"Не читайте до обеда советских газет", — мудро изрек однажды Булгаков устами профессора Преображенского. А что, если газеты не советские?
Аналогов нет
Странным образом, тема немецкого геноцида советских военнопленных не очень популярна в нашей стране. И это при том, что значительное количество наших граждан так или иначе имеет к ней самое прямое отношение (часто даже не подозревая об этом). Ибо у миллионов в семьях пропавшие без вести во время Великой Отечественной, среди которых, в свою очередь, огромное количество сгинувших в немецких лагерях для военнопленных (Дулагах и Шталагах).
Рискну сказать, что кроме Холокоста или преступлений японской военщины против китайского народа, во всей Второй мировой не было аналогов этому немецкому преступлению. По крайней мере по чудовищности, уж точно. С этим согласны и современные немецкие историки, утверждающие, что это самое крупное преступление Вермахта. А известный российский историк и демограф Павел Полян и вовсе пишет, что обхождение с советскими военнопленными в оперативной зоне Вермахта было такого, что по количеству жертв конкурировало с уничтожаемыми СД и СС евреями (в октябре-ноябре-декабре 1941-го в месяц погибало по 400-500 тысяч военнопленных!). Даже такой русофоб, как американский историк Тимоти Снайдер, соглашается, что если бы не Холокост, уничтожение советских военнопленных считалось бы самым крупным и чудовищным немецким преступлением в истории.
И действительно, когда, например, читаешь, что из 240.000 советских военнопленных "Шталага-328" погибли или были расстреляны 140.000, а в соседнем "Шталаге-325" из 24.000 — все 24.000, это не может не вызывать оторопи.
Тем удивительнее наша странная национальная амнезия. А ведь во многом именно благодаря ей противоположная сторона знает о варварстве своих предков гораздо меньше нас...
"Ох уж эти русские"
Периодически просматриваю передовицы крупных европейских газет, и недавно в одной из маститых немецких наткнулся на весьма любопытную статью. Её автор, достаточно известный немецкий историк, рассказал читателям о расхожей байке, как Сталин на Тегеранской конференции якобы предложил после победы союзников без суда и следствия расстрелять 100 тысяч немецких офицеров. Дескать, он этим предложением так обидел Черчилля, что тот даже порывался покинуть конференцию.
Казалось бы, обычные публицистические байки. Но что больше всего меня поразило?
Во-первых, изображение беспощадного циника Черчилля эдакой обидчивой девицей (того, кто с легкостью приказывал сжигать немецкое население в городах бомбовыми ударами). А во-вторых, незнание немецким историком того факта, что его же западные (англоязычные) коллеги давно опровергли эту байку как миф. Не мог Сталин (даже если бы хотел) говорить такие вещи при людях, которых видел впервые в жизни. Напротив, стенограммы показывают, что советский лидер всегда был собран, сух и говорил исключительно по делу. Скорее всего уши этой легенды торчат из известного предложения Черчилля, который на Ялтинской конференции грозился казнить лидеров нацистской Германии без суда и следствия. Но, как не менее известно, именно советская сторона настояла на большом послевоенном судебном процессе, сделав всё, чтобы Нюрнберг состоялся...
И всё-таки я абсолютно убеждён, что немецкий историк (а автор статьи именно дипломированный историк) не может об этом не знать. Просто, пользуясь "расстрельный репутацией" Сталина, он умело (и бессовестно) манипулирует чувствами своих читателей, приписывая вождю патологическую антинемецкую кровожадность. Благо, что конъюктура позволяет. Но мы то с вами отлично знаем, что к кому-кому, а к немцам Сталин был чрезмерно милостив!
Но они этого не оценили. Я отчётливо вижу, что во многих немецких изданиях поощряется бездумный антисталинизм, но с таким дальним прицелом, чтобы он подспудно релятивировал гитлеризм (и разжигал антироссийские настроения). Поэтому не стоит сильно удивляться, если, например, в современном немецком документальном фильме о Сталинграде наткнётесь на профессора Йорга Баберовски, который на голубом глазу выдаёт, что, оказывается, это из-за проклятого советского вождя битва под Сталинградом стала такой ужасной и кровавой. Не бросал бы он ради престижа советских солдат через Волгу в бессмысленную мясорубку, отошёл бы от города, и ничего бы не было! (я чуть не поперхнулся, когда смотрел этот "юбилейный" фильм).
Естественно, что подобная риторика льстит молодому поколению немцев (да и старому тоже), преуменьшая подспудную и вечную моральную вину немецкой нации. Судя по комментариям читателей, они с радостью её подхватывают. Например, в вышеприведённой лживой статье о сталинском желании расстрелять немецких военных, какое-нибудь: "Вах, вах, вах, русские вообще не изменились!", "Им бы всё лишь бы стрелять", "Западу следовало позволить Германии расправиться Россией" или "Не зря Черчилль в 1945-м сказал, что мы не ту свинью зарезали" — самые безобидные. И на сотню комментаторов лишь двое скромно вспомнили, что вообще-то "мы сами уничтожили миллионы русских военнопленных". К слову, не удивлюсь, если они вообще не местные немцы. И это в солидном издании для немецкого среднего класса. Вот вам и "советские газеты"...
Откровенно говоря, в этой ситуации не знаю, кто меня больше огорчает. То ли дипломированный историк-враль, то ли его немецкие читатели, то ли мы, забывшие и "подарившие". Сейчас вот бросились всё рассекречивать и документировать, а молодёжи всё это не очень-то и интересно (кстати, хороший вопрос: почему документы секретили аж до 2010/2020-х?). Так и живём.