А знаете ли вы, что прямо сейчас вместе с нами на Земле обитают бессмертные существа? Нет? Вы их ни разу не встречали?
Да нет же. Встречали. Точно. Более того, прямо сейчас внутри каждого из вас обитает что-то около нескольких десятков миллиардов таких созданий.
И да, я сейчас про прокариот и простейших. Строго говоря, каждый из них никогда не рождался на свет. Каждый из них возник путём практически бесконечной цепи митозов, который претерпевали их предки. Каждый из них продолжится в потомках, не умирая. Не умирая естественной смертью, естественно.
Но знаете ли вы, что это не самое интересное? Самое интересное, что каждый из нас по большому счёту тоже бессмертное существо, берущее своё начало где-то там, четыре миллиарда лет тому назад – среди этих простейших. Почему?
А вот почему: все мы знаем из школьного курса биологии, что человеческая жизнь берёт своё начало из слияния гамет. Гаметы же в свою очередь берутся из гаметогенеза.
А теперь как насчёт поиграть в биометрию? Нет, не в ту, где про отпечатки пальцев , форму лица и почерк. И не в ту, где про применение методов математической статистики для решения биологических задач. А так – в ту, которая где-то на стыке между описательной биологией, математикой и философией.
Итак, представьте себе прямую. Обычную математическую абстрактную прямую, бесконечно продолжающуюся в две противоположные стороны.
Представили? А теперь представьте себе точку на этой прямой, которая делит её на два луча. Тоже представили? Замечательно. А теперь представим себе, что эта точка – гаметогенез. Ваш. Ну, как, давайте, сперва не ваш, а ваших родителей, который в итоге привёл к вашему зачатию и появлению на свет. Представили?
Как вы думаете, что у нас будет располагаться левее от этой точки, в прошлом (скажем так, «в области отрицательных величин»)? Правильно, – события, которые к этому гаметогенезу привели. Есть ли среди этих событий смерть или небытие? Нет.
Нет, потому что смерть ваших предков, как сложных многоклеточных организмов, не имеет никакого отношения к бесконечно продолжающейся череде делений живых клеток, которые из раза в раз становились гоноцитами, гонадами и гаметами – сперва в родительском организме, а потом и в дочернем. Раз за разом, миллиарды лет подряд.
Итак, мы пришли к тому, что в прошлое, в сторону возникновения жизни, наше физическое тело длится практически бесконечно. Нет, конечно, если двигаться в этом направлении достаточно далеко, то рано или поздно наступит момент возникновения первых живых существ и опустится туман безжизненной вещественности, но начало вашей конкретно жизни и начало жизни вообще это ведь немного разные вещи, не правда ли?
Вернёмся обратно в начало координат, к тому гипотетическому гаметогенезу, который в итоге привёл к вашему рождению. Но на этот раз для того, чтобы двинуться в будущее, в сторону «положительных величин». Что там вырисовывается? Правильно, гаметогенез! Та же самая бесконечно продолжающаяся череда делений живых клеток – гоноциты, гонады, гаметы, гоноциты, гонады, гаметы. Раз за разом, миллиарды лет подряд. И смерти здесь тоже нет. Только жизнь, то обрастающая дополнительной массой в виде чьего-то мозга, печени, поперечно-полосатой мускулатуры и клеток кишечника, то теряющая эту «лишнюю» массу в процессе слива, перемешивания и репликации своего генного материла в пределах генного пула.
А где же смерть? Ведь она же есть? Ведь чувствуется какой-то подвох, не так ли?
Есть.
Приобретая многоклеточность, живые существа приобрели смерть. Смерть той самой дополнительной «лишней» массы.
Но поскольку именно дополнительная масса ответственна за смутную, эфемерную и неуловимую настройку, именуемую сознанием, то именно её смерть и воспринимается самим сознанием, как трагедия.
А достижимо ли бессмертие сознания?
Интересный вопрос. И, как на мой взгляд, ответ на него зависит от рассматриваемого временного промежутка.
При наличии желания человечество вполне себе может добиться сохранения жизни дополнительного многоклеточного довеска соматической массы своего генного пула и увеличения жизни конкретного человеческого существа до времени жизни звезды или даже галактики.
Но что дальше?
Что будет, если проследить убегание нашего гипотетического положительного луча в будущую бесконечность? Совсем в бесконечность?
А ничего.
Почему? Да потому, что судьба самой Вселенной ставит под сомнение долговечность любого достижения. Согласно современным космологическим моделям, наша вселенная, начавшаяся с большого взрыва, рано или поздно завершит свой цикл либо большим коллапсом, либо тепловой смертью.
Даже если человек обретёт бессмертие, он не сможет избежать последствий большого коллапса. В процессе образования сингулярности, где пространство-время искривляется до бесконечности, и никакие известные законы физики больше не действуют, любая форма жизни, будь то органическая или искусственная, будет уничтожена вместе со всем остальным веществом во вселенной. Никакое технологическое достижение не способно противостоять силам, действующим на таких огромных масштабах.
Другой сценарий завершения существования вселенной – это тепловая смерть. В этом случае расширение продолжается бесконечно, и температура во вселенной постепенно снижается до абсолютного нуля. Энергия рассеивается, и все процессы, включая жизнь, становятся невозможными. Даже если человек найдёт способ поддерживать свое существование в условиях постоянно понижающейся температуры, в конце концов наступит момент, когда энергия исчерпается полностью, и никаких ресурсов для поддержания жизни не останется.
Таким образом, даже если человек добьётся бессмертия, Вселенная рано или поздно сведет его потуги на нет. Будь то большой коллапс или тепловая смерть, конечный исход будет одинаковым: уничтожение всего существующего.
Эта мысль подчеркивает хрупкость человеческого существования и заставляет задуматься о смысле наших стремлений. Возможно, вместо погони за бессмертием стоит сосредоточиться на том, чтобы сделать нашу короткую жизнь максимально значимой и наполненной смыслом?