Найти в Дзене

А нужна ли на самом деле вашему ребёнку первая парта ? Часть первая.

Обычно с конца августа идёт горячая пора для офтальмологов - поток родителей за справкой на первую парту. Уже давно сложилось заблуждение в том, что ребёнка в очках нужно посадить поближе к доске. Причем так полагают не только некоторые родители, но и некоторые учителя, и некоторые офтальмологи. За период многолетней работы в детской городской поликлинике я встречалась с множеством нелепых, иногда смешных, иногда грустных ситуаций из-за потребности в первой парте. Например, в одну из школ в один и тот же класс справку на 1 парту принесли 20 человек из 30. А какой -то год ко мне на приём приходили дети из одного и того же первого класса за справкой: а на какой парте сидеть моему ребёнку? При том, что у этих детей не было никаких проблем со зрением. Родители объясняли, что справку просила учитель. Когда ситуация повторилась уже в 4 или 5 раз, на мою просьбу назвать школу, класс и учителя мама самоотверженно ответила: "Сдавать учителя не буду!". Была еще одна странная ситуация: мама обратилась ко мне за справкой, аргументировав тем, что дочь маленького роста. Как-то пришли с жалобами на плохое зрение - девочка не видит, что написано на доске. После обследования выяснилось, что проблем со зрением нет, просто не видно за спинами высоких учеников. А почему учитель посадил вперед высоких, это же нелогично. Оказывается, потому, что они принесли справки. Сразу могу сказать, что скорее всего выданы такие справки необоснованно. Но почему вы решили, что за рассадку детей в школе отвечает офтальмолог? Кстати в последнем случае мотивацией пойти к офтальмологу было не желание разобраться со зрением=здоровьем девочки, а получить все ту же справку на 1 парту. Но здесь я привела примеры нелепых ситуаций, а давайте вернёмся к нашей обыденности. Ведь в основном за справкой идут родители, дети которых носят очки. Разберёмся по порядку. Самые распространённые причины снижения зрения у детей, требующие назначения очков: гиперметропия (дальнозоркость), миопия (близорукость), астигматизм, амблиопия и косоглазие.

Рисунок 1.
Рисунок 1.

Гиперметропия (дальнозоркость).

Состояние, при котором фокус изображения располагается за сетчаткой (зоной глаза, которая воспринимает изображение), и для того, чтобы человек видел хорошо, мы должны сдвинуть фокус на сетчатку (Рисунок 1). Для этого мы поставим перед глазом собирательную линзу, говоря простым языком, - оденем "плюсовые" очки (Рисунок 2). В зависимости от степени гиперметропии, зрение ребёнка и без очков может быть достаточно высоким, например, 70 или 80%, или даже 100. Почему в таких случаях нужны очки, поговорим в другой статье. Наша задача достигнуть максимально высокой остроты зрения в очках. Если нам удаётся достигнуть 100 и более процентов в очках (10 и более строчек по таблице), то логично полагать, что мы приблизили нашего ребёнка в очках к ребёнку без проблем со зрением. Иногда гиперметропия сопровождается астигматизмом и \или косоглазием. И если сопутствующие нарушения не позволяют достигнуть такой высокой остроты зрения, то выставляется диагноз: амблиопия, но об этом позже.

Миопия (близорукость).

Состояние, при котором фокус изображения располагается перед сетчаткой, зрение при этом всегда снижено, чем больше степень миопии, тем значительнее. С помощью рассеивающих линз, или на привычном языке "минусовых" очков располагаем фокус на сетчатке (Рисунок 2) и получаем максимальную остроту зрения как у ребёнка без проблем со зрением (Рисунок 1). В принципе это всё физика - раздел оптика. Конечно бывают ситуации, когда миопия, например, врожденная, или есть высокие значения астигматизма, и не всегда удаётся достичь высокой остроты зрения. Об этом снова в разделе амблиопия.

Рисунок 2.
Рисунок 2.

Астигматизм.

Состояние, при котором лучи собираются не в одну точку на сетчатке, а рассеиваются на несколько точек в разных плоскостях, изображение при этом размытое, предметы имеют тень. При таком состоянии в глазу может сочетаться разной степени миопия, если фокусы перед сетчаткой, как на рисунке 3. Или например, при смешанном астигматизме : один фокус расположен в одной плоскости - за сетчаткой ( как при гиперметропии), а другой - впереди сетчатки ( как при миопии). Офтальмолог оценивает положение фокуса в двух взаимноперпендикулярных плоскостях, подбираются сложные очки, которые поставят фокус на сетчатку, и наш герой, как и в предыдущих примерах, видит также, как и ребёнок без проблем со зрением. Как и в предыдущих примерах, астигматизму может сопутствовать амблиопия (низкое зрение в очках), особенно если ребенок не использует очки на постоянной основе или астигматизм выявляется поздно.

Рисунок 3.
Рисунок 3.

