Найти в Дзене

Подробный разбор творчества Юрия Антонова из 1975 года

Оглавление

Всем привет! Предлагаю прочитать архивную статью музыковеда Аркадия Петрова (06.03.1936 - 08.08.2007), посвящённую творчеству Юрия Антонова. Мне кажется, данная статья интересна и объективна. Взгляд на творчество ныне заслуженного маэстро, а тогда музыканта, находящегося на подъеме, но все же еще не на пике.

"Юрий Антонов, или Похвала простоте" ("Клуб и художественная самодеятельность" № 23, 1975 г.)

Среди авторов писем, получаемых „Мастерской" немало поклонников эстрадного композитора и исполнителя Юрия Антонова. И почти в каждом письме вопрос: в чём причины его популярности?

Музыкант, творчеству которого посвящен этот выпуск, не только исполнитель и композитор Юрий Антонов - своеобразное явление нашей музыкальной эстрады. Разбирая песни и особенности исполнительской манеры Ю. Антонова, автор статьи музыковед Арк. ПЕТРОВ прослеживает истоки их возникновения, исследует "секрет" антоновской популярности, пытается сделать прогноз „на завтра".


Этот певец, исполнявший в основном свои собственные песни, появился на нашем музыкальном горизонте на переломе шестидесятых и семидесятых годов в скромной роли эстрадного музыканта. К тому времени в советской песне обозначились ощутимые перемены. Возникла новая формула эстрадного оркестра: вокально-инструментальный ансамбль. Необычный вокал - прямые, «фолковые» голоса, «заревербированные» звукорежиссерами при записи на пластинку. Простые, но эффектные аранжировки. Необычное звучание трех гитар.
Басовая гитара вместо акустического баса. Четкая ритмика с подчеркиванием акцентов на вторую и четвертую доли (оф-бит). «Для меня и для моих друзей все это явилось настоящим откровением», - вспоминает Юрий Антонов.
Пел он, аккомпанируя себе на гитаре или электрооргане, очень просто. Голос, что называется, «невокальный», неяркий, без «постановки», без «верхов». И все-таки в этом исполнении было неуловимое «что-то».
Это «что-то» и заставило слушателей выделить совсем еще молодого артиста из десятков и даже сотен ему подобных «парней с гитарами»...

И вот скромный музыкант из ансамбля «Поющие гитары» неожиданно в течение года-двух стал одним из ведущих исполнителей-композиторов нашей эстрады. Бесхитростная обыкновенность его искусства оказалась нужной широкому слушателю. Антонов как бы угадал повышение спроса на камерную лирику, на поэзию повседневности. И песни его начали расходиться в миллионах грампластинок.
Сама исполнительская манера Антонова стала объектом подражания. Начинающие певцы откуда-нибудь из Казани или Ростова повторяли его манеру звуковой атаки, фразировки. Так в свое время подражали Хилю или Магомаеву. Сегодня копируют Юрия Антонова.

"Юрий Антонов, или Похвала простоте" ("Клуб и художественная самодеятельность" № 23, 1975 г)
"Юрий Антонов, или Похвала простоте" ("Клуб и художественная самодеятельность" № 23, 1975 г)

Oт «Поющих гитар» до «Современника»

«Поющие гитары» были первым советским ансамблем, творчески применившим в своей работе приемы биг-бита, включая разнообразные электронные эффекты, «гитаризацию», новые для советской песни ритмы и новые модели сольного вокала (в основном мужского). Начинался связанный со спецификой бита период решительного засилья мужских голосов.
Это было интересное время переоценок, поисков и перемен.

Еще многое было несовершенным, наивным, еще не были ни написаны, ни признаны песни в новой, ориентированной на бит манере, но уже подбирались неплохие исполнители, певцы и инструменталисты, уже делали свои обработки аранжировщики. И лишь поэты, начинавшие писать стихи для этой новой «песенной волны», за малыми исключениями, так и не создали ничего значительного (увы, до сих пор!).
Таким был «эстрадно-исторический» фон к моменту, когда лидер «Поющих гитар» Анатолий Васильев пригласил работать в своем коллективе Юрия Антонова. Пригласил его играть на органе, но очень скоро стало ясно, что основное амплуа Антонова - вокал. У него оказалась своя песенная тема - лирическая, свой арсенал вокальных приемов (при, повторяю, совсем «невокальном» голосе), своя непринужденная, обаятельная манера поведения на сцене. И песни пел он тоже чаще всего свои - достаточно легкие, чтобы сразу запоминаться, достаточно крепко связанные с традицией, чтобы не отпугнуть интонационной непривычностью, и в то же время достаточно родственные «битовому словарю», пользовавшемуся у молодежи неограниченным кредитом. У этих песен были все основания называться шлягерами - мелодиями, которые у всех на слуху. Огромную популярность приобретают его «Песня о добрых молодцах и красных девицах», «Стой, не стреляй, солдат!» и «Нет тебя прекрасней».

Следующие три года - другой - ленинградский ВИА - «Добры молодцы». Они оказались невезучей группой (несмотря на популярность): постоянно тасовался состав - люди приходили, но не задерживались слишком долго. Постоянно появлялись нарекания в прессе то на чересчур «громкое» исполнение (в этом виновата была, скорее, некачественная аппаратура), то на коверканье русских народных мелодий. (Вопрос об обработках народных песен спорный. Пожалуй, «Молодцам», действительно, не удалось подобрать свой ключик к русскому фольклору в отличие от завоевавшего несколько позже известность челябинского ансамбля «Ариэль». Однако призывы запретить «Молодцам» исполнять эстрадные версии народных песен, думается, нельзя было назвать правомерными.)
1973 год для Юрия Антонова — это эстрадный оркестр «Современник», руководимый очень опытным, несмотря на свой 30-летний возраст, дирижером, композитором и аранжировщиком Анатолием Кроллом. «Современник» был своего рода певческим «ревю», стартовой площадкой для людей с голосом (обычно немедленно покидавших оркестр Кролла, стоило им добиться хоть некоторой известности). Антонову было чему поучиться у Кролла. Но он тоже не собирался слишком долго засиживаться в «ревю».
Осенью 1973 года вышла маленькая пластинка с тремя песнями Антонова в сопровождении ансамбля «Мелодия» и оркестра «Современник». Первый сольный диск молодого композитора-певца. Успех пластинки побуждает Антонова уйти из «Современника», чтобы создать свой собственный коллектив. Произошло это зимой 1974 года.

Юрий Антонов. Фото из публикации.
Юрий Антонов. Фото из публикации.

В самостоятельном плавании

Свои ансамбли были у Антонова и раньше (с этого он начинал). Но что это были за ансамбли и что знал тогда Юрий о песнях, об эстраде, о публике, о механизме популярности и еще о тысяче других вещей!

Антонов собирает группу из молодых, но уже имеющих некоторый опыт профессиональной работы музыкантов. С этим ансамблем записывает на Всесоюзной студии грампластинок
«Мелодия» два диска. Недавно группа Антонова получила наконец, имя - она называется теперь «Магистраль».

«Основной формой моей работы по-прежнему являются концерты, - говорит Юрий. - Живого общения с публикой ничто не может заменить. Но... такой суммы слушателей, какую дают средства массовой информации, концерты, ясное дело, дать не могут.И поэтому я самое серьезное внимание обращаю на записи. Хочу добиться высокого качества. Считаю, что мои ранние записи обладают теми или иными погрешностями.
Необходима простота. Но добиться ее невозможно без сложной аппаратуры и высокого мастерства студийных звукорежиссеров и техников..

Сейчас я готовлюсь записать свой первый «гигант». Что войдет в этот альбом? Назову одну лишь композицию - «По ком звонит тревоги нашей колокол?» (на слова Игоря Кохановского). Это песня о том, как мы сами невольно раним природу, о том, что надо внимательней относиться к зеленому богатству наших лесов, к чистоте наших рек..
Я сказал «песня», но все-таки лучше назвать ее композицией: для песни восемь минут звучания многовато. Впервые я дам возможность пространно поиграть, поимпровизировать музыкантам своего ансамбля - пианисту, саксофонисту... Будет здесь и соло трубы «лундстремовца» Виктора Гусейнова. Джазовые соло как бы продолжат, разовьют и инструментально «прокомментируют» основную мысль песни».

Юрий Антонов и его ансамбль "Магистраль"
Юрий Антонов и его ансамбль "Магистраль"

„Голубые песни"

Упомянутая Антоновым песня-композиция - одна из немногих его вещей серьезного, пожалуй, даже гражданского плана. Рядом с ней можно поставить еще несколько произведений: «Наша магистраль» (о БАМе), «Огненная земля» (о покорении целины), «На дальней батарее (антивоенная песня).
Но подавляющее большинство его песен - лирические. Причем лирика антоновских песен особая. Радостно-беззаботная. Шаловливо-капризная. «Голубая».

«Отчего так легко расстались мы в канун долгожданной весны?» - поет герой песенки «Отчего?» Ответа нет, да герой и не ждет никакого ответа. Ему хорошо. Весь смысл песни в безоблачном настроении.

