Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Популярные песни 30-летней давности. 8 хитов фестиваля «Песня-94»

«Журнал МУЗилка» продолжает традиционные музыкальные экскурсы в прошлое, основанные на программах фестиваля «Песня года». Сегодня мы отправляемся назад на 30 лет, в 1994-ый год. Задача подобных подборок – отметить хиты-юбиляры и погрузиться в музыкальный фон того времени. В данном случае стоит сразу акцентировать внимание, что в основной части материала речь пойдет о композициях, прозвучавших на финальном концерте «Песни-94», а не о хитах 1994 года в целом. С одной стороны, программа фестиваля не в полной мере включила перечень хитов, которые спустя десятилетия ассоциируются с этим годом, но, с другой, по подбору исполнителей и авторов хорошо отражает контекст эпохи. Любимая с советских времен новогодняя программа «Песня-94» вышла в эфир 1 и 2 января 1995 года с, пожалуй, самой популярной парой ведущих – Ангелиной Вовк и Евгением Меньшовым. Этот фестиваль был 33-м в истории, и песен в финале прозвучало тоже 33, среди них были хиты, которые помнятся и звучат до сих пор, и песни, популяр
Оглавление

«Журнал МУЗилка» продолжает традиционные музыкальные экскурсы в прошлое, основанные на программах фестиваля «Песня года». Сегодня мы отправляемся назад на 30 лет, в 1994-ый год. Задача подобных подборок – отметить хиты-юбиляры и погрузиться в музыкальный фон того времени. В данном случае стоит сразу акцентировать внимание, что в основной части материала речь пойдет о композициях, прозвучавших на финальном концерте «Песни-94», а не о хитах 1994 года в целом. С одной стороны, программа фестиваля не в полной мере включила перечень хитов, которые спустя десятилетия ассоциируются с этим годом, но, с другой, по подбору исполнителей и авторов хорошо отражает контекст эпохи.

Любимая с советских времен новогодняя программа «Песня-94» вышла в эфир 1 и 2 января 1995 года с, пожалуй, самой популярной парой ведущих – Ангелиной Вовк и Евгением Меньшовым. Этот фестиваль был 33-м в истории, и песен в финале прозвучало тоже 33, среди них были хиты, которые помнятся и звучат до сих пор, и песни, популярные в моменте, передающие дух времени. О восьми из них поговорим подробнее.

«Дорога»

Муз. И. Матвиенко, ст. А. Шаганов исп. гр. «Любэ».

Открыла финальный концерт «Песни-94» группа «Любэ»:

«Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни моей не простой»,

- запел Николай Расторгуев строки поэта Александра Шаганова, написанные от лица человека, возвращавшегося домой из долгого путешествия.

Романтическая тема пути, выраженная в бытовых и близких многим образах, залихватская манера раннего Расторгуева, цепляющая запоминающаяся мелодия основателя коллектива Игоря Матвиенко органично переплелись в песне, обусловив её популярность. Хит ушел в народ, на десятилетия став одним из «дорожных гимнов», неизбежно вспоминающихся в путешествиях.

Поэт Александр Шаганов – частый соавтор Игоря Матвиенко, их тандемом написаны многие хиты «Любэ» и других групп и исполнителей, с которыми Игорь Игоревич работал как продюсер. На альбоме 1994 года «Зона любэ» - 8 из 10 песен – на стихи Шаганова. А закрывает эту пластинку песня, которую многие признают одной из самых сильных не только в репертуаре «Любэ» и наследии авторов Матвиенко и Шаганова, но и в целом в нашей песенной культуре 90-х – легендарный хит «Конь», в программу фестиваля «Песня-94» он не попал.

«Хоп-хей-ла-ла лей»

Муз, ст. и исп. Л. Агутин

В веренице колоритных бессловесных перепевов, звучавших в хитах 90-х, сразу вспоминается агутинское «Хоп-хей-ла-ла-лей». Это один из первых ярких хитов автора-исполнителя.

Леонид Агутин в финале фестиваля "Песня-94"
Леонид Агутин в финале фестиваля "Песня-94"

В 1994-м году молодой длинноволосый музыкант, выступавший на сцене без обуви, представил публике свой дебютный сольный альбом «Босоногий мальчик». Его название закрепилось за артистом как прозвище. На этом альбоме и вышла легкая энергичная песня-настроение, повествующая о смысле жизни и ни о чем в частности:

«Хоп-хей-ла-ла-лей, где вопросы, где ответы»

,- прозвучало из уст автора на фестивале «Песня-94». Запоминающийся перепев в буквальном смысле слова ушел в народ, став объектом многочисленных шуток и мемов с участием музыканта.

