Общее понятие проектирования.
Стремительная информатизация общества изменяет не только научные, технические, технологические, производственные, экономические
аспекты человеческой деятельности, но и ведет к существенным изменениям в философском осознании инженерной деятельности.
Проектирование, ранее выступавшее видом инженерной деятельности, проникает во все сферы общества: науку, образование, культуру, средства массовой информации, политику. Появились и новые формы мировоззрения, связанные со становлением информационной, технологической и проектной культуры.
Изменения в методологических подходах к научной и инженерной деятельности ведут к появлению новых системных ориентаций в освоении и осознании действительности.
С точки зрения научно-технического прогресса, данная мыслительная деятельность рассматривается, как некий комплекс, образованный при взаимосвязи высшего образования с научным и производственным фактором. Проще говоря, инженерная мысль есть синтез всех сфер человеческой деятельности, способный объединить теорию и практику.
Процесс технического творчества предполагает реализацию следующих этапов с соответствующими процедурами: а) осознание противоречия как источника формулировки проблемы, служащей источником выдвижения и обоснование идеи; б) техническую разработку задания подбор методов для ее осуществления (проектирования и конструирования); в) испытания объектов в работе, оценка эффективности результата творческого решения.
Итог первой процедуры - формулировка плана, идеи, замысла решения задачи, т.е. принципа действия систем этого типа.
Вторая процедура - это единство проектирования и конструирования.
Проектирование - это разработка и обоснование проекта устройства, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование неизбежно предшествует конструированию, представляя собой поиск научно обоснованных, технически выполнимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результат проектирования - проект объекта, под которым понимаются тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.
По мнению большинства, ученых, процесс проектирования включает: а) научно-исследовательский поиск идеального из потенциально возможных вариантов решения технической задачи; б) формулировку в единстве с (обоснованием технического задания; в) техническое предложение; г) эскизное проектирование; д) техническое проектирование; е) рабочее проектирование. Проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности. Конструирование - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины Учитывая разнонаправленность приложения проектировочных умений инженера-конструктора, необходимо проанализировать и сравнить различные подходы к формированию таких умений и навыков, в зависимости от области их применения. Сравнение содержания умений и навыков, а также средств и методов достижения достаточного уровня проектировочных умений и навыков у различного профиля подготовки специалистов позволит найти общие закономерности, выделив особенности процесса обучения инженеров-конструкторов. Независимо от избранной специальности, при обучении проектированию, речь всегда идет о шести основных компонентах проектной деятельности: цель; объект; средства; условия; результат и продукт проектирования.
Хотя инженеры-конструкторы разных направлений подготовки имеют специфику проектных умений и навыков соответственно отраслевым особенностям, объективные различия в конкретных составляющих проектных умений и навыков у них, тем не менее, объединены в единую группу применения творческих способностей отдельных личностей или коллективов людей, направленных на создание (совершенствование) проекта с заданными параметрами.
К процессу проектирования относится особая форма деятельности внедрения, направленная на коррекцию проектных решений в процессе наладки системы в соответствии с изменениями социальных, экономических, природных, технических условий. Здесь возникает очень важная проблема ответственности разработчика за последствия проекта.
Основной метод проектирования - графический метод. Графический метод основан на условном изображении пространства и предметов на плоскости по законам начертательной геометрии.
Сущность этого метода проектирования заключается в том, что весь аналитический процесс изучения задания на проектирование, творческий процесс поисков идеи будущего сооружения и детальная техническая разработка проекта для передачи на строительство сопровождаются графическим изложением мыслей, образов, сравнений, технических решений и деталей с помощью эскизов, чертежей, графиков, таблиц, схем, текстов и т. д. Многие вопросы проектирования, и особенно промышленного, связаны с большим объемом информации, которую нужно переработать в процессе проектирования.
Инженер - главный участник процесса проектирования. инженерный тип мыслительной деятельности.
Инженер — это человек способный применить теоретические предположения на практике, рассчитать выкладки ученых и превратить абстрактные представления в действующую модель. Направляя свою деятельность в область пропаганды инженерии, надеюсь увидеть специалиста, который почувствовал и подхватил чувство удивительной романтики, конструирования и изобретательства. Мало кому это подвластно, хотя вокруг много талантливых людей, мало кто понимает и чувствует так, как человек обладающий всей широтой инженерного мышления. Но ничего в этом нет плохого, если каждый сможет прикоснуться и понять удивительный мир созидания нового и помочь в создании первых ростков нового мира.
Именно инженерный тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы. Современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как инженерное мышление. Поскольку в основе такой мысли лежит воплощение инновационной идеи, люди с инженерным складом ума всегда нужны на крупных предприятиях и в конструкторских. Профессия инженера, очень сложна и требует большого количества интеллектуальных ресурсов. Именно поэтому лишь небольшое количество людей имеет склонность к данному типу мыслительной деятельности. Это и является наиболее острой проблемой при наборе студентов.
Инженерное мышление это мощнейший цивилизационный фактор, а становиться он таковым в период глобальной техногенизации. Серийное производство, выделение профессии инженера лишь ускоряют этот процесс Поскольку техника и технологии все больше проникают в нашу жизнь, осмысление проблем технической индустрии просто необходимо И все-таки при всей значимости инженерии и соответствующего типа мышления для современного общества, этот вопрос все еще остается неизученным. Чаще всего этот аспект рассматривается с точки зрения инженерной науки, либо философии техники. Но ни одна точка зрения не раскрывает полностью сути проблемы. Поскольку такое мышление, по своей сути, стоит на границе между научными теориями и технической философией, как основой ее практического использования. Исследуя мыслительную деятельность человека с точки зрения научно-технических достижений и психологических аспектов инженерного мышления, ученые говорят о том, что данный процесс является в основном творческим. В основании этого утверждения лежит способность использовать в своей деятельности изобретательство, конструирование и проектирование.
Данная проблема инженерного мышления многогранна, и требует решения множества задач:
• требуется детальное изучение технической философии;
• осмысление техники и ее аспектов, как одной из сторон культуры человечества;
• исследование такого этого типа мышления, как социально-культурного феномена;
• формирование связи между личностью инженера, как человека и инженерного мышления, как аспекта интеллектуальной деятельности.
Но основной проблемой является попытка гуманитаризировать данное мышление, то есть синтезировать новый тип интеллектуальной деятельности, который при решении задач учитывал бы как технические аспекты, так и гуманитарную составляющую проблемы.
Обнаружить способности человека к подобному мышлению не просто, но возможно. Этот процесс должен происходить на самых ранних этапах обучения. Поскольку не всем и не всегда удается справиться со столь сложным курсом, если человек не обнаруживает способностей к инженерному мышлению, возможно ему стоит обратить свое внимание на другой тип деятельности и уступить место тому кто справиться.
На основе тестирования выделяют три типовые характеристики.
• Тип мышления сформирован слабо. Человек владеет минимумом знаний, но не воспринимает информационно-технологические знания, как свою опору для профессионального роста. Практически всегда находится на позиции «лидера по неволе» то есть по назначению. Не может организовать не только деятельность подчиненных ему людей, но и собственную. Редко держит под контролем ситуацию, не выдвигает никаких оригинальных идей, растерян, не собран, требуется постоянный контроль.
• Средний уровень. Владеет информационным минимумом, ориентируется в технических знаниях, развивается, так как осознает их важность для карьерного роста.
• Умеет ориентироваться в сложных ситуациях конкуренции. Способен выдвигать собственные идеи и отстаивать их, может становиться лидером в зависимости от ситуации. В нестандартных и сложных ситуациях ориентируется только с помощью других. Способность решать нестандартные задачи на практике сведена к минимуму.
• Высокий уровень. Познания такого человека выходят далеко за пределы, требуемые специальностью. Характеризуется умением настоять на своем. Способен на практике продемонстрировать свои умения и знания по созданию лучшего. Легко справляется с нестандартными задачами, обладает способностью непредвиденный результат направить в нужное русло и извлечь из него максимальную выгоду для проекта. Способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Не требует понуканий извне.
Однако не стоит подстраивать всех под эти критерии. Наша жизнь редко соблюдает правила. Хороший конструктор может получиться при комбинациях черт ero личности, xapaктерных для ученых -исследователей, математиков и творческих личностей, а также практиков, остро чувствующих потребности жизни. Хороший конструктор, творческий человек с трудом входит в жизнь социальной rpynnы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он подчиняется общепринятым ценностям только в том случае, если они совпадают с ето собственными. В то же время он мало догматичен; его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков моryт быть весьма неоднозначными..Индивидуум будет все больше прислушиваться к собственным чувствам. У нero будет возникать все большее желание отказаться от рутины; испробовать что-то новое, обратиться к новым целям, соглашаясь усердно работать, если эта работа является той, которую он выбрал сам. готовый к тому, чтобы стать непопулярным, если ero взгляды не совпадут со взглядами большинства, он будет оценивать факты как можно более объективно. Люди, умеющие нетрадиционно смотреть на вещи и любящие «ходить непроторенным путем», предпочитаюrцие свободу выбора (личность с воспринимающей психической функцией), работая в rpуппе, в которой с тобой считаются, и т. д.). Однако приходиться оставаться, даже в группе, профессионально, совершенно независимым, способным предлагать своеобразные конструктивные решения, непонятные, вызывающие неоднозначные реакции партнеров и начальства. Здесь проявляются такие качества как стойкость, настойчивость, последовательность, способность доводить выношенные идеи до завершения, несмотря на авторитеты и бюрократические препятствия. Факты успешно работающих внедренных в производство новых изделий приносят необычайное удовлетворение и укрепляют веру в собственную индивидуальность, полностью восстанавливают доверие заказчика и партнеров в группе. Это вначале несложные изделия или новые приемы и технологии, внедрение которых, однозначно, автоматически дают эффект доверия и открывают новые возможности внедрения новых идей, более сложных и значительных. В подтверждению всему этому привожу многочисленные примеры раннего творчества, будучи на производстве, начальником цеха после окончания ВУЗа. Если интересно все описано в приложении. Приведенные примеры должны вызвать у вас смелость, решимость попробовать, прямо сейчас начать свой путь в творчестве, освоить приемы конструирования, чтобы оформить идеи внедрения в ваше производство, проектирование новых идей.
Наш семинар мы посвятим именно практическим введением в творчество каждого слушателя, его предложений, под моим наблюдением. У всех вас солидная база, высшее образование. Вот на основе этого попытаемся оформить по всем правилам и представим на суд технического совета. Принимаются все идеи ,которые предстоит оформить, конструктивно, либо в виде технического предложения.
Умение мыслить.
. Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной важной мыслительной операцией, которая составляет суть креативности. Речь идет о такой категории как дивергентное мышление. Не зря во второй половине прошлого столетия ученые уделяли пристальное внимание вопросам интеллекта, развития мышления, разработке методик, практик, техник. В 60-е годы Джой Гилфорд, американский психолог, изучающий тематику мышления, разработал концепцию креативности, основу которой составляло умение подбирать несколько вариантов к решению проблемы. Этот навык он назвал дивергентным мышлением (от английского слова «расхождение» и от латинского «расходиться»). Получается, что потенциальные пути ответа на вопрос расходятся веером возможностей.
Мы живем в многообразно, с каждой минутой усложняющемся мире. О нем постоянно поступают какие-то сведения. Мы окружены нарастающей информацией. Чтобы чувствовать себя комфортно в данных обстоятельствах, необходимо не отставать от времени, улучшая работу своего мышления. Ведь именно оно отвечает за анализ, понимание реальности.
