Найти в Дзене
Инжинирия

Священная серьезность главной игры.

Аннотация. В статье освещены вопросы конструирования совершенно с неожиданной стороны. Здесь работа конструктора творческая, многогранная, нелегкая представлена, как игровая. Но это, конечно же, игра со священной серьезностью. заметьте: священной серьезностью. Ключевые слова: конструирование, работа, метод контрольных вопросов, конструкция пространственной фермы, профессиональная культура. Мамедов Александр Нусратович , главный специалист компании .Ташкент, тел. Моб. +998946351672, e-mail: mamedov_46@mail.ru,. «Ту работу, которая нам предназначена, вверена как человеческая работа по исполнению, воплощению себя, конечно же, тоже можно превратить в творчество. Но творчество, как известно, все равно есть работа - работа тотальная, напряженная, ежемгновенная, круглосуточная. И эту работу человек должен исполнять, естественно, как игровую.» Валерий Куринский. Автодидактика 1-2
Мы привыкли считать настоящей работой то, что дается с трудом в тяжелых условиях. У нас

Аннотация. В статье освещены вопросы конструирования совершенно с неожиданной стороны. Здесь работа конструктора творческая, многогранная, нелегкая представлена, как игровая. Но это, конечно же, игра со священной серьезностью. заметьте: священной серьезностью.

Ключевые слова: конструирование, работа, метод контрольных вопросов, конструкция пространственной фермы, профессиональная культура.

Мамедов Александр Нусратович , главный специалист компании .Ташкент, тел. Моб. +998946351672,

e-mail: mamedov_46@mail.ru,.

«Ту работу, которая нам предназначена, вверена как человеческая работа по исполнению, воплощению себя, конечно же, тоже можно превратить в творчество. Но творчество, как известно, все равно есть работа - работа тотальная, напряженная, ежемгновенная, круглосуточная. И эту работу человек должен исполнять, естественно, как игровую.»

Валерий Куринский. Автодидактика 1-2

Мы привыкли считать настоящей работой то, что дается с трудом в тяжелых условиях. У нас это понятие укоренилось и не поддается сомнению. Тяжелая работа,

по нашему обыденному представлению, и является работой, а все остальное -это

какая-то синекура, это что-то такое, что нельзя назвать серьезной работой. Мы сейчас стучим по клавишам компьютера сидя в идеальных условиях светлого помещения. Вспоминаю, с каким трудом, после работы в цеху, в конструкторском бюро пришлось привыкать к черчению чертежей. Долго я считал это занятие не настоящей работой.

Я могу давать этому процессу, какие угодно названия, не употребляя
слово "работа", но пока я все-таки не назову это работой, не переосмыслив

это слово вместе с вами, мы, пожалуй, не найдем общего языка. Сейчас вообще настало время, что вся тяжелая рутинная работа переходит к искусственному интеллекту. Мы перестали ходить в библиотеку за справочниками, не роемся в литературе в поисках прототипа новой конструкции и машины, все сейчас предоставлено в интернете, все выполняет удобный поисковик.

Все представления о "работе", труде переворачиваются совершенно кардинально.

Работа конструктора есть игра, но человеческая игра - это, конечно же, игра со священной серьезностью. заметьте: священной серьезностью. И никогда, пожалуйста, не надо забывать о том, что эта священная серьезность невероятно важна в работе, Но серьезность, понятно по определению, которое мы с вами уже давно выяснили, может только тогда быть истинной, когда она парадоксально настраивается игрово. Эта мысль должна быть обязательно усвоена, хотя она не так уж и проста. Я прочитав об этом впервые, радостно встретил это утверждение, оно совпало с моими наблюдениями и выводами и сразу обрело смысл и понятие в моих рассуждениях. Все мы, в принципе, наверное, умные люди, и понимаем, что все, где есть правила, где есть цель, достижение, обязательно носит игровой характер.

Игровой характер конструирования заложен прежде всего в огромном аспекте инструментария , многовекторности действия при поиске новых технических идей и решений. Основные особенности этого процесса состоят в многовариантности решения, необходимости согласования принимаемых решений с общими и специфическими требованиями, предъявляемыми к конструкциям, а также с требованиями соответствующих ГОСТов. Мысленный образ нового оборудования создается в соответствии с поиском инженерных решений, проектирования и конструирования. окончательно, впоследствии, принимает инженерный, технически обоснованный вид. Эти этапы уже давно выделены и описаны в различных методиках. К ним следует отнести и методы поиска новых технических идей и решений. В настоящее время существует немало таких методов, они широко известны, однако большинство из них остается незнакомыми широкому читателю. Все методы опираются на знания, знания общие, знания специальные, знания не только в той области, в которой работаешь, а других областях.