«Городок»

Муз. Ю. Варум, ст. К. Крастошевский, исп. А. Варум.

За последние четверть века публика уже привыкла, что где Леонид Агутин - там и Анжелика Варум. В 1994 году они еще не были парой. Оба обрели популярность каждый сам по себе и выступали в финальной части «Песня-94» со знаковыми для своего репертуара хитами.

На раннем «доагутинском» этапе творчества песни для Анжелики писали её отец – композитор и продюсер Юрий Варум. На фестивале «Песня-94» она исполнила хит на стихи Кирилла Крастошевского, который прочно ассоциируется с комедийным дуэтом Юрия Стоянова и Ильи Олейникова.

«Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в городок, на нашу улицу в три дома, где всё просто и знакомо, на денек»,

- эти строки, вдохновленные родным городом поэта Крастошевского, долгие годы звучали в конце комедийной телепередачи «Городок».

Об истории «Городка» и о том, как она попала в одноименную программу, я когда-то рассказывал в отдельной публикации, ссылку на которую оставлю в конце. Здесь же остановлюсь на этом сюжете лишь кратко.

И песня, и передача появились примерно в одно и то же время – в 1993, но автономно друг от друга. Первоначально их ничего не связывало, ровно до того момента, пока она не попала в поле зрения питерского юмориста Ильи Клявера, выступавшего под псевдонимом Олейников. В одном из магазинов Илья Львович то ли услышал этот трек по радио, то ли увидел его издание. Совпадение названия песни с передачей, которую они делали вместе со Стояновым, заинтересовало юмориста, он рассказал об этом коллеге и хит решили использовать в качестве саунд-трека.

-3

В то время законодательство в области авторского права не обязывало предварительно спрашивать разрешения. Соответствующее уведомление семейство Варум получило лишь через полгода. К тому моменту факт использования песни в комедийной программе уже не был новостью для Анжелики, она услышала свое исполнение по телевизору и была совершенно не против. Грустная песня, на первый взгляд совсем не подходящая по содержанию юмористической программе, добавила ей лирико-меланхолическую нотку.

«На летящем коне»

Муз. А. Укупник, ст. С. Патрушев и О. Гегельский, исп. В. Казаченко

Певец Вадим Казаченко снискал популярность на рубеже 90-х качестве солиста группы «Фристайл», где исполнил свой главный хит «Больно мне, больно», ставший визитной карточкой исполнителя и перекочевавший в его сольный репертуар. В первой половине десятилетия Вадим Геннадьевич заявляет о себе как о сольном артисте.

На «Песне года» он дебютировал в 1993 году с песней «Судьба», слова которой написаны им самим совместно с Сергеем Патрушевым. В следующем году на «Песне-94» он вновь представил хит, созданный с участием этого поэта. Композиция «На летящем коне» с текстом совместного авторства Сергея Патрушева и Олега Гегельского вспоминается меломанами 90-х как один из популярных хитов. А музыку к песне написал Аркадий Укупник.

Композитор и певец в тот период снискал популярность в образе «комичного» блондинистого ботаника, исполнявшего ироничные, шуточные, порой даже глуповатые песни. В 1994 году Укупник как певец выпустил один из популярных своих хитов – пошловатую песенку «Сим, сим, откройся». Она звучала в промежуточных выпусках «Песни года», но в финальный этап не попала.

Аркадий Семенович начинал карьеру всё-таки как композитор, и параллельно с сольной исполнительской деятельностью сочинял для коллег разноплановые по эстетике и стилистике песни. В композиторской ипостаси в финале «Песни года» Укупник был отмечен трижды. Помимо хита Вадима Казаченко лауреатами «Песни-94» стали произведения композитора Укупника «Дружочек» в исполнении Алены Апиной и «Морозов» на стихи Ларисы Рубальской, которую исполнила Татьяна Овсиенко.

«Колыбельная»

Муз. И. Духовный, ст. С. Патрушев, исп. Т. Буланова

Поэт-песенник 90-х, однофамилец известного политического деятеля Сергей Патрушев также получил диплом лауреата «Песни-94» за композицию, исполненную Татьяной Булановой. В начале карьеры нынешняя заслуженная артистка России покорила аудиторию трогательными, слезовыжимательными песнями, снискав амплуа «плачущей» певицы. Песня, которую Сергей Патрушев взялся сочинять для Булановой в соавторстве с композитором Ильей Духовным, первоначально имела рождественскую тематику и называлась «Огонек», однако обстоятельства жизни исполнительницы поменяли планы поэта.