Всегда ли нам нужно искать много разных решений одной задачи? Да, если вы хотите приучать себя к творческому мышлению. Нет, если задача элементарная и не обладает большой значимостью.
Все хорошо в меру. Конвергентное мышление так же необходимо, как и дивергентное.
Что такое конвергентное мышление?
Полная противоположность дивергентному. Произошло от латинского корня со значением «сходиться». Это линейное мышление, благодаря которому мы решаем задачу последовательно, по определенному алгоритму и приходим к единственному правильному варианту.
Эти действия оцениваются с точки зрения точности, скорости, аккуратности выполнения.
Научить нас пользоваться поиском информации, развивать память, забрасывать знания в голову ученика как в мешок – конечно, важная задача. Без линейного, реактивного (как называет его Эдвард Боно) мышления нам было бы сложно существовать. Оно необходимо.
Часто мы находимся в ситуации, когда наш солидный багаж теоретических знаний никак не помогает справиться нам с конкретной практической задачей. Поэтому вполне естественно стремиться к гармоничному балансу: развивать не только реактивное, но и взвешенное мышление. Наша жизнь редко соблюдает правила, зачастую не требует однозначных ответов. Чтобы развиваться, становиться лучше, необходимо воспитывать в себе черты независимого образа мыслей.
В творческом процессе физическое мышление неотъемлемо от интеллектуального и эмоционального. Его задача- связать рожденную интеллектом идею с реальностью, воплотить ее в "металле" ( под этим мы понимаем все реально измеримое и доступное нашим ощущениям ). Только тогда идея получает право на реальное существование в пространстве и времени. Иногда при этом первоначальная идея видоизменяется и обдумывается вновь.
Идеи приходят в то время, когда они крайне необходимы, когда нет времени на обдумки конструирования, когда срочно, в необычных условиях, например, в поле надо решить сложную задачу исходя из ограниченных средств. Как, правило, нет времени на подтверждение правильности решения, в связи с этим идеи вращаются в голове день и ночь.
В решении проблемы, которую пытается осилить изобретатель, лишь физическое мышление позволяет определить, работает ли он над объектом, реально существующим во времени и пространстве, или имеет дело с чисто логическим казусом. Поэтому желательно как можно чаще использовать модели, набрасывать эскизы и присматриваться к деятельности существующих конструкций. Важно как можно больше узнать о физической стороне задачи: величине сил, скоростей, температур и давлений.
Термин "думать руками" отражает очень обширный спектр области мышления конструктора. Необязательно конструкцию воплощать в микромодели, но абсолютно необходимо представить ее в проектном состоянии и самое главное определить, как это все будет изготавливаться и собираться. Для этого необходимы обширные знания, иногда до тонкостей производства и монтажа. Это достигается путем ежедневного наблюдения за человеческой деятельностью, путем любопытства, именно профессионального любопытства ко всему. И все откладывается в память, чтобы в один из моментов применить идею в совершенно другой области. Есть в каждой профессии, даже самой простой, свои секреты, просто поразительные, известные только профессионалам. Например, я видел, как легко сдвигают с места груженный вагон манипуляцией с ломом. Или, как легко без усилий можно колоть дрова. Человек, не знающий секрета, берущийся лопатой грузить бетон, гравий, не знает, как поддеть его, затратит сил в несколько раз больше, чем надо бы. Мой преподаватель рассказывал, что он работал землекопом на стройке и переделал лопату так, что она выполняла две функции: была штыковой и совковой. Это позволило ему выполнять шесть норм. А нормы в то время были неподъемными.
Своими глазами видел, как станочник на колесотокарном станке еще и обслуживал соседний шеечнотокарный станок, по просьбе мастера, одновременно, и с высоким качеством работы. Надо было видеть, как он без суеты, весело работает на двух станках.
Все эти примеры говорят только об одном, что человек может достигнуть в своей профессии больших высот, изучая приемы работы, подходящий к своей работе с душой, творчески и с любовью. и такие моменты необходимо улавливать и изучать досконально, чтобы потом в нужное время четко вплести в технологию или в конструкцию. Авторы даже предлагают чаще работать руками самому конструктору. Кстати, я видел очень оригинальный гайковерт: он не крутит гайки, а просто, сжимает две детали, которые необходимо соединить между собой, с нужным усилием, а гайка уже накручивается позже по свободной резьбе от руки. Человек, который изобрел это, просто взял и посмотрел на процесс изначально. А другие продолжают совершенствовать ручной труд, стягивая изделия гайками " до седьмого пота".
Или, бельгийский изобретатель Бюль и великий специалист по артиллерийской стрельбе, внимательно изучая предшественников, понял, что идея артиллерийской стрельбы в классическом виде изучена на 100%. исчерпана и чтобы увеличить дельность стрельбы, необходимо что-то совершенно новое. И он сконструировал орудия и снаряды, на новой основе принципа стрельбы, которые значительно превосходят своих предшественников по дальности стрельбы. На моих глазах три человека имея самый минимум средств, в сборочном цеху вагонного депо, смогли успешно выправить и отремонтировать искореженный полувагон после аварии. Естественно, они не применяли известные технологии, пользовались лишь своим опытом и интуицией. Единственная просьба от них была: не мешать.
Интуиция. Интуиция-это бессознательный разум, дающий знания, минуя рассуждения и умозаключения.
Однако не существует логического пути открытия этих элементарных законов.
Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями различных процессов.
А.Энштейн
Интуиция- это мгновенное понимание и осознание без рационального мышления. Интуиция- это искра, зажигающая разум, его оригинальность и изобретательность. Это вспышка, необходимая для соединения сознательной мысли с воображением. Интуитивное предчувствие иногда определяется как объединяющая или проясняющая идея, которая внезапно озаряет сознание и дает решение проблемы над которым мы долго бились..
