Найти в Дзене
Внук Эзопа

Фридрих Ницше: ключевые мысли для понимания

На мой взгляд, это лучшее введение в мысль Ницше, поскольку оно даёт широкий анализ многих его ключевых тем и объясняет фундаментальную жизненную цель Ницше: привить страсть к величию в мире, где религиозные идеалы начали рушиться. Эта книга отлично подойдёт как для тех, кто совершенно не знаком с Ницше, так и для тех, кто знаком с его идеями, но мог бы извлечь пользу из структурированного и последовательного анализа его философии в целом. Бог умер в мире Ницше. Ницше не взял на себя ответственность за убийство, но он с энтузиазмом отнёсся к празднованию поминок. Однако современный мир был также негостеприимен к героям, полубогам и богоподобным людям, которые могли бы спасти жизнь своим величием. Это беспокоило Ницше. Ибо нигилизм, проклятие современной жизни, был именно таким отрицанием героического, отрицанием всякого величия, обесцениванием всех стремлений. Короче говоря, ницшеанский проект заключался в том, чтобы привить страсть к величию в мире без богов. (Фридрих Ницше и политик

На мой взгляд, это лучшее введение в мысль Ницше, поскольку оно даёт широкий анализ многих его ключевых тем и объясняет фундаментальную жизненную цель Ницше: привить страсть к величию в мире, где религиозные идеалы начали рушиться. Эта книга отлично подойдёт как для тех, кто совершенно не знаком с Ницше, так и для тех, кто знаком с его идеями, но мог бы извлечь пользу из структурированного и последовательного анализа его философии в целом.

Ключевые отрывки

Бог умер в мире Ницше. Ницше не взял на себя ответственность за убийство, но он с энтузиазмом отнёсся к празднованию поминок. Однако современный мир был также негостеприимен к героям, полубогам и богоподобным людям, которые могли бы спасти жизнь своим величием. Это беспокоило Ницше.

Ибо нигилизм, проклятие современной жизни, был именно таким отрицанием героического, отрицанием всякого величия, обесцениванием всех стремлений. Короче говоря, ницшеанский проект заключался в том, чтобы привить страсть к величию в мире без богов. (Фридрих Ницше и политика души, Лесли Тиле)

Философия индивидуализма применима только к тем, кто, по оценке Ницше, способен стать личностями — и это исключает большинство. Таким образом, по иронии судьбы, достойными восприемниками индивидуалистической философии Ницше являются те, кто подошёл бы к ней критически. Они, в лучшем случае, адаптировали бы её к своим личным потребностям, отказываясь принимать её целиком. (Фридрих Ницше и политика души, Лесли Тиле)

Современный герой обречён на отчуждённое существование. Его решимость прославлять трагедию индивидуации означает, что социальные и политические баталии, которые бушуют вокруг него, рассматриваются как множество отвлекающих факторов.

Цель всех человеческих отношений – отвлечь мысли, чтобы перестать осознавать жизнь
Цель всех человеческих отношений – отвлечь мысли, чтобы перестать осознавать жизнь

Человеческие отношения в целом рассматриваются как угроза возложенной на него задаче: «Цель всех человеческих отношений состоит в том, чтобы через отвлечение мыслей перестать осознавать жизнь. Почему [великий человек] так сильно желает противоположного — именно осознавать жизнь, то есть страдать от жизни? Потому что он понимает, что ему угрожает опасность быть обманутым в отношении самого себя, и что существует своего рода соглашение похитить его из его собственной пещеры. Затем он приходит в себя, навостряет уши и подводит итог: „Я останусь самим собой!“» (UM 154).

Лишь немногие способны на такую решимость. Большинство остаются счастливыми в своём маскараде, выполняя свои социальные роли и играя роль, отведённую им в «театре политики». Действительно, они становятся этими ролями. Их «кукольный спектакль» «рассеивает личность по всем ветрам» и служит свидетельством того, что игрок «не понял урока, преподанного ему существованием». (Фридрих Ницше и политика души, Лесли Тиле)

Великий человек по сути своей остаётся творческой силой. Но прежде чем его гений сможет проявиться в продолжительном произведении, существующие структуры — будь то составляющие эстетический, этический или политический режим — должны быть снесены и завалы расчищены: «Если храм должен быть возведён, храм должен быть разрушен: таков закон — пусть любой, кто может, покажет мне случай, когда он не выполняется!» [GM 95].

Храм, который Ницше намеревался разрушить, был храмом морали. Ницшеанский герой, как и его классические аналоги, является нарушителем табу и обычаев. Подобно гордому Эдипу, герой убивает своего отца и спит со своей матерью. Он богохульствует, он насилует и он разрушает.

Из пепла возникает новый режим. «Переоценка ценностей» Ницше имела своим предварительным условием разрушение морали. (Фридрих Ницше и политика души, Лесли Тиле)

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа