Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

«Проводники – святые люди»: прошла за подушкой 11 вагонов, отдала свое одеяло пассажиру, успокоила бабушку

Поезд – это будто джунгли. И в этих условиях хрупкая проводница преодолевает 11 вагонов, чтобы принести подушку для ребёнка... Или успокаивает бабушку, которой кажется, что у нее украли вещи. Журналист «Правмира» Елена Кучеренко делится трогательными, смешными и удивительными историями из жизни проводников. «В подростковом возрасте я мечтала стать проводником поезда. Наверное, в течение полутора лет. Моих родителей, дипломатов, эта идея даже немного встревожила – уж слишком не престижно это звучало. Но мне, бунтарке-подростку, профессия казалась воплощением романтики: дорога, стук колёс, мелькающие леса, поля, реки, деревни. Незнакомые города, новые люди – и у каждого своя история, рассказанная под звяканье ложечки в стакане с подстаканником. Красота!», – пишет Кучеренко. Однако позже она отказалась от этой идеи. Главной причиной стала бессонница, которая с детства мучила ее в поездах. Стук колёс ничуть не убаюкивал. А перспектива неделями ездить, не спать и работать проводницей казала
Оглавление

Поезд – это будто джунгли. И в этих условиях хрупкая проводница преодолевает 11 вагонов, чтобы принести подушку для ребёнка... Или успокаивает бабушку, которой кажется, что у нее украли вещи. Журналист «Правмира» Елена Кучеренко делится трогательными, смешными и удивительными историями из жизни проводников.

«Мама, я буду проводницей»

«В подростковом возрасте я мечтала стать проводником поезда. Наверное, в течение полутора лет. Моих родителей, дипломатов, эта идея даже немного встревожила – уж слишком не престижно это звучало. Но мне, бунтарке-подростку, профессия казалась воплощением романтики: дорога, стук колёс, мелькающие леса, поля, реки, деревни. Незнакомые города, новые люди – и у каждого своя история, рассказанная под звяканье ложечки в стакане с подстаканником. Красота!», – пишет Кучеренко.

Однако позже она отказалась от этой идеи. Главной причиной стала бессонница, которая с детства мучила ее в поездах. Стук колёс ничуть не убаюкивал. А перспектива неделями ездить, не спать и работать проводницей казалась уж совсем невыносимой.

Во взрослом возрасте Елена и вовсе разлюбила поезда. Особенно те, что везли ее к свекрови в Запорожскую область – на печально известном поезде «Кривой Рог – Бердянск – Москва». Пару раз пришлось ехать в плацкарте у туалета – с детьми!

Но проводники всегда вызывали у Елены искреннее восхищение.

«Мне кажется, это святые люди. Откуда берётся их терпение к нам, пассажирам?» – пишет журналистка.

«Что ж вы так долго?»

Вот, что рассказывает Елена. Далее – ее текст от первого лица.

Недавно мы с дочкой Машей, у которой синдром Дауна, ездили в Крым на реабилитацию. Лететь туда сейчас нельзя, поэтому выбрали поезд. Посадка была поздним вечером. В составе ехали семьи с детьми-инвалидами, а проводниками у нас были молодые парень и девушка – миниатюрная, словно фиалка.

– Помогите мне поднять ребёнка, – попросила я, пока муж загружал чемоданы.

Она выглядела растерянной:

– Кто – я? Её?

– Да.

– А как её держать? Я никогда с такими детьми… У меня и своих-то нет.

– Нежно, – объяснила я.

Она улыбнулась и помогла. Потом призналась, что волнуется:

– Целый вагон детей.

Позже обнаружилось, что у нас нет белья для Тони, младшей дочери. Мы докупали билет, а бельё осталось по месту изначального билета – где-то в плацкарте. Я попросила у проводницы хотя бы подушку. Она посмотрела на билеты, на уставших детей и предложила сама сходить за подушкой.

Не было её минут сорок. Когда она вернулась, я недоумевала:

– Почему так долго?

– Простите, её место в 11 вагонах отсюда.

Вспомнить, где оно, я уже не могла. Но её поступок поражал – она могла просто отправить меня самой.

«Понабирают с улицы непонятно кого…»

Этой несчастной девушке действительно пришлось несладко. Рано утром, отправившись за кофе, я застала ее, свернувшуюся калачиком на своей полке. Она была укрыта двумя пиджаками — своим и напарника. Как оказалось, кто-то из пассажиров потребовал дополнительное одеяло, а одеяла, как и положено, были рассчитаны строго по количеству мест. В итоге проводница отдала свое.

Затем на нее обрушилось новое испытание. Один из мальчишек из нашей «санаторной тусовки» решил, что хочет ей помочь. Убедить его оставить эту затею не получилось. Он неотступно следовал за девушкой, путаясь под ногами и постоянно что-то болтая. В какой-то момент она споткнулась о него и едва не упала прямо в коридоре.

Но каким-то чудом смогла не только удержаться на ногах, но и спасти стаканы с горячим чаем, а заодно уберечь мальчика от ожогов. После этого инцидента юный «помощник» вроде как успокоился, но всю дорогу продолжал стоять в дверях служебного купе и смотреть на нее с восторгом и обожанием.

Еще одна сложная ситуация возникла с бабушкой, которая ехала в санаторий с внуком. Она, видимо, сразу невзлюбила нашу проводницу и считала виноватой буквально во всем: старый вагон, сквозняки из окон, невкусная каша (питание действительно было включено в поездку), недостаточно горячий титан и даже стерильность, что, по ее мнению, особенно важно, ведь в вагоне ехали дети-инвалиды.