Интуиция использует информацию из будущего и выбирает наиболее оптимальные пути действия, человек находит нужный выбор интуитивно – сознательно. Она никогда не ошибается, а промахи происходят из – за неправильных выводов, или когда вмешивается наша логика.
Для того чтобы ваша интуиция «работала» достаточно для начала научиться ее слышать и, что немаловажно, слушать. Благодаря своей интуиции человек может моментально представить картину реальности в целом, предчувствовать или даже реально увидеть как дальше будут развиваться события. Большинство современных психологов считают, что источником интуиции является бессознательное, точнее его налаженное взаимодействие с сознанием.
«Согласно общепринятому взгляду, наука оперирует набором экспериментально проверяемых фактов, определенным образом упорядоченных. Ясно, что телефонная книга или железнодорожное расписание - это упорядоченная совокупность фактов, но всё же это не наука. В науке мы ищем общие утверждения, обладающие объяснительной силой, из которых можно вывести множество проверяемых фактов» М. Голдстейн, И. Голдстейн, «Как мы познаём. Исследование процесса научного познания», М., «Знание», 1984 г., с. 43
По этой причине подавляющее большинство населения честно не понимает, что обыденное, бытовое мышление и мышление учёного-исследователя имеют целый ряд качественных отличий. Длительные разговоры о демократии и её элементах приучили - на словах, но не на деле - ценить «мнение каждого»Ценится не мнение, а знание.. Но наука – принципиально недемократична и не является аналогом профсоюзного собрания, где все равны в правах. И квалификация членов «одного профсоюза» может отличаться в сотни раз… Эмоционально это очень неприятно, но это так.
Вера в очевидное: что вижу / чувствую – в то и верю.
Очевидное – не более, чем одна из первых стадий познания. Так, горизонт всем очевиден, но является не более, чем условной линией. Некоторые научные проблемы не решаются веками. Это нормально. Так и нужно мыслить: «Да, эта проблема пока не решена»
«Исследователи - воистину - совершенно не виноваты в том, что люди отказываются от самопознания.
Техническая деятельность – это особый вид творчества, который с одной стороны может рассматриваться как широко известное явление, неотъемлемая часть общественной жизни, плодами которого человечество пользуется на протяжении всей своей истории, а на современном этапе жизнь без технических достижений для большинства людей не представляется возможной. С другой стороны, техническая деятельность, или, точнее сказать, техническое творчество является сферой, создатели которой должны обладать специальными знаниями, умениями и качествами личности, которые могут способствовать созданию технического объекта. Если в области социогуманитарных наук можно говорить о двух уровнях представлений – научное знание и житейская мудрость, то в технической деятельности, где так же присутствует ненаучный уровень (изобретатели-самоучки, которые и представляют основной творческий потенциал технической деятельности), тем не менее, такие особенные черты должны сохраняться. Иными словами – это «умение думать руками», и оно не является уделом каждого.
Таким образом, для технических специальностей творчество является деятельностью в сфере создания предметов техники и прогрессивных технических теорий, которые могут воплотиться в практическое производство и быть эффективными. Практическое и эффективное – эти понятия являются ключевыми для определения технического творчества.
Объектом технической деятельности является техника и технические системы.
В современном понимании «техника» и «техническая деятельность», как объект и предмет технических наук, со стороны рассмотрения их как творчества представляют собой: область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием; область человеческой деятельности, направленную на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека; совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками); искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.
Обучение логике творчества.
И, наконец, последний и самый сложный момент - обучение логике творчества. Научной дисциплины «логика творчества», как известно, нет, и она, естественно, нигде не преподаётся. Никаких учебников по несуществующей «логике творчества» нет и можно с уверенностью сказать, что они не будут написаны. И, тем не менее, логику творчества можно изучать, и она постоянно изучается.
Чтобы понять, как это делается, достаточно обратить внимание на обучение таким «творческим профессиям», как актёр, художник, режиссёр, писатель и т.п. Своеобразие их обучения заключается не в чтении каких-то теоретических курсов по «логике творчества», а во включении обучающегося в сам процесс творчества. Предполагается постижение учеником опыта своих предшественников, добившихся несомненных успехов в конкретной области творчества. При этом особую роль играет преподаватель. Он обязан быть не только хорошим педагогом, но и сам обладать талантом в конкретной области творчества. Навыки творчества непосредственно передаются учителем ученику, так сказать, из рук в руки, без всякой детализированной теории творчества, изложенной в каком-то специальном пособии. Логике творчества обучаются, конечно, не только представители «творческих профессий». В принципе этой логике обучается каждый человек, независимо от той профессии, которую он осваивает.
Во многих словарях и справочниках термин «инженер» определяется как специалист с высшим техническим образованием. Словом, право называться инженером дает диплом об окончании высшего технического учебного заведения. Здесь фактически характеризуется не сама его профессия, а лишь подготовленность и квалификация специалиста.
Сегодня благодаря стремительному развитию технического знания, созданию крупных научно-производственных комплексов, новых инженерно-технических сообществ формируется новый стиль инженерного мышления, характеризующийся строгой системностью с ориентацией на аксиологический аспект, как основу инженерно-технического творчества, направленного на создание новой техники и организации современных технологий.
Осуществляя свою деятельность, инженер преобразовывает природную и социальную среду, удовлетворяя различные технические потребности общества. Это преобразование всегда определено существенными связями, законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этим законами. Инженерная деятельность мобильнее технической и более сбалансирована по отношению к решению ближайших и перспективных производственных задач. Инженер не ограничивается только созданием технических средств, которые могут быть использованы в рамках существующих производственных технологий. Проектировщики и конструкторы должны предвидеть возможные будущие производственно-технические изменения, в том числе и те, которые соответствовали бы перспективным требованиям гармонизации общественной жизни. Инженерная деятельность в этом случае определяется по преимуществу не производственными регулятивами и социальными заказом сегодняшнего дня, а познавательными потребностями, связанными с прогнозированием будущих техноструктур и технологий . Инженеру также необходимо четко усвоить специфическую систему норм и ценностных ориентаций, стимулирующих инженерный поиск и нацеливающих на создание социально значимых, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
Одной из особенностей инженерной деятельности является ее творческий характер. Под творчеством понимается процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникающую способность человека из доставляемого действительностью материала созидать на основе познания закономерностей объективного мира новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности.