А вот цитата из песни «Несет меня течение»: «Несет меня течение сквозь запахи осенние, и лодку долго кружит на мели. Сплетают руки-лилии сплошной зеленой линией, все больше, больше, больше отдаляя от земли. А мимо гуси-лебеди любовь мою несут —- пора прибиться к берегу, да волны не дают. . .»
Здесь уже сентенция. Но, как правило, никакой, пусть даже аллегорически высказанной мысли в антоновских песнях нет-только настроения. Слог поэтов-песенников, работающих с Антоновым, инфантилен, наивен.
Интересно, что стертость, удивительная «выработанность» словарно-образного материала как бы совсем не мешают Юрию Антонову. Он их попросту игнорирует, они для него — некий условный слоговой рельеф, повод к созданию музыки и все. Мелодия, равно как и инструментальная «упаковка», в данном случае оказывается более важной составляющей, чем слова. Недаром в стольких песнях Антонова припевы завершаются напеваниями и насвистываниями. .. И она, эта мелодия, «вывозит» любой текст («эмоционально вуалирует», как пишет музыковед Д. Житомирский). Песни Антонова - для улицы, для турпохода, для костра, загорода; вообще — песни
выходного дня и отпуска, когда ты устал и ни о чем серьезно думать не хочется.

Мелодии антоновских песен обычно просты, напевны и неширокого диапазона. Он не любит рваных ритмов и резких скачков - преобладает кантилена и ритмическая плавность.
Некоторые интонации заставляют вспомнить современную белорусско-украинскую эстрадную песню (где-то между «Песнярами» и «Червоной рутой»), другие - чешскую и польскую эстраду. Но в целом мелодически Антонов вполне самостоятелен. Мало того, почти в каждой песне у него есть своя особая изюминка, нестандартный оборот, ход, выбивающийся из привычного гладкого сцепления неких условно «современных» интонаций и делающий данную песню индивидуальной. Правда, таких ходов мало, но таков уж железный закон шлягера: песня, составленная из одних новых интонаций, не может им стать...
Происхождение Антонова из битовой генерации советских эстрадных музыкантов хорошо заметно по эстрадной «упаковке»: здесь и гитары с «фаззом» и «ва-ва», и знаменитые ритмы на восемь восьмых, и разнообразные эффекты «эхо».
Правда, шлягер не терпит засилья одного стиля, и появляются аранжировки в латиноамериканских ритмах, полечные «ум-па, ум-па», характерное звучание «кантри» (в песне «Ну, что с ним делать?»), марши, чарльстончики - словом, весь предлагаемый на сегодня эстрадный ассортимент.

Юрий Антонов на гастролях в г. Череповце (середина 1970-х)
Юрий Антонов на гастролях в г. Череповце (середина 1970-х)

Генезис антоновского вокала

«Я себя никогда серьезно не рассматривал как певца. Я - автор-исполнитель», — говорит Антонов. Все правильно, но... Он давно уже представляет целое направление в мужском эстрадном вокале, и, как уже говорилось, ему подражают десятки и сотни молодых исполнителей.
Что же эта за манера и из чего она сложилась?
Во второй половине шестидесятых годов мы услышали массу новых для себя вокалистов, преимущественно английских.
Были среди них и люди с голосами (Том Джонс и его последователи) и без больших голосов (Джон Леннон, Пол Маккартни). Многое исполнялось не голосом, а фальцетом. Фразы с вокальной точки зрения недостаточно тщательно выпевались. Многое шло от народного и бытового музицирования и еще от английского языка с его специфической манерой артикуляции (например, можно было протянуть длинную ноту на звонкой согласной).
Влияние такого рода вокала было тогда огромно, и молодые певцы вольно или невольно начали адаптировать эту манеру, приспосабливая ее к нашим языковым нормам. Некоторые приемы не подошли, другие оказалось возможным ввести в наш вокал. Это были особого рода нажимы на гласные, микро-глиссандо, вибрато и раскачки звука. Получилось чередование еле заметных сфорцандо, цепочка динамических «вилочек» (< >).
Такой способ исполнения усилил его экспрессию, придал ему особую гибкость и вкрадчивость, хотя, признаемся, сделал мужское пение как бы более женственным, мягким. Манера эта подошла далеко не всем. Ею замечательно пользовался Л. Бергер, элементы ее можно было услышать у А. Градского, но наиболее преданным этой манере оказался Ю. Антонов.
Время появления ее — около 1970 года. Позже она стала как бы обязательной для солистов множества вокально-инструментальных ансамблей (например, так пели А. Лерман в «Веселых ребятах», А. Лосев в «Цветах» и многие другие).
* * *
Музыка все-таки должна быть большой... (Музыка сильна мыслью - это высказывание Скрябина). Вспомнив его, я подумал: а вот музыкальный мир Юрия Антонова совсем иной.
Маленький мир тепла, света и лирики. Без универсальных идей, без звездности. Песни для самых молодых, для самой широкой аудитории. Песни об открытии для себя мира. О первых самостоятельных шагах по белу свету. Наверное, придет время, и этим юношам и девушкам потребуются другие песни. Но к тому времени совсем другим станет и Юрий Антонов.