В каждой местности свои речевые особенности, и Нижегородская область – не исключение. Мы уже неоднократно рассказывали о словах и выражениях, которые способны ввести в ступор жителей других регионов, и сегодня на очереди новая подборка. Спасибо нашим подписчикам, которые присылают свои варианты и вспоминают фразы, которые когда-то слышали от бабушек и дедушек. Впрочем, многие из устаревших нижегородских слов в ходу и сегодня, о чем свидетельствуют ваши комментарии.
Знакома ли вам поговорка «Один глаз на нас, другой на Арзамас»? Если вы ответили положительно, то, скорее всего, вы нижегородец. Так у нас говорят о человеке, страдающем косоглазием. Арзамас – это город в Нижегородской области с населением чуть более 100 тысяч человек, и жители других регионов могут даже и не подозревать о его существовании. Хотя отметим, что в последние годы вокруг него развивается паломническо-туристический кластер, куда приезжают гости со всей России. Так что сейчас название на слуху, хотя поговорка появилась задолго до этого.
Еще в XIX веке критик Николай Добролюбов так писал об этой фразе: «Эта поговорка употребляется, кажется, только в Нижнем. Может быть, она ведет начало свое еще от Смутного времени, когда в Арзамасе не было единодушия с нижегородцами и когда, может быть, говорили так о людях, которые, находясь с нижегородцами, заботились между тем об интересах Арзамаса».
В то же время, он упомянул, что данная пословица употребляется и «в самом обыкновенном смысле»: «Так говорят ныне о человеке, который смотрит в разные стороны, или — реже, впрочем, — о том, кто не хочет жить на своем месте, а все старается как-нибудь вырваться и отправиться в какое-нибудь другое место, пожалуй — хоть и в Арзамас.»
Кстати, в других регионах есть свои аналоги этой поговорки: «Один глаз на нас, второй на Кавказ», «Один глаз на Кесово, другой на Размесово», «Один глаз на печь, другой в Галич» и так далее. Но нижегородцы, конечно же, употребляют исключительно вариант с Арзамасом.
А слово «фильянчик» вы слышали? Так у нас называли небольшие пароходики – речные трамваи, которые перевозили пассажиров в конце XIX – начале ХХ веков. Похожие суда и сейчас можно увидеть. В основном они используются в качестве прогулочных.
Движение таких судов в Нижнем Новгороде организовало в 1894 году "Общество Финлядского легкого пароходства". Речные трамвайчики курсировали по Волге и Оке. Из-за названия общества нижегородцы стали именовать суда «финляндчиками», затем это слово трансформировало в «фильянчик». Потом дело было продано «Товариществу Нижегородского легкого пароходства". Однако название пароходиков в разговорной речи осталось прежним. До сих пор это слово можно услышать от представителей старшего поколения по отношению к любым небольшим речным судам.
Да, были еще «омики». Это речные суда серии ОМ. Но их так называли не только у нас. Подобные суда известны по всей стране.
Слово «чебурахнуться» многие нижегородцы тоже считают своим. Оно означает «упасть, свалиться, грохнуться». Правда, справедливости ради, отметим, что оно употребляется и в ряде других регионов. Однако, мы решили включить его в подборку по двум причинам. Во-первых, его упомянули сразу несколько наших читателей. А во-вторых, с ним связана своя история, в которой фигурирует наш город.
По распространенной версии, именно в Нижнем Новгороде – тогда еще, конечно, Горьком, - это слово услышал писатель Эдуард Успенский, после чего придумал имя для своего персонажа – всеми любимого Чебурашки. Рассказывают, что он приехал в гости к другу, маленькая дочка которого в это время примеряла шубу, которая ей была явно не по размеру. Пытаясь сделать шаг в огромной обновке, девочка постоянно падала на ковер. «Ой, опять чебурахнулась!» - отреагировал на это ее отец. Успенский поинтересовался, что означает это слово и запомнил его. А впоследствии из него родилось имя для ушастого зверька.
Правда это или нет, теперь уже не узнать, но одно время нижегородцы даже собирались поставить памятник Чебурашке на его «родине». Однако планы так и остались планами. Зато у нас есть «Чебурашечная». О том, где ее искать, мы рассказывали здесь.
А как вы называете этот гриб? Конечно, большинство скажет «белый». Однако в Нижегородской области есть места, где его называют «дорогим грибом». Например, в Дивеевском округе, о чем сообщил один из наших подписчиков.
Правда, это название употребляется и на Алтае, и сейчас сложно сказать, кто его первым придумал.
Кстати, о грибах. Еще один наш подписчик упомянул дуньки. Так в просторечии называют свинушку тонкую, правда, не только в Нижегородской области, но и в других местностях.
Нижегородцы и наши постоянные читатели из других городов уже знают, что психов мы называем «ляховскими» или «ульяновскими». Эти прилагательные произошли от топонимов, где находятся больницы для таких пациентов. Первая расположена в поселке Ляхово, а вторая – на улице Ульянова. Наши подписчики напомнили, что есть и еще одно медицинское учреждение для душевнобольных, и, соответственно, третье название для обозначения ненормальных людей. Находится эта психиатрическая больница на улице Июльских дней в Канавинском районе. Именно туда могут «определить» человека, который ведет себя неадекватно. Про такого скажут «с Июльских дней сбежал».
Кстати, замечено, что жители верхней части города чаще употребляют слова «ляховский» и «ульяновский». В заречной же больше в ходу выражение «с Июльских дней». Это и понятно – кому что ближе территориально.
И еще немного разговорных названий, которые употребляют нижегородцы:
Водник – Волжский государственный университет водного транспорта, он же Водная академия (есть еще стадион с таким названием – не путайте)
Рокадка – часть улицы Бринского до пересечения с Казанским шоссе
Пьяный Перевоз – город Перевоз (раньше это был поселок Пьянский Перевоз – от названия реки Пьяны)
Южка – Южное шоссе
Если вы не нашли здесь знакомых нижегородских слов, загляните в предыдущие подборки. Вероятнее всего, о них мы уже рассказывали. Если же и там их нет, пишите в комментариях свои варианты.
Тему обязательно продолжим! Оставайтесь с нами!