Развитие сознания и ответственности учитывается при разработке этапов процесса формирования профессионально-творческих способностей. Выделенные уровни сознания стали основой каждого этапа. «Только такое обучение можно назвать хорошим, которое забегает вперед развитию и ведёт развитие за собой. Но научить человека возможно только тому, чему он уже способен научиться. Обучение возможно там, где есть возможность наследования» . То есть, уже в процессе развития профессионально-творческих способностей личность поднимается на новую степень развития как интеллектуального, так и личностного.
Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?
В случае, когда три эти компонента начинают взаимодействовать, возникает понятие «технической реальности», как области предметного применения инженерного типа мысли. Данное образование является пограничным между нашей реальностью и миром цифр и чертежей. И именно возможность человека управлять «технической реальностью» позволяет с полной уверенностью говорить об инженерном складе его ума.
Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.
К профессионально важным компонентам воображения инженера относят пространственное воображение, творческое воображение, конструкторское, техническое, научное и др. В деятельности инженера выделенные компоненты воображения являются значимыми. Благодаря свойствам пространственного воображения инженер может мысленно представить какое-либо техническое устройство в статике и динамике. Благодаря сочетанию пространственного и творческого воображения инженер может мысленно представить, как будет работать техническое устройство в тех или иных условиях, как себя поведет, если на него будут действовать различные внутренние и внешние факторы (это помогает проигрывать варианты неполадок, находить их причины и узлы, вышедшие из строя).
В соответствии с этим пространственное воображение, характеризующее способность мысленно представлять техническое устройство в различных аспектах его деятельности, называют техническим воображением, которое и составляет основу творческой деятельности инженера. Высшее кульминационное творческое состояние — это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии — это награда за каторжный труд.
Разработка документации, необходимой для изготовления, монтажа, испытания и эксплуатации создаваемой конструкции.
Создание новых машин и технических устройств -- сложный и длительный процесс, в котором можно выделить инженерное прогнозирование, проектирование и конструирование, подготовку и освоение производства.
Инженерное прогнозирование предполагает сбор научно обоснованной информации, отражающей в виде вероятностной категории потенциальные возможности развития техники. Делается это для того, чтобы создаваемая машина соответствовала современному состоянию науки и техники и учитывала тенденции их развития на ближайшие 5 -- 10 лет.
Основной задачей проектирования и конструирования является разработка документации, необходимой для изготовления, монтажа, испытания и эксплуатации создаваемой конструкции. Проектирование обычно предполагает разработку общей конструкции изделия.
Техническое конструирование (от лат. construere -- строить, сооружать, создавать) -- часть процесса создания машины, сооружения, заканчивающаяся составлением рабочих чертежей и текстов в виде специальных технических требований, указаний к изготовлению, контролю качества, испытания и др.. Документация, получаемая в результате проектирования и конструирования, носит единое наименование -- проект.
В создании технических устройств участвует большой творческий коллектив различных специалистов: инженеров-конструкторов, художников-конструкторов, технологов, экономистов. Работа их протекает как единый процесс, но каждый имеет свое поле деятельности, свои задачи, которые решаются в тесном творческом содружестве. Специализация труда позволяет учесть квалификацию, знания, опыт и склонности каждого члена коллектива. В конечном счете, ускоряется процесс проектирования и постройки новой машины. Например, проектирование трактора ведут несколько групп конструкторов: одни производят тепловой расчет двигателя, другие конструируют механизмы и системы двигателя, третьи -- трансмиссию и ходовую часть, четвертые -- гидросистему и рабочее оборудование и т. п.
Возможны три варианта конструирования; конструируется принципиально новое техническое устройство; существующее техническое устройство заменяется новым; улучшаются отдельные параметры и технико-экономические показатели работающего технического устройства.
Процесс конструирования технического устройства условно делится на этапы.
Первый этап--уточнение технического задания от вышестоящей организации. Делают это и заказчик, и исполнители -- инженеры, художники-конструкторы. Прежде всего они стараются убедиться в том, что конечная цель в задании сформулирована правильно. Критический подход к формулировке цели -- одна из особенностей решения конструкторских задач.
Участие в работе на этом этапе разных специалистов объединяет их для дальнейшей деятельности. Конструктор получает четкое представление о принципиальной схеме устройства, дополнительных технических требованиях и общем технологическом направлении конструирования устройства. У конструктора формируется обобщенный образ устройства.
Второй этап -- эскизное конструирование. Художник-конструктор обеспечивает удобство пользования устройством, его наиболее полное соответствие условиям эксплуатации, эстетические качества и др.
Технические устройства соприкасаются с человеком. При этом простота и удобство играют важную роль. Некрасивый, неудобный станок, примитивный, грубый инструмент раздражают рабочего, делают работу неприятной, снижают производительность труда. Неудобное расположение элементов на пульте управления, за которым сидит оператор или пилот, может быстро вызвать утомление и даже привести к аварии. Поэтому при конструировании систем управления, регулирования и контроля рукоятки, рычаги, кнопки и другие элементы располагают так, чтобы человеку было удобно ими пользоваться, чтобы тексты и цифры на щитках, приборах легко читались и т. п. В сферу деятельности художника-конструктора, проектирующего, например, автомобиль, входит следующий круг задач:
ь общая компоновка машины (расположение ее основных помещений, механизмов и агрегатов);
ь планировка пассажирских и грузовых помещений, определение положения и размеров сидений, дверей, окон и люков, проектирование моста управления (органы управления, приборы и сиденье водителя);
ь поиски композиции, формы и внешней отделки машины, участие в аэродинамических исследованиях и графической разработке поверхности; разработка интерьера, включая разработку сидений, внешних и внутренних осветительных приборов, эмблем, товарных знаков и других декоративных элементов; разработка формы и отделки всех видимых (а иногда и находящихся в машинных отсеках) механизмов и их деталей: колес, приводных механизмов, механизмов управления;
ь подготовка сопроводительной документации, включая служебное конструирование, справочные и предупреждающие таблицы, знаки и надписи, размещаемые на самой машине.
Особое внимание художник-конструктор уделяет вопросам эксплуатации изделий, чтобы обеспечить человеку необходимый комфорт.
Инженер-конструктор на этапе эскизного проектирования делает эскизные наброски основных частей устройства и выбирает из них наиболее удачный. Эскизы, как правило, изображают конструктивную схему без подробностей и выполняются быстро, так как конструктор должен рассмотреть много вариантов. Выбранные варианты проверяют, выполняя чертежи в масштабе. Теперь взамен технических требований, реализованных конструктивно, появляются связи между частями устройства.
Третий этап -- разработка технического проекта. Процесс подгонки частей друг к другу ведется путем поиска удачного сочетания каких-либо двух частей по схеме, и на этой основе выполняется эскизный вариант компоновки устройства в целом. Однако эскиз не дает полного представления о будущем изделии. На помощь приходит макетирование в масштабе (на начальной стадии поиска) или в натуральную величину.
Объемный реальный макет позволяет выявить допущенные ранее ошибки, оценить функциональные, технические и эстетические достоинства, а также представить форму предмета, его пропорции, цветовое оформление. Макетирование необходимо для разработки технического проекта, в ходе которого делают расчеты на прочность, износостойкость, динамический, тепловой и другие, определяют геометрическую форму и основные размеры сборочных единиц и деталей.
Этап разработки технического проекта своеобразен. Выполнение сборочного чертежа подводит итог проделанной ранее длительной работе, но это не просто вычерчивание, а конструирование, заканчивающееся созданием чертежа. В ходе этой работы продолжают вносить изменения в создаваемую конструкцию.
Технический проект, как правило, содержит уточненную техническую характеристику устройства и краткую пояснительную записку, в которой приводятся данные расчета и технико-экономические показатели изделия. Технический проект является основой для разработки рабочих чертежей.
Четвертой этап -- создание рабочего проекта. На каждую деталь, а их в машине нередко более тысячи, разрабатывают отдельный чертеж. Параллельно ведутся разработка и изготовление технологической оснастки. С ее помощью делают отдельные детали, а из них в экспериментальном цехе собирают опытный образец устройства. При этом уточняют конструктивную форму деталей и технические требования на их изготовление. Опытный образец проходит испытания в реальных условиях. В процессе испытания выявляются слабые места конструкции. Конструкторы и технологи тщательно изучают результаты испытаний и ведут доработку технической документации с целью устранения выявленных недостатков. После этого документацию передают в производство, где налаживают выпуск спроектированного устройства.
Для повышения эффективности процесса конструирования технических устройств разрабатывают систему мероприятий, реализация которых сокращает время проектирования и повышает качество конструкторских разработок. К таким мероприятиям можно отнести совершенствование процесса решения технических задач, кодирования, хранения и поиска технической информации, создание устройств, ускоряющих выполнение чертежей, применение ЭВМ и т. п. Процесс технического творчества предполагает реализацию следующих этапов с соответствующими процедурами: а) осознание противоречия как источника формулировки проблемы, служащей источником выдвижения и обоснование идеи; б) техническую разработку задания подбор методов для ее осуществления (проектирования и конструирования); в) испытания объектов в работе, оценка эффективности результата творческого решения. Итог первой процедуры - формулировка плана, идеи, замысла решения задачи, т.е. принципа действия систем этого типа. Вторая процедура - это единство проектирования и конструирования. Проектирование - это разработка и обоснование проекта устройства, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование неизбежно предшествует конструированию, представляя собой поиск научно обоснованных, технически выполнимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результат проектирования - проект объекта, под которым понимаются тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д. [7]. По мнению большинства, ученых, процесс проектирования включает: а) научно-исследовательский поиск идеального из потенциально возможных вариантов решения технической задачи; б) формулировку в единстве с (обоснованием технического задания; в) техническое предложение; г) эскизное проектирование; д) техническое проектирование; е) рабочее проектирование. JI.B. Москвитина отмечает, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности. Конструирование - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины [И].
Генерация идей на заданную проблематику- свойство присущее инженеру-изобретателю Итак, первое качество, необходимое изобретателю, - это порой доходящая до наглости уверенность в себе: он совершенно уверен, что добьется успеха, и преисполнен решимости его добиться. Такая уверенность в себе присуща всем детям, к которым родители относятся с любовью. Беда только в том, что дальнейшее образование слишком подавляет в ребенке эту черту: ребенок воспринимает даваемые ему знания как нечто изначально существующее и начинает сомневаться в собственной способности сделать что-то новое. Помочь восстановить веру в свои силы можно, только ставя перед учащимся творческие задачи возрастающей трудности: лишь так он сумеет убедиться в том, что может самостоятельно творить, изобретать.
К сожалению, перед учащимися никогда не ставят творческие задачи, оценивают их знания по способности запоминать программные истины. И главное, не заботясь о том, понимают ли они эти догмы. Это сказывается на дальнейшей работе: там также оценивают способность исполнять догматические устоявшиеся решения. Это не означает, что хорошо, когда инженер буквально сыплет идеями. Я наблюдал обратное, как иные ими сыпят безответственно, предлагают рационализацию, совершенно лишенную всякого основания - это еще одна крайность.
