Найти в Дзене
По ту сторону закона

КАК ЛИТОВЦЫ ИЗ СССР БЕЖАЛИ

Пранас Бразинкас с детства мечтал разбогатеть. Впрочем, окружающая его советская действительность имела на него другие планы и разбогатеть ему все никак не давала. Такова была версия на происходящее самого Бразинкаса – в 1955-м году он был приговорен к году исправительных работ за то, что злоупотреблял своим служебным положением. Впрочем, после выхода на свободу кровавый режим все-таки позволил молодому литовцу заполучить пост заведующего магазином. Бразинкас изо всех сил стремился к своей цели, но, в 1965-м году история снова повторилась – и на этот раз он угодил в тюрьму уже на 5 лет. Кстати, в тот раз судьба опять не была сильно сурова к этому мужчине. Ему удалось отсидеть лишь половину срока. Он поселился в Узбекской ССР, в скором времени к нему туда переехал сын. Если кто-то и верил в исправительный эффект тюрьмы, то это был явно не Бразинкас. Тюрьма его здорово озлобила. Он снова занялся торговлей – перепродавал в Узбекистане получаемые из родной Прибалтики дефицитные товары, но

Пранас Бразинкас с детства мечтал разбогатеть. Впрочем, окружающая его советская действительность имела на него другие планы и разбогатеть ему все никак не давала. Такова была версия на происходящее самого Бразинкаса – в 1955-м году он был приговорен к году исправительных работ за то, что злоупотреблял своим служебным положением.

Впрочем, после выхода на свободу кровавый режим все-таки позволил молодому литовцу заполучить пост заведующего магазином. Бразинкас изо всех сил стремился к своей цели, но, в 1965-м году история снова повторилась – и на этот раз он угодил в тюрьму уже на 5 лет. Кстати, в тот раз судьба опять не была сильно сурова к этому мужчине. Ему удалось отсидеть лишь половину срока. Он поселился в Узбекской ССР, в скором времени к нему туда переехал сын.

Если кто-то и верил в исправительный эффект тюрьмы, то это был явно не Бразинкас. Тюрьма его здорово озлобила. Он снова занялся торговлей – перепродавал в Узбекистане получаемые из родной Прибалтики дефицитные товары, но понимал, что долго так не протянет. Бразинкас решил, что единственный выход из ситуации – бегство в другую, более справедливую, по его мнению, систему.

Он начал долгую подготовку к побегу. Ему удалось накопить 6 тысяч долларов – чтобы получить заветные «баксы», ему приходилось в прямом значении этого слова ходить по лезвию ножа. Покупая иностранную валюту на черном рынке, ранее уже, напомним, судимый Бразинкас нарушал сразу несколько статей законодательства.

Сын Бразинкаса целиком и полностью находился во власти отца. Он даже не пытался отговорить его от побега, считая, что папа всегда и во всем прав. Поэтому 15 октября 1970-го года он вместе с отцом поднялся на борт самолета, который отправлялся в рейс из Сухуми в Батуми. Отцу и сыну удалось пронести на борт оружие, причем Бразинкас-старший щеголял в форме милиционера. Где он ее взял? Там же, где и доллары, купил на черном рынке.

Когда самолет уже находился в воздухе, Бразинкасы подозвали к себе стюардессу и попросили ее передать командиру самолета записку. В ней летчикам приказывали изменить маршрут, прекратить связь по радио и, главное, не оказывать никакого сопротивления. За нарушение хотя бы одного пункта грозила смерть (Бразинкас написал это слово с большой буквы).

Стюардесса, Надежда Курченко, отнесла записку пилотам, а когда вернулась в салон, увидела двух вооруженных мужчин, которые направлялись в сторону кабины пилотов. Девушка попыталась преградить им путь, но была убита. Оказавшись в кабине, Бразинкасы потребовали доставить их в Турцию. Летчики отреагировали тем, что сделали глубокий вираж – в надежде, что захватчики потеряют равновесие. В ответ Бразинкасы устроили пальбу прямо в кабине, почти все летчики получили ранения. Стало очевидно, что убийцы не шутят и на пути перед своей целью не остановятся ни перед чем. В итоге, чтобы спасти жизни людей, пилоты направили самолет в сторону турецкого Трабзона.

Когда самолет прилетел в Турцию, местные власти отпустили пассажиров обратно в Советский Союз. Что касается Бразинкасов, то их оставили в Турции. Вместо восторженного приема и цветов на взлетно-посадочной полосе их приговорили к 8 годам тюрьмы, каждого. Впрочем, уже через 2 года они смогли выйти по амнистии и отправиться покорять мир дальше. Нет, в не в США, куда так стремился Бразинкас старший. Сначала в Венесуэлу и только потом, после скандала, с огромным трудом и с помощью литовской диаспоры, им удалось получить право на жительство в Штатах. Впереди Бразинкасов ждали годы тяжкого, низко оплачиваемого труда и как возмездие – ссора, во время которой сын убил отца.

Надежда Курченко посмертно была награждена орденом Красного Знамени.

А в нашем телеграмм-канале конкурс на 10 000 рублей: https://t.me/historyofkriminal/554

-2