Село Красново стоит на древнем торговом пути с другой стороны от Борисоглебска, но тоже на трассе 78К-0003, о которой речь шла ранее. Село входило в состав Шулецкой волости. В древности данная местность принадлежала Ростовским князьям. Об этом пишет известный ростовский краевед и исследователь Андрей Александрович Титов в своей книге «Ростовский уезд Ярославской губернии…» от 1885 года: «На этом месте стоял терем князя Федора Васильковича; здесь же князь Иван Владимирович женил своего внука, князя Михаила Александровича Касатку. на княжне Матроне, дочери князя Дмитрия Александровича Щепы; затем на этом же месте князь Константин Михайлович Касаткин хотел бороться с князем Юрием Александровичем Хохолковым, из-за княжны Феодоры, дочери князя Ивана Ивановича Пужбольскаго; но смерть княжны предотвратила эту ссору». В XV веке от ростовских князей вотчина перешла московским князьям. После окончательной победы Василия Темного в борьбе за престол, в 1440-х село Шульце с деревнями было передано в качестве вклада Борисоглебскому монастырю: «В Согилском стану того ж Борисоглебского монастыря в вотчине село Шулцо з деревнями... деревня Красная на речке на Шуле». Но после секуляризации 1764 года Красново (или Красное, как многие его до сих пор называют) стало казенным.
Вообще-то Красново до момента постройки здесь храма было деревней и только после 1870 года по общепринятым правилам стало селом. Есть три версии постройки здесь храма. 1) Он построен на средства купчихи Глафиры Кузьминичны Плешановой и ее покойного мужа Ивана Максимовича (по сведеньям Титова А.А.). 2) Построен на средства самарского купца Ивана Михайловича Плешанова, а купчиха только руководила строительными работами, сменив скончавшегося во время возведения храма Ивана Ивановича Хранилова (кстати, первого реставратора Ростовского кремля). 3) Что Глафира Кузьминична вовсе не была вдовой и храм был построен на средства ее мужа Максима Плешанова, богатого купца из Петербурга, происходившего родом из Красново. Так или иначе, но Плешановы стали благотворителями своей малой родины, что было весьма распространённым явлением в среде дореволюционного купечества.
Они же позаботились о содержании причта, устройстве школы и даже о благополучии каждого жителя села. На это было потрачено около 20 тысяч рублей. В банк была положена сумма в 42 тысячи рублей, проценты от которой разделялись между храмом, школой и всеми жителями. Также при храме была бесплатная библиотека. В школе на протяжении почти 30 лет преподавал настоятель новопостроенного храма о. Александр Каменский, награжденный за свои труды серебряной медалью в деле народного образования.
Автором типового проекта храма стал архитектор Константин Тон, известный создатель русско-византийского стиля. Было устроено три престола Богоявления Господня, в теплой трапезе апостола и евангелиста Иоанна Богослова и во имя Максима Исповедника. Кстати, это косвенно подтверждают, что благотворителями были Максим и Иван Плешановы, т.к. часто престолы посвящали небесным покровителям храмоздателей.
А.А. Титов оставил довольно подробное описание села, процитируем: «Красново, казенное село, при пруде и колодцах, в 14 верстах от Ростова; 51 двор, 136 рев. душ и 134 надела. Местная каменная одноглавая, в связи с колокольнею, Богоявленская церковь построена здесь впервые в 1870 году,… а потому каких-либо древних предметов искать в ней нечего. Старинных икон также нет. (Титову, как любителю древностей важно было это упомянуть – прим. автора)… Крестные ходы здесь существуют следующие: в селе Краснове три: 1 июля, установленный лет 20 назад, по случаю скотскаго падежа, 20 июля и 22 октября». Кстати, Титов подсчитал ежегодные подушные сборы в Шулецкой волости: 5 рублей 27 копеек с души, из которых мирских сборов 2 рубля 14 копеек, земских – 27 копеек, казенных – 2 рубля 86 копеек. То есть сельская община со своего крестьянина брала почти столько же, сколько государство.
Чуть южнее, между селами Красново и Хаурово, на правом берегу реки Шулы, расположен святой источник в честь святого Иринарха Затворника, одного из самых прославленных святых Борисоглебского монастыря. Источник был впервые обустроен монахами еще до секуляризации и с тех пор пользуется большой популярностью в народе. Вода здесь считается целебной, а освящённая им земля отгоняет ядовитых змей, которые широко распространены в данной местности. Также сохранилось предание, что источник был открыт преподобным Сергием Радонежским и основателями монастыря, здесь же неоднократно бывал и святой Иринарх. Вблизи источника до революции проходили народные гулянья на Крещение и в Петров день. Устраивались ярмарки и шла бойкая торговля. Источник не тронули после революции. Более того, после Великой отечественной войны заново благоустроили, вставив бетонное кольцо. Нынешнюю часовню с купальней построили силами монастыря в 2007 году.
