Найти в Дзене
Из поэта в аналитика

Как из судебной хроники получилась хроника XIX века, или Просветительский характер героического в героях Стендаля

Заимствование сюжетов - одна из особенностей великого французского писателя-реалиста Стендаля. И хотя его первая проба "Арманс", для которого он переработал сюжет из другого романа, не имела никакого успеха, он продолжал творить. Его известное "Красное и черное" написано по сюжету судебной хроники, за что Стендаль нередко подвергался упрекам в отсутствии воображения. Писатель, будучи равнодушным к чистым фактам жизни, к ее поверхности, взял реальное судебное дело и проследил внутренние сцепления причин и следствий в нем, выстроил подоплеку событий и обобщил, типизировал его истолкование. Можно со всей справедливость сказать, что из судебной хроники Стендаль сделал хронику XIX века, обнажив все пороки и изгибы общества, продемонстрировав внутренние связующие нити событий, их причин и их следствий. Стендаль рисует провинцию, небольшой городок, где буржуа Вально соперничает с обуржуазившимся аристократом де Реналем и одерживает над ним победу, потому что еще более нагл, беззастенчив и б
Заимствование сюжетов - одна из особенностей великого французского писателя-реалиста Стендаля. И хотя его первая проба "Арманс", для которого он переработал сюжет из другого романа, не имела никакого успеха, он продолжал творить.

Его известное "Красное и черное" написано по сюжету судебной хроники, за что Стендаль нередко подвергался упрекам в отсутствии воображения. Писатель, будучи равнодушным к чистым фактам жизни, к ее поверхности, взял реальное судебное дело и проследил внутренние сцепления причин и следствий в нем, выстроил подоплеку событий и обобщил, типизировал его истолкование. Можно со всей справедливость сказать, что из судебной хроники Стендаль сделал хронику XIX века, обнажив все пороки и изгибы общества, продемонстрировав внутренние связующие нити событий, их причин и их следствий.

https://www.websmi.by/2014/03/ekskurs-v-mir-literatury-i-azarta/
https://www.websmi.by/2014/03/ekskurs-v-mir-literatury-i-azarta/

Стендаль рисует провинцию, небольшой городок, где буржуа Вально соперничает с обуржуазившимся аристократом де Реналем и одерживает над ним победу, потому что еще более нагл, беззастенчив и бесхребетен; рисует и столицу - Париж, в котором аристократический отель маркизов де Ла-Молей разъедает ржавчина светского общества, где разворачиваются комедии ультрароялистских заговоров и трагедии паническоо страха перед призраками якобинства; рисует даже церковь, как отдельную ипостась своей вековой хроники, властительницу тогдашней Франции, прогнившую, растленную и растлевающую.

Весь этот мир последних лет Реставрации изображен Стендалем как мир единый и цельный, именно как система отношений, в которой все взаимосвязано. При этом главное связующее звено Франции - это сын простого аббата, но с очень сложной душой, Жюльен Сорель. Он являет собой нечто большее, нежели главный герой романа, стягивающий узел интриг. Вся сущность современного ему мира как бы воплощается в его индивидуальной судьбе. С этой точки зрения Жюльен Сорель нов и для французской литературы, и для самого Стендаля.

Жюльен Сорель — часть той колоссальной человеческой энергии, что была высвобождена 1793 годом и войнами Наполеона.

Но он опоздал родиться, и теперь вынужден существовать в условиях безвременья. Это своеобразный русский Печорин, в котором силы кипят, но направить их на благое, подходящее дело невозможно в тех социальных условиях, в которых он живет. Именно поэтому эти силы превращаются в адскую страсть, которую держать под контролем героя не в силах.

Жюльен жаждет карьеры, денег, а более всего — самоутверждения. И если он не достигает цели, так не от недостатка желания. Все дело в средствах ее достижения. И казалось бы, почти все удается герою: он жаждал любви де Реналь - он ее получил, он хотел жить в столице - он очутился в Париже, он желал укротить строптивую де Ла-Моль - и это у него вышло. Но всякий раз его карточный домик рушится, ломается, и выстроить идеальную композицию оказывается невозможным, ибо, точно плохой актер, он переигрывает или вовсе выходит из роли. Однако он не плохой актер, он просто актер из совсем другой пьесы. Ему надо было влюбить в себя г-жу де Реналь, а он сам в нее без памяти влюбился; ему надо было подчинить себе Матильду де Ла-Моль, а он внес в это столько страсти, что почел бы себя несчастным, если бы не добился ее. Он вообще слишком страстен, слишком порывист, слишком честолюбив, слишком горд.

Источник: https://ru.pinterest.com/pin/609815605779879170/
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/609815605779879170/

И все же Жюльен — вовсе не излюбленный Стендалем «итальянский характер», он не Фабрицио Вальсерра дель Донго из "Пармской обители". Ему недостает не ведающей грехопадения наивной цельности. Он сам — ристалище, арена борьбы между «цивилизацией» и «природой».

Итак, с одной стороны, Жюльен — типичный современный француз, который разучился быть самим собой, а с другой — личность, индивидуальность, уже не вмещающаяся в границы навязанной роли. И любовные истории Жюльена даются автором именно для того, чтобы раскрыть ту убийственную страсть героя, которой выхода, увы, нет. Он становится как бы жертвой самого себя, желая быть любимым и влюбляясь сам.

Через такое подробное описание частной жизни Жюльена, его переживаний, внутренних битв и терзаний Стендаль выводит именно те самые связи, подоплеки событий, о которых я упоминала вначале. Автор как бы утверждает, что психология героя - вот те самые "ягодки", ибо тончайший психологический анализ личности есть целый комплекс анализа социального. Без "социального" характер и поведение Жюльена были бы непостижимы, необъяснимы.

Социальный строй, который в конце концов убивает Жюльена, осужден бесповоротно. И в этом смысле финал романа - это и есть его апогей. Герой выражает свой протест, из него льется поток страсти, кипучей силы, которой нет применения в нормальной жизни, поэтому он выходит за пределы нормы и стреляет в де-Реналь. Это протест-признание, признание прежде всего собственного поражения перед обществом, перед настоящим временем. Однако смерть Жюльена - это уже поражение самого общества, это его смертный приговор, потому что герой бросает ему вызов: он сдирает маску послушания и выходит за пределы предписанной нормы, возвращаясь к своему страсть-наполненному естеству.

Одновременно с этим можно сказать, что Жюльен Сорель становится и частью общества в тот момент, когда своей речью сам отправляет себя на гильотину. Он как бы встраивается пазлом в социум, а затем, зная наперед, что не впишется в эту картину, выносит себе смертный приговор, возвращая его и всему свету.