Полезно постоянно подчеркивать, что каждый метод имеет свой особый смысл и позволяет эффективно работать только в определенной области. Выбираются хорошие варианты, имею-щие свои преимущества в разных условиях.

Метод контрольных вопросов может служить средством для развития

творческой личности.

План действий при использовании контрольных вопросов может быть

следующим:

1. Уточнить проблему.

2. Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих

характеру решаемой проблемы.

3. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь

использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.

4.Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию,

которую необходимо привлечь к процессу поиска.

Мне созвучны вопросы Т. Эйлоарта:

1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения.

Изменить их.

2. Ясно сформулировать задачи. Попробовать новые формулировки.

Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы,

новые предложения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, химические,

молекулярные и другие аналогии.

5. Построить математическую, гидравлическую, электрическую,

механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем

аналогии).

6. Попробовать различные виды материала – газ, жидкость, твердое тело,

гель, пену, пасту и др.; различные виды энергии – тепло, магнитную энергию,

электрическую, свет, силу удара и т.д.; различные длины волн,

поверхностные свойства и т.п.; переходные состояния – замерзания,

конденсации, переход через точку Кюри и т.д.; эффекты Джоуля-Томпсона,

Фарадея и др.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические

совпадения.

8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле

людей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую

идею без критики.

10. Спать, не забывая о проблеме, идти на работу, гулять, ехать, принимать

душ, пить, есть, играть в теннис – думать о ней.

11. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д.

для разных решений проблемы или разных ее частей.

12. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные.

13. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или

медленнее), размеров, вязкости и т.п.

14. В воображении проникнуть внутрь механизма.

15. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают

звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в

сторону от нужного решения.

16. Чья это проблема? Почему его?

17. Кто придумал это первым? История вопроса. Какие известны ложные

толкования этой проблемы?

18. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

19. Определить общепринятые граничные условия и причины их

установления.

Для иллюстрации этого часто приводят событие, случившееся с

конструктором авиационных двигателей А.А. Микулиным. Это было в

начале прошлого столетия, когда самолеты с двигателями внутреннего

сгорания часто попадали в аварию из-за отказов магнето. А.А. Микулин

долго не мог решить эту проблему. Однажды он шел по улице и увидел

мужика с подбитым и ничего не видящим левым глазом. И пришла догадка:

“У людей два глаза. Подбейте левый – правый будет видеть! Поставьте на

машину два магнето, и проблема будет решена!”

Я часто следую рекомендациям Крика. Они представляют собой естественные и простые понятия, которые мы применяем повсеместно, не выделяя их и не формулируя их как постулаты. Каждая мысль у него, в его выводах, созвучна и вызывает удовлетворение, прислушайтесь.

1. Приложить необходимые усилия. Творить без умственных усилий нельзя.

2. Не погружайтесь слишком глубоко в трясину подробностей. Если увязнете в ней, будет трудно обратиться к радикально иным идеям. Старайтесь вначале мыслить широко, концентрируя внимание на решении в целом и откладывая рассмотрение деталей на бо-лее поздний срок. Начав же разрабатывать подробности первого найденного "хорошего" решения, вы помешаете себе и не сможете уже думать по-другому. Вдобавок, если Вы все же так поступите и в конце концов придете к наилучшему решению, Вы отдадите пред-почтение первому, поскольку на выяснение его деталей уже затрачено много времени и сил.

3. Чаще спрашивайте себя: почему? Настойчивое применение этого простого, но очень действенного вопроса особенно полезно. Выясняйте, таким образом, основные цели поставленной задачи, ограничения, характеристики существующих и предполагаемых решений и т. д. 4 Отыскивайте побольше возможных решений. Если суметь найти максимальное число решений, то среди них, наверное, окажутся и полезные.

5. Избегайте консерватизма. Пусть не смущают идеи, радикально отличающиеся одна от дру-гой. Если удалось сделать большой скачок, всегда имеется тенденция вернуться и отказаться от достигнутого. Кажется естественным брать идеи, испытанные временем. Они поэтому пользуются большим доверием. Избегайте поспешных решений. Не торопитесь отвергнуть найденное. Некоторые идеи при первом рассмотрении могут показаться незаслуживающими внимания или даже бесполезными. Естественно поэтому стремление сразу же отбросить их. Но таким образом можно лишиться некоторых достойных рассмотрения решений. Более того, через некоторое время эти идеи могут быть после небольшой модификации применены. Одно из качеств квалифицированного инженера - его настойчивость в применении новых идей, радикально отличающихся от всех предыдущих.

6. Избегайте преждевременного удовлетворения проделанной работой. Не соблазняйтесь пер-вой встретившейся "хорошей" идеей или улучшающей уже имеющееся решение, когда на са-мом деле оправданы дальнейшие поиски. Весьма легко оказаться ослепленным блеском пер-вой попавшейся идеи и пренебречь дальнейшими активными поисками. Есть отличный способ избе жать этого. Нужно всегда считать, что имеется решение лучшее, чем известное. Если вы последуете такому правилу, будете редко ошибаться.

