимую музыку из колонок. Это относится и к детскому музыкальному развитию: родителям бывает проще включить ребёнку классическую музыку в гаджете, чем куда-то ехать и слушать её живое исполнение.

Гигантские библиотеки всевозможных звуков, какие только можно придумать, убрали неизбежность записи живых музыкальных инструментов — теперь это выбор самих музыкантов, что им использовать в своей музыке. Но даже если в библиотеках не нашлось нужного звука – его можно синтезировать, создать самому. Когда-то это была мечта изобретателя первого российского синтезатора АНС Евгения Мурзина: вывести композитора за рамки возможностей оркестра, вложить в его руки весь спектр звуков, чтобы в этой свободе проявилось истинное творчество. Что ж, его мечта сбылась. Но так ли, как он хотел?

Академическое музыкальное искусство тоже вынуждено приспосабливаться к современным тенденциям, конкурировать с массовым творчеством, снижая свои ценностные критерии в угоду публике. Доступность любой музыки в любое время обесценивает достижения классической музыкальной культуры, поставив её на один уровень со всем остальным – если нужно, всегда можно нажать одну кнопку в телефоне. Но часто ли возникает такая нужда? Поэтому филармониям, музыкальным театрам порой приходится «лезть из кожи вон» в попытках заманить зрителя и слушателя на концерт. Бывает, что это принимает совершенно гротескные формы, за которыми музыки уже и не видно.

4. Снижение уровня образованности и культуры

Стриминги дают возможность любому человеку выкладывать своё музыкальное творчество на всеобщее обозрение. А множество специальных программ позволяют даже совершенно не образованным музыкально людям нажать буквально пару кнопок, чтобы создать свой трек. Получается, что развитие цифровых продуктов и технологий, в частности, стримингов, приводит к тому, что теперь не требуется ни знаний, ни образования, ни даже художественного вкуса, чтобы называть себя музыкантом.

Фундаментальные знания в музыке, умение отлично играть на музыкальных инструментах и петь становятся привилегией небольшой группы отучившихся в музыкальных школах и вузах людей. Детям предлагают множество бесплатных вариантов научиться: ДМШ и ДШИ, кружки, студии (впрочем, и там дети не всегда проходят обучение до конца, бросают учёбу). А вот взрослым, которые захотели себя музыкально прокачать, но не располагают достаточным количеством свободных денежных средств, «податься» оказывается некуда, кроме интернета. И как бы ни старались государственные организации развивать детей, дома они все равно попадают в привычную музыкальную среду, далёкую от высоких стандартов.

Всё это приводит к тому, что уровень музыкальной культуры в обществе падает: это мы можем видеть по той музыке, что попадает в лучшие чарты, на главные телеканалы и радиостанции. Современная музыкальная культура неразборчива, непритязательна и неприхотлива. Но это та музыка, которую слушает большинство – иначе она не попадала бы в подборки.

Создать карусель«Вкалывают роботы, а не человек» – помните такую строчку? Как в воду глядели. А ведь мы ещё не касались темы искусственного интеллекта! Там есть о чем поговорить: многие музыканты, звукорежиссёры и другие творческие люди тревожатся, что ИИ полностью заменит собой их труд. Фото: unsplash.com
Создать карусель«Вкалывают роботы, а не человек» – помните такую строчку? Как в воду глядели. А ведь мы ещё не касались темы искусственного интеллекта! Там есть о чем поговорить: многие музыканты, звукорежиссёры и другие творческие люди тревожатся, что ИИ полностью заменит собой их труд. Фото: unsplash.com

Выходит, стриминги – это зло?

Конечно, нет! Сами по себе стриминги – это очень удобный инструмент как для слушателей, так и для музыкантов. Прогресс движется вперед семимильными шагами, его невозможно остановить – да и не нужно этого делать!

Прогресс надо оседлать, возглавить, взять на себя заботу о направлении, в котором он будет развиваться: не замещать собой искусство, а дополнять его. Важно направить достижения современных технологий на пользу человеку, его духовному, эстетическому развитию. Ведь не стриминги, а мы сами определяем, что будет в трендах, какая музыка станет востребованной, а какая будет отвергнута и забыта, так и не дождавшись своих прослушиваний.

Важно четко отделять понятие «индустрия», которая в основном ориентирована на потребление, товарно-денежные отношения, от понятия «культура», складывающегося из вкусов, эстетических взглядов, духовных потребностей людей, системы их ценностей. Здесь можно процитировать Александра Резникова, доцента Санкт-Петербургской Консерватории:

«Композитор, творчество которого не выходит за рамки "массовой культуры", объективно идентифицирует себя со своими слушателями, подчиняется их вкусам, эстетическим позициям. Его мировоззрение легко впитывает потребительские идеалы, становится таковым по своему существу, характеру».

Чтобы поставить достижения инженерной мысли на службу духовному развитию человека, каждому нужно начать с себя и своего внутреннего мира, задав себе вопрос: «А почему мне нравится именно эта музыка?» Научиться определять, где вы испытываете духовное, эмоциональное наслаждение от прослушивания, а где музыка — это маркер принадлежности к какой-либо части социума, дань моде. Или просто фон, в который вы в общем-то и не вслушиваетесь. Научиться осознанно отказываться от музыки дурной, разрушающей, безвкусной – и приветствовать музыку прекрасную, вдохновляющую, талантливую. А для этого надо всего ничего: уметь разбираться в музыке.

Как это делать – вопрос, для ответа на который потребуется не одна большая статья. Поэтому оставайтесь с нами: мы будем очень много говорить о том, как научиться понимать музыку. Надеемся, что вопрос, зачем это нужно, перед вами не стоит.

Любите музыку, пользуйтесь новейшими технологиями с умом, развивайтесь сами и развивайте ближних своих!

Автор: Елена Ракша