Поэт-песенник Патрушев, Сергей Владимирович (1954-2012)
Поэт-песенник Патрушев, Сергей Владимирович (1954-2012)

В 1993 году певица стала мамой. В браке с музыкантом Николаем Тагриным родился сын Саша. Родители занимались творческой карьерой, рабочий график предполагал разлуку с маленьким сыном, которому приходилось видеть маму на экране чаще, чем в жизни.

«Он видел меня по телевизору и кидался машинками. Протест такой был», вспоминала певица. В такой ситуации Патрушев взял да и написал Булановой «Колыбельную». Песня, также известная под названием «Спи, мой мальчик» под стать образу артистки вызвала слезы, причем не только у зрителей, но и у самой певицы. Татьяна Ивановна рассказывала, что ей было сложно исполнять эту композицию, она плакала в буквальном смысле слова.

«Обычные дела».

Муз. А. Шульгин, сл. А. Славоросов, Исп. Валерия.

Народная артистка Валерия в первой половине 90-х стартовала в карьере под руководством своего мужа, продюсера и композитора Александра Шульгина, ориентируясь на международный контекст и исполняя англоязычный репертуар.

Александр Шульгин и Валерия в молодости
Александр Шульгин и Валерия в молодости

Как раз в 1994 вышел её первый русскоязычный альбом, с которого сама исполнительница ныне отсчитывает свою дискографию. Альбом был назван женским именем Анна, в честь дочери творческой пары – Анны Шульгиной. Повзрослев, девушка пойдет по стопам матери и поменяет имя. Сегодня она умеренно известна как певица Шена.

С песней из альбома «Анна» Валерия в своё время дебютировала на «Песне года». Лауреатом фестиваля «Песня-94» стала композиция «Обычные дела», написанная композитором Шульгиным на слова Аркадия Словоросова. Певица, в начале карьеры исполнявшая в основном медленные, романсово-балладные произведения, назвала эту композицию самой темповой в своём тогдашнем репертуаре.

По словам певицы, именно на эту песню ставки не делалось, на неё даже не сняли видеоклип, но песня стала популярна, переписывалась слушателями с кассеты на кассету и принесла артистке успех.

«Она как будто самопробивающейся силой обладала»

, - рассказывала Валерия.

«Примадонна»

Муз. А. Лукьянов, ст. Я. Трусов, исп. Ф. Киркоров.

Как бы не надоел многим «самоназванный король эстрады» Филипп Киркоров, в 90-х без него не обходился ни один большой концерт, проигнорировать его, погружаясь в ту эпоху – сложно. К тому же исполнял Филипп Бедросович песню одного из видных хитмейкеров того времени – композитора Александра Лукьянова, чьи хиты пели Маша Распутина, Наталья Ветлицкая, Алла Пугачева и многие другие.

Киркоров в тот период активно с ним сотрудничал, альбом, выпущенный певцом в 1995 году, почти полностью состоит из песен Лукьянова, на нём вышли такие хиты как «Я люблю тебя, Марина», «Атлантида». А озаглавлен альбом по хиту-лауреату фестиваля «Песня-94» - «Примадонна». Слова этой песни написаны Яковом Трусовым.

Киркоров в финале "Песни-94"
Киркоров в финале "Песни-94"

О «Примадонне» Киркоров запел как раз в тот год, когда началась его семейная история с певицей, которую в прессе принято именовать этим словом. В 1994 году Филипп Киркоров стал мужем Аллы Пугачевой.

Нет, «Примадонна» Киркорова – это не та песня, которую спустя несколько лет сама Алла Борисовна запоет со сцены «Евровидения», заняв 15 место. Как известно, на этом конкурсе исполняются свежие песни. «Евровизионная» «Примадонна» 1997 года – авторская композиция самой Пугачевой, посвященная Людмиле Гурченко и предназначавшаяся для исполнения Валерию Меладзе, но в силу обстоятельств, на конкурс пришлось ехать ей.

Так в репертуарах супругов оказались разные композиции с одним и тем же громким названием, и пугачевская со временем обскакала по популярности более раннюю песню, которая в своё время тоже была хитом.

Авторы композиции – Александр Лукьянов и Яков Трусов отметились в программе фестиваля ещё одним совместным произведением. Их песню «Лимпопо» исполнила группа «Дюна».