7. Обращайтесь за идеями к аналогичным задачам. Попробуйте мысленно решить аналогичные задачи, но в иных ситуациях.

8. Консультируйтесь с другими. Активно собирайте информацию от инженеров, заказчиков, потребителей, продавцов и др. Такие беседы не только расширяют знания инженера, но и мо-гут натолкнуть его на правильную мысль.

10. Попытайтесь отвлечься от существующих решений, хотя это и нелегко. Существующие решения "давят" своим авторитетом, однако при определенной дисциплине ума отвлечься от них можно.

11 Попробуйте групповой метод поиска новых решений.

12. Всегда помните о неограниченных возможностях человека в процессе создания идей. Если инженер постоянно отдает себе отчет в том, что могут возникнуть ложные ограничения, если старается не быть чрезмерно консервативным, и не делать поспешных выводов, он, значит, делает важный шаг в преодолении тенденций, которые буквально "душат" изобретательность

Кроме этого я использую для поиска новых технических идей и решений, всю имеющуюся информацию, опыт. Часто применяю неизвестные или малоизвестные решения. Меня мучает все время один вопрос, не то, что кто-то увидит мое изобретение, пусть пользуются на здоровье. Волнует полезность новизны и вообще, а не ахинею ли я придумал. У меня вошло в привычку обсуждать те или иные проблемы с за¬интересованным собеседником в неформальной обстановке — когда вновь форму¬лируешь задачу и отвечаешь на вопросы, нередко в голову приходят новые решения; в то же время высказываемые собеседником предложения подтвер¬ждают существование множества неисследованных возможностей. Разумеется, может случиться, что собеседник подскажет готовое решение, и в этом случае его заслуга должна быть, безусловно, призна¬на. Особенно ценным бывает обсуждение задачи изобретения — выбор того, что вы хотите изобрести специалистами других профилей и вообще вне науч¬ного круга. Они могут подсказать идею из другой области науки или из практики древних цивилиза¬ций и даже первобытного человека.

Так у меня сформировалась конструкция пространственной фермы, в сечении которой равносторонний треугольник. Треугольная призма относиться к стержневым пространственным системам, принята за основу интуитивно, но как элемент оказалась очень приемлемой и органически вписывалась во вновь созданных конструкциях. Пространственные стержневые конструкции дают значительные возможности для достижения высокой конструктивной и архитектурной выразительности. Их используют в качестве несущих систем для перекрытия больших пролетов.

Для создания стабильной, прочной «структуры» используют треугольное соединение стержней с шарнирными узловыми соединениями, которые могут отводить силы и распределять нагрузки на внешние конечные точки. Надо сказать, что «структура» как конструктивная основа является наиболее интересной и востребованной в современной практике. Треугольники как наиболее стабильные и жесткие геометрические фигуры позволили сэкономить 20 % стали. Я неоднократно применил ферму в своих разработках переходов газопроводов через водные преграды. Обращало на себя внимание стройность и легкость конструкции, высокая конструктивная выразительность. Но новизна вызвала противодействие большого количества людей, начальства, заказчика, монтажников, партнеров. Даже многократные примеры безукоризненных конструкций на рекордные пролеты в 70 метров, не уменьшили число противников - все искали прогибы и отсутствие устойчивости. Многочисленные фотографии с различных ракурсов подтверждали ощущения легкости конструкций, точность расчетов.

Современное конструирование - это коллективный труд. Все действия происходят в конструкторских подразделениях - отделах, бюро. Президент Путин на встрече с избирателями рассказал следующее: «Когда закончилась работа по «Авангарду» («Авангард» это самый современный военный комплекс воздушного базирования. Комплекс «Авангард» включает крылатый блок, который стартуя с помощью баллистической ракеты идет к цели в плотных слоях атмосферы со скоростью около 20 махов. Прим.авт. ), я попросил принести мне список людей, которых нужно отметить и наградить», — рассказал российский лидер. Он отметил, что ему принесли «несколько листов, где убористым шрифтом были отмечены не люди, а предприятия и научно-конструкторские бюро». «Мне главный конструктор объяснил: это наша кооперация, без одного не было бы другого. То есть это десятки предприятий и тысячи рабочих!» — сказал Путин.

Цель - вывод предприятия на более высокий уровень развития, проектирование средств техники на научно-техническом уровне, неукоснительно соблюдая при этом требования Заказчиков и технических стандартов. И, наконец, конструкторы тесно связаны с испытателями и эксплуатационниками, там, где изделия испытываются и доводятся.

Однако это не отменяет работы индивидуумов. Способ¬ность находить оригинальные решения должна быть заложена в человеке, и научить этому нельзя. «Единственное, что отличает нас, смертных, друг от друга, - ген оригинальности.»