Однажды внук пролил чай в купе, но проводница, занятая в это время уборкой в другом месте, не пришла моментально. Это стало поводом для нового витка недовольства, усиленного тем, что «маленький помощник» давал ей советы, как лучше наводить порядок.

— Понабирают с улицы непонятно кого, — жаловалась бабушка мне позже. — Ничего не могут сделать как следует. Я вообще не понимаю, кто идет работать в проводники. Наверное, какие-нибудь недоучки. Вот у меня старшая внучка в университет поступила…

-2

Позже я разговорилась с нашей проводницей, и оказалось, что она вовсе не «непонятно кто». Девушка учится на юриста, прошла специальные курсы и устроилась на сезонную работу, чтобы помочь семье материально.

Работать проводником действительно тяжело. Она рассказала, что трудится по графику: 21 день в рейсах, 10 дней дома. Меня заинтересовало, как с таким режимом справляются семейные люди.

— Да как… У нас есть целые династии проводников — муж, жена, взрослые дети. Так и ездят вместе. У некоторых семьи образуются прямо в поездах. Например, один пассажир женился на моей коллеге. Она и красивая, и старательная, работу свою обожает. С детьми легко ладит, скандальных пассажиров может успокоить. Вот парень и подумал: «Такая жена мне нужна». Узнал, когда у нее следующий рейс, купил билет, на третий раз сделал предложение. На пятый она согласилась. Правда, в семейной жизни она оказалась не такой покладистой, как в работе. Но пока живут вместе.

Пока мы беседовали, та самая бабушка вновь нашла повод предъявить девушке претензии. На этот раз я тихо сказала проводнице:

— Я вам сочувствую.

— Да это нормально, — улыбнулась она. — В нашей работе и не такое бывает. Попадаются пассажиры и посложнее.

Рассказала, как другая ее коллега чуть не отстала от поезда. Котенка спасала, который от пассажиров убежал. Животное ехало с бабушкой и внуком. И все было хорошо, пока на одной из станций бабуля (даже не внук) вынесла котика подышать свежим воздухом. Не томиться же малышу в вагоне всю дорогу, право слово. Ну, он и выскочил из рук и помчался по перрону.

Голосил внук, голосила бабушка, голосили проводники, что поезд отправляется. В итоге за котенком кинулась проводница, умудрилась поймать и на ходу запрыгнуть с ним в вагон.

Другая коллега кинулась за ребенком, который вышел погулять, пока его папа и мама играли в купе в карты и не заметили этого события, грозившего обернуться катастрофой. Хорошо, проводница запомнила ребенка еще в вагоне. И ее насторожило, что он куда-то один удаляется.

Третья нашла пропавшего в поезде мальчика, пока обезумевшую от горя маму приводили в чувство всем вагоном. Оказалось, он залез втихаря под чужую полку и заснул…

-3

«Обокрали!»

Дети и бабушки в поезде — это, кстати, отдельная прекрасная тема и, подозреваю, крест работников этого вида транспорта. Двум следующим историям я сама была свидетельницей.

Давно еще, в моем детстве, мы возвращались на поезде из Греции в Москву. Трое суток! Многое уже стерлось, но помню, как смеялся весь вагон, включая проводницу. Родители мне потом рассказали, что она случайно заснула у себя в служебном купе, а в это время какой-то мальчишка-пассажир съел у нее почти все шоколадки, которые были на продажу.

А вот другой случай. Мы ехали к свекрови. В том самом плацкартном вагоне. На боковое место прямо напротив нас поместилась старушка. Сначала она тихо-мирно сидела и всем улыбалась. Потом вытащила из-под полки объемную сумку и начала в ней копошиться.

Оказалось, эта сумка битком набита какими-то маленькими вещицами. И каждая завернута в старенький полиэтиленовый шуршащий пакетик. Бабушка их по очереди доставала, разворачивала, рассматривала, заворачивала обратно и засовывала в свою суму. Все это действо заняло час… Потом второй… Потом она начинала заново. А дальше наступила ночь…

Но старушка и не думала почивать. Она так же шуршала, пассажиры скрипели зубами, кто-то требовал прекратить. На что бабушка отвечала:

— Не нравится, катайтесь в СВ!

Но в итоге затихла. Однако рано все расслабились… Бабушка вдруг всплеснула руками: «Обокрали!» — встала и заковыляла в начало вагона.

Народ заволновался, там, куда ушла бабушка, раздались голоса, потом все стихло. И через несколько минут наша проводница привела обратно «потерпевшую».

— Да, обокрали, я понимаю. Мы все найдем, всех поймаем, — гладила старушку по плечу сотрудница поезда. — Я сейчас передам по рации…

— Правда? — на удивление радостно переспросила бабушка.

— Конечно… У нас тут целый отдел по поимке…

Дальше проводнице как-то удалось ее уложить, повторяя, что вот прямо сейчас она задействует все спецслужбы.

И пока пожилая женщина засыпала, так и гладила ее, как маленькую.

А нам показывала, что, мол, все нормально, такие вот милые странности у человека.

-4

Утром бабушка даже не вспомнила об «ограблении». А пассажиры благодарили проводницу за проявленные психотерапевтические навыки.

К чему я это все?.. А, да. Проводники — святые люди. Я бы точно не смогла, зря мечтала. Давайте ценить их труд. Он не для слабаков!