Atari — американская компания, занимающаяся производством и выпуском компьютерных игр. Atari внесла значительный вклад в формирование индустрии видеоигр как перспективного направления экономики в 1970-е годы и до 1984 года оставалась лидером на рынке видеоигр.
Первоначальная компания Atari, Inc. была учреждена в 1972 году и вскоре приобрела огромную популярность на рынке видеоигр. К завершению 1970-х годов Atari, Inc. превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся компаний Соединенных Штатов, обеспечивая почти треть всей прибыли своей головной структуры — Warner Communications. Тем не менее, после кризиса в индустрии видеоигр в 1983 году, Atari, Inc. прекратила свое существование в 1984 году, будучи разделенной на несколько отдельных компаний, ни одна из которых впоследствии не сумела восстановить прежние лидирующие позиции на рынке.
За всю историю существования бренда Atari под этим именем действовало шесть разных компаний: Atari, Inc. (1972—1984), Atari Corporation (1984—1996), Atari Games (1984—2003), Atari Interactive (создана в 1996 году, с 1998 по 2000 год являлась подразделением Hasbro Interactive, с 2003 года — подразделение Atari, SA), Atari, Inc. (основанная в 2003 году, является дочерней структурой Atari, SA) и Atari, SA (создана в 2003 году, ранее известная как Infogrames) — нынешний обладатель прав на торговую марку Atari.
История
В 1966 году, в Университете штата Юта, Нолан Бушнелл впервые увидел игру Spacewar!. (Игра была на PDP-1 (Programmed Data Processor-1) — первый компьютер из серии PDP, произведённый Digital Equipment Corporation в 1960 году).
Он решил, что игра имеет коммерческий потенциал в виде монетного игрового автомата, и несколько лет спустя он и Тед Дабни работали над вычислительным устройством, с которым можно было играть на чёрно-белом телевизоре в режиме одного игрока, которому нужно было стрелять в два НЛО. В результате, этот игровой автомат был выпущен компанией Nutting Associates под названием Computer Space.
Первоначально игра была установлена в рамках собственного рынка компании — прежде всего, в барах, и не имела особенного успеха. Бушнелл считал, что игра оказалась слишком сложной для среднего (возможно, пьяного) клиента и он начал поиск новых идей.
Бушнелл покинул Nutting Associates, чтобы вместе с Тедом Дабни создать новую компанию — Syzygy. Вскоре они наняли Аллана Алкорна в качестве первого инженера-проектировщика. Первая игра должна была стать автомобильной, но эта идея казалась слишком сложной. В мае 1972 года Нолан увидел демонстрацию Magnavox Odyssey, в которую входила игра, похожая на теннис. Он решил, что Аллан должен разработать аркадную версию этой игры, которая будет названа «Pong».
Когда в июне того же года компания готовилась к выходу на биржу, выяснилось, что название Syzygy (астрономический термин, так называют положение Луны, когда её долгота совпадает с долготой Солнца, при этом наблюдают новолуние) уже занято в штате Калифорния. Бушнелл составил список терминов, заимствованных из игры го, и в конечном счете остановился на японском слове «атари», которое в контексте этой игры обозначает камень или группу камней, находящихся под угрозой захвата противником (здесь речь идёт о настольной игре го, Нолан Бушнелл был большим знатоком этой игры). Помимо этого, имя Atari оказалось гораздо проще для запоминания и произношения, нежели Syzygy. Atari стала публичной компанией 27 июня 1972 года в Калифорнии.
Atari, Inc.
В ноябре 1972 года первая версия Pong была завершена. Она состояла из черно-белого телевизора, специализированного оборудования для реализации игры и устройства для приема монет, куда входила картонная упаковка из-под молока, служившая для сбора монет. Чтобы провести тестирование, автомат установили в одном из баров города Грасс-Вэлли (штат Калифорния), где он сразу завоевал популярность. После того как переговоры с рядом компаний о производстве Pong закончились безрезультатно, Бушнелл и Дабни приняли решение самостоятельно заняться выпуском игры, и именно тогда была создана Atari Inc., ставшая разработчиком и производителем монетных игровых автоматов.
В 1970-е в Atari работал Стив Джобс, который позднее вместе со Стивом Возняком основал фирму Apple.
В 1974 году Atari выпустила электронную игру Touch Me.