А конструирование, помимо того что является очень непростой и тяжелой работой, есть творчество..

Например, горсть шариков небольшого диаметра 0,1мм в графитовой смазке можно представить, на ощупь как «жидкий металл». Чтобы возникло понимание, я в рассуждениях попытался сослаться на уже достигнутые успехи в области жидких металлов и пластмасс, В атомной промышленности используется жидкий натрий и свинец в качестве теплоносителя. Они свободно циркулируют по трубопроводам.

Я привел примеры из моей практики конструирования, где бы я применил бы вместо гидравлической жидкости «псевдожидкости» из стальных микрошариков в смазке. А взаимодействие «псевдожидкости» с магнитным полем? Если у вас возникло понимание, то вы со мной рядом пройдете в очень удивительный мир открытий! Новшества будут сыпаться на вас одно за другим, если конечно вы имеете достаточный технический кругозор и смелость суждений.

И теперь, когда у вас возникло представление об игровом характере конструирования, я расскажу о серьезности в творчестве, игре со священной серьезностью. Тут на передний план выходит профессиональная культура инженера.

Важнейшим же показателем уровня деятельности инженера является степень развития его профессиональной культуры, уровень социально-профессионального развития в том или ином виде деятельности, мера и способ реализации творческого потенциала, который отражается в результатах деятельности. Культура отражается в умении инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовности к принятию управленческих решений и предприимчивости, готовности к новым условиям деятельности. Профессиональная культура включает в себя, прежде всего необходимые профессиональные знания, умения, навыки и профессиональный опыт, который во многом помогает применению наиболее рациональных приёмов, обеспечения тем самым эффективность деятельности и её результатов. объективной оценки уровня сформированности профессиональной культуры инженера рассматривать ряд характеристик, отражающих особенности профессионального мышления, знаний и умений, профессиональных качеств специалиста. Креативный (высокий) уровень отличается высокой степенью результативности профессиональной деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, все компоненты технологической готовности между собой тесно коррелируют. Проявляется творческая активность, интуиция, импровизация, воображение, высокий уровень творческой деятельности.

При работе в любой сфере профессионализма, необходимо не только знать основы своей специализации, но и иметь более широкий кругозор и фоновые знания. Это позволяет не только более глубоко и полно понимать процессы и явления в своей профессиональной деятельности, но и эффективнее решать поставленные задачи.

Привлекая фоновые знания, можно более точно определить причины и следствия того или иного явления, рассмотреть уже имеющиеся и успешно применяемые решения в других сферах и адаптировать их к своей деятельности. Инженерная деятельность занимает одно из центральных мест в современном обществе. Действительно, всё, что вошло в сферу человеческого бытия в качестве вещественного существования, было бы невозможно без её достижений. Профессиональная культура позволяет инженерам всегда быть в первых рядах производственной деятельности. Осуществлять выпуск товаров и услуг высокого качества и научно-технического уровня, в соответствии с современными требованиями. Священная серьезность при конструировании- это еще большая, глубокая ответственность за разработанные конструкции. Здесь даже в самом малом нельзя отступить от того, что собой представляет профессиональная культура инженера. Иначе непоправимая беда.

Профессиональная культура формируется в конструкторском, производственном коллективе в различных формах. Я имел возможность это наблюдать в наиболее крупных современных производственных коллективах. Там существуют правила сложившиеся и /присущие только этому коллективу. Именно в таких коллективах формируется настоящие индивидуумы, лидеры. Их деятельность влияет на развитие целых отраслей.

Заканчиваю статью цитатой из того же Валерия Куринского.

«Очень важно понять свое будущее как время, посвященное непрерывному и радостному удовлетворению любознательности. Тогда мы будем наиболее полезны и себе, и обществу, и делу, которому собираемся служить. Награда за каждую попытку придумать что-то хорошее, сочинить или изобрести, вероятно, соответствует естеству человека.

Вознаграждение происходит очень оригинальным способом, сам организм начинает вырабатывать вещества, которые в другом случае он и выработать не может. Если человек не занимается увлекательной творческой работой, таких веществ нет, и он будет рано стареть. Причина (вроде бы отдаленная, опосредованная) заключается в том, что человек перестает учиться. А бывает это потому, что получив аттестат об окончании средней школы или диплом какого-нибудь вуза, он считает свое образование законченным. Это, конечно, совершенно неправильная мысль.

Образование должно быть продолженным и после того, как человек заканчивает какой-то класс или школу, или профтехучилище, или институт, или

университет, или защищает докторскую диссертацию. Образование может быть

образованием только тогда, когда оно продолжается, когда оно не окончено.

Им нужно заниматься всю жизнь.» Валерий Куринский. Автодидактика 1-2