«Любовь, похожая на сон»

Муз. И. Крутой, сл. В. Горбачева, исп. А. Пугачева.

Не обошлась «Песня-94» и без самой Примадонны – Аллы Пугачевой. В определенные периоды она находилась в контрах с фестивалем, и не выступала там, но в 1994 году Алла Борисовна попала в программу и по статусу и по традиции пела в финале. Песню, исполненную ею, нельзя не вспомнить, даже несмотря на то, что не так давно я рассказывал о ней в связи с 70-летним юбилеем автора музыки Игоря Яковлевича Крутого. Его произведение «Любовь, похожая на сон» считают одним из главных хитов не только 1994 года, но и эпохи 90-х в целом.

Писалась песня специально для Пугачевой. Алла Борисовна попросила у Крутого «песню о счастливой любви» для завершения своего юбилейного концерта. За этой песней стоит большой труд композитора, Игорь Яковлевич написал 18 вариантов мелодии, пока она была не одобрена Пугачевой.

Текст песни – творение молодой, малоизвестной поэтессы Валерии Горбачевой, 17 лет от роду. Её произведения случайно попались на глаза композитору, он сам позвонил девушке и предложил ей очень ответственное задание – сочинить на готовую мелодию песню для самой Примадонны.

Через несколько дней раздался обратный звонок. Валерия продиктовала композитору слова песни. Совсем юной девушке удалось уловить настроение и тему, написав глубокие стихи об очень зрелой любви.

Сотрудничество талантливой поэтессы с Игорем Крутым продолжения не получило. Песня «Любовь, похожая на сон» так и осталась единственным большим хитом на её стихи. В последующие годы хит Пугачевой перепевали другие артисты, с которыми работал композитор – зарубежная звезда Лара Фабиан и казахский певец Димаш Кудайберген. Подробнее историю произведения читайте в статье об Игоре Крутом, ссылки на материалы, связанные с темой публикации, - в конце статьи.

В конце XX – начале XXI века почти большинство сборных концертов заканчивались выступлениями Киркорова и Пугачевой. Так получилось и в этой публикации, погружающей в далекий 1994 год.

Эпилог

В постсоветскую эпоху фестиваль «Песня года» оставался довольно консервативным, на его сцене происходил «диалог поколений», артисты-открытия своего времени, и звезды эпохи соседствовали с эстрадными корифеями. Фестивали начала 90-х не обходились без звезд советской эстрады. На «Песне-94» выступала Валентина Толкунова с песней «Я деревенская» Виктора Чернова на стихи Петра Черняева.

Лев Лещенко в начале концертной программы пел «Сердце - не камень» плодовитого и заслуженного авторского тандема Вячеслава Добрынина и Михаила Рябинина.

Эдита Пьеха вспоминала «Всё, что было» песней со словами Виктора Платицына на музыку Сергея Касторского. Все эти песни в историческом масштабе оказались не столь памятны на фоне других, более ранних хитов этих легендарных артистов.

В то же время некоторые памятные песни 1994 года в программу фестиваля не попали.

Дебютировавшая на «Песне года» в 1993 году экстравагантная певица Линда в рассматриваемый год в сотрудничестве с Максимом Фадеевым представила дебютный альбом «Песни тибетских лам» с огромным хитом «Мало огня», но на «Песню года» она не попала. Не отметить её, говоря о 1994 годе нельзя, всё же Линда была явлением.

В 1994 году на нашей эстраде появился «Мальчик-бродяга» - Андрей Губин. Сама песня, озаглавившая его дебютный альбом, написана раньше, но именно в 1994 Андрей с ней «выстрелил», при содействии Леонида Агутина, участвовавшего в аранжировке хита. На «Песню года» «Мальчик бродяга» попадет уже по итогам 1995 года.

Человеческая память - вещь не надежная и своеобразная, музыкальные вкусы, как и уровень погружения в поп-культуру у всех разные, и у каждому представляется свой «музыкальный 1994». Наверняка, в программе фестиваля кто-то выделит песни, которые я даже не упомянул.

Материал создан исключительно в развлекательных и настольгических целях, основывается на информации из открытых источников. Возможны неточности.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.

Читайте также:
"Ах, как хочется вернуться в "Городок". Грустный хит из комедийной передачи. 10 хитов Игоря Крутого. К 70-летию композитора.
О песнях 1994- года, не звучавших на "Песне года":
"Она-Ворона". 7 хитов Линды, 7 хитов Певца и композитора Андрея Губина.