Всякий, кто сделал хотя бы небольшое изобретение, способен оценить важность работы эмоциональной сферы. Изобретатель должен начинать работу с твердой верой в успех, сколько бы ему ни твердили об ожидающей его неудаче или о том, что до него над подобной затеей работали куда более умные люди. Он также должен быть совершенно уверен в важности решения поставленной задачи- это даст ему необходимые нравственные силы. Ему придется искать не одно решение, а целое множество оригинальных идей, поскольку большинство из них придется отвергнуть либо по причине их ошибочности, либо потому, что они сопряжены с такими побочными явлениями, которые сведут на нет их потенциальную ценность. С другой стороны, сама идея поначалу может показаться нереальной, но в результате дальнейших эмоциональных усилий появится новое изобретение, которое устранит первоначальные затруднения. Будущему изобретателю непременно придется пережить моменты уныния, когда и ему самому проблема будет казаться неразрешимой или когда идея- его любимое детище- при дальнейшем рассмотрении окажется не заслуживающей внимания. Успеха добьется лишь тот, у кого хватит сил продолжать борьбу, даже когда исход ее кажется безнадежным. И великие изобретатели прошли через такие трудности, пусть это послужит утешением для молодого человека, поставившего перед собой цель найти оригинальное решение проблемы.
В решении проблемы, которую пытается осилить изобретатель, лишь физическое мышление позволяет определить, работает ли он над объектом, реально существующим во времени и пространстве, или имеет дело с чисто логическим казусом. Поэтому, на второй стадии работы над изобретением желательно как можно чаще использовать модели, набрасывать эскизы и присматриваться к деятельности существующих конструкций. Важно как можно больше узнать о физической стороне задачи: величине сил, скоростей, температур и давлений. "Думать руками" над задачей очень помогают грубые модели, сделанные в домашней мастерской.
Не надо спешить озвучить идею, особенно если она пришла вечером. Вечером приходят блестящие идеи, но, обработав ее ночью, мозг обязательно найдет такую ошибку, и вы вернетесь к началу. И это почти всегда так.
Изобретатель должен развивать в себе способность зрительно представлять себе сложные статические системы в трехмерном пространстве и уметь видеть за двухмерным эскизом объемную конструкцию. Очень полезны классические упражнения с листами Мёбиуса, которые делаются из бумажных полосок, склеенных в кольцо таким образом, что один конец оказывается повернутым на 180 и 360 градусов (рис.7.1.а ), а затем разрезаются вдоль. Не меньшую пользу приносит изучение более сложных топологических объектов. Многому можно научиться, сгибая куски мягкой проволоки в различные пространственные объекты и зарисовывая их в различных проекциях.
Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Метод мозгового штурма.
Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения
Постановка проблемы
Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.
Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:
• Максимальное количество идей, без любых ограничений
• Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
• Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
• Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей
Отбор, систематизация и оценка идей
Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.
Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.
В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют
Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!
Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.
Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы. В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания. При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.
Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.
Исследование подтвердило вывод о том, что инженер-специалист, имеющий высшее техническое образование, должен сочетать специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в техническом вузе строится с учётом специфики инженерных функций (рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники), поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономике и организации
.
Твердо установлено, что из десятка изобретающих новую вещь или технологию лишь одному удается довести свое дело до конца. Каждый изобретатель, которому приходилось сталкиваться с внедрением нового в практику, знает, что после того, как он корректно сформулировал задачу и нашел для нее подлинно оригинальное решение, его работа только начинается. На следующем этапе ему нужно убедить хотя бы нескольких человек из числа принимающих решения о внедрении, что его изобретение действительно будет работать. Затем он должен показать, что это изобретение экономичнее существующих машин или технологии. И только после этого можно представлять изобретение на рынок и выяснять, действительно ли оно удовлетворяет насущную потребность людей.
Ничего странного в этом нет. Жизнь, работа ежедневно ставят новые задачи, появляются новые идеи. Но никогда нельзя сбрасывать со счета неудавшиеся разработки и идеи. Держать и держать их в записях, в каталогах, в голове. Крутить и обрабатывать их - это ваш "золотой запас". И я никогда не прячу от других свои чертежи разработок, напротив, стараюсь их опубликовать, рассказать о них тем, кто понимает и особенно тем, чья деятельность связана с производством.
. В это время я чувствую себя неуютно, ищу поддержки у любого человека рядом: сварщиков, сотрудников.
Умение "думать руками" имеет первостепенное значение-оно помогает удостовериться, что конструкторские расчеты соответствуют реальности, и все многочисленные детали, не поддающиеся расчету, "похожи на правду". У каждого хорошего конструктора вырабатывается способность предвидеть, взглянув на чертеж, те неприятности, которые могут возникнуть из-за ошибки или из-за неправильного понимания задачи. Для определения этой функции физического мышления, которую мы назвали "умением думать руками", не вполне подходит.
и. И сама жизнь наша, и энергетика на биологическом
уровне, целиком зависят от этих эндогенных опиатов, то есть от количества
творчества в единицу времени.
Теперь мы с вами должны обязательно рассмотреть тезис Отказ от
честности как отказ от источника энергии".Честность воспринимается людьми
как нечто приятное, красивое, как скромность, например, которая, якобы,
украшает человека. Скромность - не украшение, а необходимая трезвость
мышления, то, что связано с адекватностью мышления.
Что такое адекватность мышления? Это умение понимать предмет в двух
смыслах: во-первых, так, как его понимает большинство, то есть конформно, и
второе - так, как его чувствуешь гы. Если нет второго, ты - тотальный
рационалист, ты усвоил этот предмет, но тебе страшно скучно им пользоваться,
тебя от него тошнит, он на физиологическом уровне противен твоей природе. А
мы так учимся! Мы запихиваем в голову огромное количество абстрактной
информации, забывая о законе превращения NI сначала в Gestalt, в образ, а
потом - в уникальную форму N;, то есть в мою собственную, приобретенную
только что, творческую идею, сформулированную моими словами. Вот почему
опытные педагоги говорят: "А ты скажи своими словами", давая пощупать, делая
из своих непослушных учеников наглядчивых людей, которые очень часто
способны превратить в наглядное даже то, что обычный человек не видит. Я -
за наглядчивость, которая связана с имагинацией, за имагинативность
обучения, превышающую обычную для наших краев норму.