Кстати стоит отметить, что очки можно заменить контактными линзами (дневными или ночными).

Вопрос: зачем нашему герою в очках\линзах со 100% зрением первая парта ? ответ : не за чем.

Ответ логичный, но скажете немедицинский.

Продолжим более подробный разговор во второй части статьи, а сейчас разберёмся, кому все же показана первая парта с точки зрения офтальмологии.

Амблиопия.

Амблиопия это функциональное снижение зрения при максимальной коррекции имеющихся нарушений рефракции (гиперметропии, астигматизма, миопии) без органической патологии органа зрения.

Мы уже говорили выше, что в некоторых случаях при гиперметропии, миопии и астигматизме невозможно достичь высокой остроты зрения с помощью очков. Такое состояние и называется амблиопия. Офтальмологи проводят лечение: очки, заклейка (окклюдор - у девочки на Рисунке 4), аппаратное лечение.

Рисунок 4
Рисунок 4

Лечение может быть длительным, в каких-то случаях многолетним. Вероятно, вы видели на улице детей со специальной заклейкой на одном из глаз. В ряде случаев удается поднять остроту зрения до максимальной, иногда нет. То есть ребёнок носит очки, проходит курсы лечения, но несмотря на все усилия, зрение остаётся сниженным. Или ребёнок находится на этапе лечения, зрение пока невысокое. Тогда для такого ребёнка офтальмолог сам выпишет справку в зависимости от остроты зрения, родителям даже не придётся просить, потому что мы понимаем, что из-за сниженной остроты зрения ему будет плохо видно вдалеке. В справке, например, будет такая фраза : «обучение в школе не далее 2-3 парты». Но таких детей немного: один-два на два-три класса, реже один-два в классе.

Есть офтальмологические заболевания, при которых никакими усилиями (очки, лечение) пациент не может увидеть более 3-4 строк из таблицы, такие дети учатся в специализированных учреждениях, где применяются методы и приборы работы со слабовидящими. Обычно при такой низкой остроте зрения в очках медико-социальная экспертиза ребёнку устанавливает инвалидность. В вашей обычной школе тоже можно встретить такого ребёнка. Конечно он будет сидеть на первой парте.

Косоглазие.

Для ребёнка с косоглазием имеет смысл выписать справку с пожеланием среднего ряда, чтобы глаза смотрели преимущественно вперед. Но в классе не всегда пользуются доской, которая расположена в центре. Во многих классах доски многосоставные, висят различные плакаты\учебные пособия по сторонам от доски, требующие внимания и изучения. Первые парты при косоглазии рекомендуются, если есть амблиопия. При её отсутствии при сходящемся косоглазии – вашего ребёнка стоит посадить подальше, при расходящемся – можно поближе. Ребят с косоглазием тоже немного.

Рекомендованная парта- это только небольшая помощь для комфортного обучения, в начальной школе мы должны активно продолжать лечение амблиопии и косоглазия.

Ещё одна категория детей, которым офтальмолог сам выпишет справку на первые парты, – это дети, которые находятся на этапах обследования, или ожидают готовности очков. Но эта временная ситуация.

Хочу отметить , что нет никаких правовых документов, требующих от офтальмолога рассадку детей в школе. За это отвечает учитель с учётом роста, особенностей здоровья детей и воспитательных мер. И если офтальмолог и выписывает справку, то нет такого официального документа, в котором прописано при каком зрении какая конкретно парта.

Таким образом, мы узнали, что офтальмологических причин для обучения на первой парте не так много.

Понятно, что почти все родители, особенно ребят начальной школы, хотят, чтобы ребёнок сидел ближе к учителю, чтобы ему уделялось больше внимания, и он хорошо и прилежно учился. Скорее всего это является одной из скрытых причин обращения за справкой. А очки, рост и прочее - только повод. Спросите сами у себя. Решение в таких случаях – частная школа. А учитель в обычной школе не может посадить 30 человек на первую парту, не может удовлетворить просьбы всех родителей. Он вынужден отправить к офтальмологу, чтобы был законный документ. Грамотные офтальмологи не будут удовлетворять просьбы, они будут следовать медицинским показаниям.

Уже в начале статьи я упомянула, что необоснованными справками грешат некоторые офтальмологи. В основном это связано с устаревшими подходами к методам ведения пациентов с миопией, когда вместо выписки рецепта на очки ребёнка пересаживали вперед; или выписывали очки с недокоррекцией (с меньшими минусовыми стеклами), в связи с чем ребёнок даже в очках видел плохо. Раскроем эту тему чуть шире во второй части статьи.

Заключение.

В этой статье мы разобрали почему не всем детям в очках нужна первая парта, в следующей части статьи попробуем погрузиться чуть глубже и узнаем, в каких ситуациях первая парта может навредить зрению нашего ребёнка.

Фото девочки - моей пациентки опубликовано с разрешения родителей, остальные картинки взяты из открытых источников, включая : en.wikipedia.org,