В 1975 году Atari приобретает компанию Cyan Engineering, для разработки игровой системы нового поколения (проект «Stella» кодовое название Atari 2600) на основе недавно выпущенного микропроцессора MOS Technology 6502.
В 1976 году Бушнелл осознавал, что разрабатываемая приставка имеет потенциал стать настоящим хитом, но для вывода её на рынок требовались существенные финансовые ресурсы. По этой причине он принял решение продать Atari корпорации Warner Communications за сумму в 28 миллионов долларов.
Подразделение Warner
В 1977 году Atari запустил в продажу игровую приставку Atari VCS (Video Computer System), особенностью которой стало использование сменных картриджей для игр. Впоследствии приставка была переименована в Atari 2600. На протяжении нескольких лет эта консоль занимала лидирующие позиции на американском рынке видеоигр. Вскоре после выхода Atari VCS инженеры компании приступили к работе над новой системой, которая должна была заменить 2600 к 1979 году.
В феврале 1978 года директором Atari был назначен Рэй Кассар, который хотел, чтобы новая машина Atari смогла конкурировать с Apple на рынке домашних компьютеров. В то время лидерами рынка домашних компьютеров были Apple II, Commodore PET и TRS-80.
В 1979 году Atari начал продавать домашние компьютеры Atari 400 и Atari 800 с 8-битной архитектурой. Модель Atari 400 была представлена как игровая консоль с возможностями компьютера, в то время как Atari 800 позиционировалась как полноценный компьютер с функциями игровой приставки. Конкуренция на рынке игровых систем усилилась, когда в 1982 году была выпущена ColecoVision, для которой предлагался модуль расширения, позволяющий запускать игры с картриджей от Atari 2600.
В 1982 году Atari выпустила на рынок игровую приставку Atari 5200, основанную на аппаратной платформе Atari 400/800, но несовместимую с этими моделями. Продажи 5200 не оправдали ожиданий: несмотря на превосходящие графические возможности по сравнению с 2600, количество доступных игр для новой консоли было существенно меньше. Будучи частью Warner, Atari продавала миллионы экземпляров своих игровых приставок и домашних компьютеров. На пике своего успеха, Atari приносила треть годовой выручки Warner и стала одной из самых быстроразвивающихся компаний в США. Однако внутри самой компании существовали серьезные разногласия: три подразделения, отвечающие за разработку игровых автоматов (coin-op), игровых приставок (consumer games) и домашних компьютеров, работали независимо друг от друга, практически не сотрудничали между собой и зачастую воспринимали друг друга как конкурентов.
В 1982 году Atari начала реализацию двух игр для платформы 2600, которые получили чрезмерную рекламу, но вызвали разочарование у пользователей — речь идет о Pac-Man и E.T. the Extra-Terrestrial. Продажи стремительно снизились, что привело к накоплению больших запасов непроданного товара в магазинах, последующему снижению цен и возврату продукции обратно поставщикам. Это событие завершилось широко известным инцидентом с утилизацией неиспользованных картриджей.
В 1983 году на рынке домашних компьютеров началась ценовая война, инициированная Джеком Трэмиелом из Commodore, вследствие чего Atari пришлось снизить цены, чтобы сохранить свою рыночную долю. Также в этом году произошел кризис на рынке компьютерных игр. В стремлении сократить затраты, Atari перевела свои производственные мощности на Тайвань. События 1982-1983 годов серьезно сказались на доходах компании, и Atari стало убыточным подразделением для Warner Communications.
Стоимость акций Warner упала с 60 до 20 долларов за штуку. В ноябре 1983 года Texas Instruments ушла с рынка домашних компьютеров, и многие полагали, что следующей будет Atari. В результате, в 1984 году Warner продала подразделения Atari, занимающиеся производством компьютеров и игровых консолей, Джеку Трэмиелу, который был уволен из собственной компании Commodore. Трэмиел планировал составить конкуренцию Commodore с помощью Atari. Новая компания, образованная в результате слияний, получила название Atari Corporation. Под контролем Warner осталось подразделение, производящее автоматы для видеоигр под брендом Atari Games.
Atari Corporation
Джек Трэмел возглавив Atari решил сосредоточиться на производстве компьютеров. компания начала выпуск компьютеров серии XE, совместимых с моделями 400 и 800. В результате Atari начала терять рынок игровых приставок.