Богоявленскому храму повезло меньше. В 1918 году были аннулированы процентные бумаги в связи с закрытием банков, проценты с плешановских вкладов в размере 20050 рублей перечисляться перестали. Сам храм закрыли еще до большого террора 1930-х годов, в 1929 году. Колокольню разобрали, а в основном здании разместился сельский дом культуры. Четверик храма оборудовали под склад зерна. Вот как об этом вспоминали старожилы села, согласно сведениям Лапшина С.А. и Субботина А.Н.: «Приехали из района двое уполномоченных, собрали все село у церкви. Мужикам приказали сбрасывать кресты с куполов, а женщинам утварь церковную и иконы выносить и бросать в костер. Много сожгли, но кое-что попрятали старухи. Долго церковь стояла разоренной, а потом в ней сделали клуб и избу-читальню».
Храм долго не открывали и после распада СССР. В 2008 году епархии были переданы только четверик и алтарь, остальное пространство было занято клубом и магазином. После открытия Богоявленский храм стал подворьем Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Настоятелем много лет является иеромонах этого монастыря отец Игнатий. Восстановление идет очень тяжело, т.к. сил и средств недостаточно. Мешает все та же общая для всей области беда – деградация сельской местности и миграция населения в другие более благополучные регионы страны. Население Красново также уменьшается, в 2013 году здесь закрыли школу – важный объект для удержания жителей в селе.
Однако, развитие прихода получило своё неожиданное продолжение. В 2017 году в эти края переехал православный священник из США Джозеф Глисон с женой и 8 детьми. Он выходец из обычной американской протестантской семьи, программист и протестантский священник, который позже осознанно перешел в Православие, уговорив сделать тоже самое свою семью и всех прихожан своей церкви в США. Причинами переезда с одной стороны стали активизировавшиеся в Америке гонения на традиционное христианство, с другой – красота и привлекательность древней Ростовской земли. Отец Иосиф перешел в РПЦ под начало епископа Переславского и Угличского Феоктиста (Игумнова) и поселился в маленькой деревне Ивашево, которая находится всего в 2 километрах от Красново. После его назначения в Богоявленский храм, приход заметно ожил, службы стали проводить каждую неделю, людей становится все больше. Литургия проходит на церковно-славянском и английском языке, что, конечно, весьма необычно, для сельского прихода в русской глубинке. А на клиросе звучит древнерусское Знаменное пение, которым увлекаются дочери Глисон. Чтобы поддерживать семью, отцу Иосифу приходится заниматься фермерством, репетиторством и преподаванием английского языка в Варницкой гимназии в Ростове Великом.
Он также ведет активную просветительскую деятельность в интернете. Призывает всех неравнодушных христиан из англоговорящих стран переезжать в Россию. В социальных сетях на его канале интересуются переездом в Россию больше 2000 человек, а несколько десятков уже переехали в Ярославскую область и пополнили столь экзотический сельский приход. Например, в Ивашево поселилась молодая православная семья Хартвигсенов из Дании, в Борисоглебском – православная семья Каррин из Великобритании, а в Ростове Великом – православная семья Сильва из Бразилии. Все эти люди считают Россию последним оплотом истинной христианской веры, новым ковчегом спасения. Для них нравственная чистота важнее материального комфорта. Поэтому Россия стала для них раем в правильном понимании этого слова, то есть местом духовного спасения.
Таким образом, Ростовская земля людьми забытая и заброшенная, не забыта у Бога и снова оживает на наших глазах. Кто знает, может еще возродятся вымершие ростовские селения, наполнятся чистыми детскими голосами деревенские избы и проселки, а из остывших печей снова потечет веселый дымок, будут, как и прежде восхищать своей красотой восстановленные храмы с малиновым звоном, с надкупольными золотыми крестами, искрящимися на солнце, благословляющими древнюю святую русскую землю. И тем чудеснее, если вместе с русскими, в этом возрождении будут участвовать и чужеземцы, принявшие нашу культуру и нашу веру.
Первую часть читайте здесь:
Вторую часть читайте здесь:
Третью часть читайте здесь:
Все части смотрите в подборке.
Список используемой литературы и фотографий:
- https://rostland.blogspot.com/2020/05/1930-1980.html?showComment=1588697041789&m=1ФОТО 1930-80-е
- https://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=9571
- А.А. Титов "Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда", 1885 г., стр.452 – 453
- https://sobory.ru/article/?object=23484
- https://sobory.ru/article/?object=24563
- Лапшина С. А., Субботин А. Н. Путеводитель по Борисоглебскому району. - Борисоглебский: Факел: ИП Батуева Е.В., 2013, стр. 208-210.
- https://russian.rt.com/russia/article/876011-amerikanec-svyaschennik-v-rossii