Воображение очень слабо применяется в нашей педагогике. Оно должно
стать главным средством обучения, тем более что оно - мы уже говорили об
этом - лечит и профилактизирует некоторые, этак тысячи две, заболевания,
включая даже, между прочим, грипп, хоть он и заразен, за счет того, что ты
повышаешь сопротивляемость. А так как все время есть супернадбавка здоровья
и энергии, то ты, получается, имеешь массу свободного времени, и становишься
все гармонизированной, у тебя появляется надобность почему-то услышать не
только hard-rock, понимаете ли, а еще и metal. Другими словами, человек
выходит к широте познаний только тогда, когда он готов, когда он
предрасположен к этому технологически Цель теоретического обучения — формирование у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение им необходимых знаний. Оно сменяется или сочетается с практической подготовкой, предназначенной для формирования необходимой системы профессиональных умений и навыков. В вузе профессиональная подготовка разделяется на два этапа — общеобразовательный этап и этап специализации.
Цель профессиональной подготовки инженера определена нами как «...формирование соответствующей системы знаний, творческого инженерного мышления, комплекса инженерных умений и навыков, а также всей структуры психических качеств. Блок геометро-графических дисциплин начинается с изучения курса начертательной геометрии уже в 1-м семестре, затем идет курс проекционного, машиностроительного (2-й семестр) и строительного черчения (3-й семестр). Поэтому активизировать процесс подготовки студентов к инженерной деятельности необходимо начинать уже на начальном этапе обучения при изучении начертательной геометрии и инженерной графики, так как эти дисциплины значимы для приобретения конструкторских навыков, формирования инженерного мышления и графической культуры специалиста.
Вследствие этого мы будем разрабатывать методику проведения занятий с учетом профессиональной направленности.
Начертательная геометрия входит в группу сложных для усвоения дисциплин. Сложившаяся за последнее десятилетие тенденция к сокращению аудиторных часов, отводимых на предмет «Начертательная геометрия. Инженерная графика», диктует необходимость разработки интенсивных методик обучения. Как известно, лекционный курс по НГ и ИГ сопровождается сложным графическим материалом, требующим определенной логической последовательности операций, четкости графических построений. Немало важно уже на начальном этапе обучения показать и доказать студентам профессиональную значимость данного предмета для будущей инженерной деятельности, используя при рассмотрении основных положений лекций задачи, содержащие профессиональную направленность. Это способствует развитию внутренней мотивации изучения данной дисциплины студентами, а следовательно, способствует повышению уровня формирования эмоционально-ценностного компонента графической культуры.
Геометро-графическая подготовка является базисной, и ее отставание от реалий дня потянет назад и другие дисциплины.
Вопрос качества образования – это не только приобретение знаний, но и овладение профессионально-творческими способностями, способностью применять знания, реализовывать собственные проекты, способностью социального действия. Развитие творческих способностей будущего специалиста – важнейшая задача высшего технического учебного заведения, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности будущего инженера, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Как говорил Платон, все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей – их творцами. Под творческим образом жизни понимается процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникающую способность человека из доставляемого действительностью материала созидать на основе познания закономерностей объективного мира новую реальность: удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.
Как вы можете убедиться, материал лекции плотно насыщен повествованием, с совершенно новой, подробной, нигде не описанной информацией на заявленную тему.
В связи с этим на освоение сказанного планируется сравнительно большое количество учебного времени. Учитывая большую разницу в подготовке слушателей, для полного понимания обширного материала, необходимо осуществить подробное толкование всех микротем автором, устно, своими словами, с многочисленными примерами. Разъяснение будет проводиться в зависимости от характера задаваемых вопросов, по телефону, видео конференции, встречи. Этот материал важен для выведения слушателей на более высокий уровень обучения, такой уровень, где нескучно освоение новых сложных понятий, этой сложной, трудной профессии. Постепенно слушатели научаться заниматься самообразованием, с интересом читать техническую литературу, вначале популярную, затем и специальную. Они освоят и медленное чтение трудного материала, и быстрое чтение поискового характера. Обязательно освоят навыки чтения простых и сложных машиностроительных чертежей, строительных чертежей и чертежи других специальностей. Кроме этого слушатели изучат и практически освоят вычерчивание вначале простых затем сложных чертежей в системе ЕСКД. Обязательно освоят техническую терминологию, навыки грамотно, технически, составлять предложения, писать специальные тексты, составлять и читать деловые технические письма, изучить существующие обороты речи. Поверти, это не трудно и очень увлекательно. Представляете только это, перечисленное мною, поднимет ваш уровень профессионализма на очень значительный уровень. Вы будете гордиться безукоризненно вычерченными вами чертежами в тестовом порядке. Даже если вы не будете конструктором, окружающие отметят вашу профессиональную культуру. А ведь мы еще не коснулись конструирования.
Рассмотренные нами методы проектирования, базирующиеся в основе своей на труде человека, содержат в себе ряд объективных ограничений. Современные достижения в ряде отраслей науки и техники говорят о том, что путь решения этих проблем следует искать в применении электронной и автоматизированной техники. Эта новая область деятельности инженера пока еще носит характер научно-поисковой разработки новых приемов проектирования, но уже есть примеры решения ряда проектных проблем. Главными задачами искомого метода являются: создание проектов на основе оптимального синтеза социальных, эстетических, технических, научных, строительных, природных и других условий в их развитии и быстрое получение проектных решений, единственно целесообразных из многочисленных возможных вариантов.