В 1985 году Atari выпускает 16-разрядный персональный компьютер Atari ST.
В 1986 году на рынок вышли две игровые консоли, разработка которых началась двумя годами ранее — Atari 7800 и Atari 2600 Jr. Система 7800 обладала большой библиотекой игр и по своим техническим параметрам могла соперничать с приставкой NES. Atari 2600 Jr. отличалась доступной ценой и была нацелена на потребителей, которые не могли позволить себе покупку японских игровых систем.
В 1987 году компания выпускает Atari XEGS — игровую консоль на базе компьютера 65XE и полностью совместимую с ним, но продажи не оправдали ожидания и проект Atari XEGS был закрыт.
В 1989 году была выпущена портативная игровая консоль Atari Lynx. Ее успех оказался умеренным, поскольку в этот период большую популярность приобрел Nintendo Game Boy. Приставка находилась на рынке в течение двух лет, прежде чем была заменена на обновленную модель — Atari Lynx II.
В 1992 году выпускает 32-разрядный персональный компьютер Atari Falcon. В 1993 выпускает игровую приставку Atari Jaguar. Однако эти продукты не стали популярны.
В 1996 году, после серии удачных судебных процессов, Atari осталась с миллионами на счетах, но без продуктов, которые могла бы продавать. Трэмиэл и его семья стремились уйти из этого бизнеса. В июле 1996 года Atari объединилась с JTS Inc., сформировав JTS Corp.
Atari Games
Во время кризиса в 1983 году, подразделение по производству игровых автоматов Atari Coin была единственной частью Atari, всё ещё приносящей доход. В 1984 году Warner продала Джеку Трэмелу части Atari, занимавшиеся игровыми приставками и домашними компьютерами, но сохранила Atari Coin, переименовав его в Atari Games.
Atari Games продолжала выпускать игровые автоматы, а с 1987 года также и игровые картриджи для NES под брендом Tengen.
В период с февраля по апрель 1989 года Atari Games потерпела поражение в борьбе с лидером рынка компьютерных игр, компанией Nintendo, за исключительные права на распространение игры «Тетрис» — невероятно популярного продукта, пришедшего из СССР, на игровых приставках и портативных устройствах. Судебный спор по данному вопросу, продолжавшийся в 1990 году, также завершился поражением для Atari Games. Этот исход нанес серьезный удар по компании, ведь она, рассчитывая на выигрыш, успела разработать собственную версию игры, произвести около 500 тысяч копий и запустить масштабную рекламную кампанию для продвижения продукта на рынке.
В 1989 году Warner Communications объединились с Time Inc., образовав компанию Time Warner. В 1993 году Time Warner приобрел контрольный пакет акций Atari Games и интегрировал эту компанию в своё подразделение Time Warner Interactive. В середине 1994 года Atari Games, Tengen и Time Warner Interactive Group были объединены под общим названием Time Warner Interactive.
В марте 1998 года JTS продала бренд Atari и связанные с ним активы компании Hasbro Interactive за 5 млн долл.
Atari SA
В октябре 2001 года французская компания Infogrames Entertainment, SA купила Hasbro Interactive, получив вместе с этим торговую марку Atari и связанные с ней права интеллектуальной собственности.
В мае 2003 года Infogrames провела ребрендинг, отказавшись от использования своего названия в пользу Atari, и стала называться Atari, SA.
В 2005 году многие старые видеоигры Atari были перевыпущены фирмой Nokia для своей портативной игровой системы N-Gage под названиями Atari Masterpieces Vol. I и Atari Masterpieces Vol. II.
До 24 марта 2008 года компания Atari Inc. котировалась на NASDAQ, но Infogrames выкупила акции Atari Inc., оставшиеся в публичном обращении.
20 января 2013 года американские подразделения Atari (Atari Inc., Atari Interactive Inc., Humongous, Inc. и California US Holdings, Inc.) подали заявку на признание себя банкротом, с тем чтобы отделиться от родительской компании — европейской Atari S.A. Все эти компании вышли из состояния банкротства годом позже и сформировали компанию Atari Casino.
Спасибо за прочтение!
#atari #atari2600 #atari5200 #atari7800 #atariinc #atari400 #atari800 #atarist #atarilynx #atariyaguar