Найти в Дзене
Психоанализ КИНО

Пустой мир Элизабет Спаркл. Психоаналитический взгляд на фильм «Субстанция».

Героиня Деми Мур - Элизабет Спаркл - ведущая фитнес-шоу на телевидении, чья карьера подходит к концу. Элизабет невероятно популярна, ещё красива и стройна, но одинока, она живет в пустой квартире, где больше никого нет, кроме неё. Квартира дорогая с шикарным видом из окна, только в какой-то момент видит она там не широкий обзор и большие возможности, а плакат с собственным изображением, точнее, плакат с изображением лучшей версии себя - Сью (Маргарет Куолли) или, как бы сказали психоаналитики, идеальное Я. С чего же начинается история Элизабет? Она проживает непростой период в жизни - продюсер фитнес-шоу планирует заменить её на более молодую кандидатуру. Фильм «Субстанция» (оригинальное название "Substance") поднимает проблему современного общества - нарциссизацию культуры, в корне которой лежат проблемы успеха, одиночества и отношения к собственному телу, как к объекту. Если ты молод, красив, востребован, ты участвуешь в гонке за успех, если нет то, что тебя ждёт? Элизабет ждёт возмо

Героиня Деми Мур - Элизабет Спаркл - ведущая фитнес-шоу на телевидении, чья карьера подходит к концу. Элизабет невероятно популярна, ещё красива и стройна, но одинока, она живет в пустой квартире, где больше никого нет, кроме неё. Квартира дорогая с шикарным видом из окна, только в какой-то момент видит она там не широкий обзор и большие возможности, а плакат с собственным изображением, точнее, плакат с изображением лучшей версии себя - Сью (Маргарет Куолли) или, как бы сказали психоаналитики, идеальное Я.

С чего же начинается история Элизабет?

Она проживает непростой период в жизни - продюсер фитнес-шоу планирует заменить её на более молодую кандидатуру. Фильм «Субстанция» (оригинальное название "Substance") поднимает проблему современного общества - нарциссизацию культуры, в корне которой лежат проблемы успеха, одиночества и отношения к собственному телу, как к объекту. Если ты молод, красив, востребован, ты участвуешь в гонке за успех, если нет то, что тебя ждёт?

Элизабет ждёт возможность начать новую жизнь, например, у ней появляется шанс построить отношения. Выходя со студии, она встречает бывшего одноклассника, который, как прежде, ей восхищен (а ведь это то, что ей нужно). Одноклассник записывает на клочке бумаги в робкой надежде свой номер телефона, который метафорично падает в грязь, как бы намекая нам, что этот обыкновенный человек, скорее не достоин известной красотки.

-2

«Субстанция» - это клиника психоза и справочник по устройству нарциссического субъекта, Я которого расщеплено.  Психика не справившись с травмой, защищаясь, расщепляется на грандиозную самость и ничтожную. Мы видим, что увольнение - это травма для Элизабет, её старение становится непереносимым испытанием, она желает вернуть молодость и идёт на безрассудный эксперимент с субстанцией, в котором её тело расщепляется, оставляя страшный разрез вдоль позвоночника, когда от него отделяется прекрасная и молодая часть - Сью, которая и будет представлена миру.

Сцена с аварией в начале фильма, где главная героиня едет домой и видит как срывают билборд с её изображением, не замечая опасности на дороге, она попадает в аварию. Эта сцена - притча, предупреждение о том, как опасно смотреть, не отрываясь, на своё изображение. Как в мифе о нарциссе, нарциссический субъект заворожен собственным отражением настолько, что от этой захваченности и погибает, не замечая ни влюбленную в него нимфу Эхо, ни ничего вокруг.

Впоследствии, расщепление становится сильнее, Сью прячет в тайной комнате, символе бессознательного, свою ничтожную часть - Элизабет. Вход в эту комнату невидим, никто не знает, что там лежит без сознания обездвиженная отщеплённая твоя часть. Причем, эта часть, то есть Элизабет, буквально служит пищей для грандиозной самости Сью. Только благодаря жидкости из позвоночника, которой стабилизирует себя Сью, она может существовать и становиться всё краше. Позвоночник символизирует опору, закон, то, что поддерживает тело в прямом положении. Но между двумя частями нарушается баланс. «Соблюдай баланс», - говорит голос по телефону, - «Вы одно целое». Если баланс нарушается, то одна из частей страдает. Если жидкость из позвоночника Элизабет истощается, то Сью погибает, распадается на части - это то, что происходит в психозе. Поэтому, иногда непринятая Элизабет выходит из тёмной комнаты, много и отвратительно жрёт, истязает и нападает на себя за то, что она плохо выглядит. Прекратить эксперимент она может в любой момент, вернее может, но не хочет, будучи парализована своей одержимостью. Она могла бы сходить на свидание с одноклассником, но из дома ей не дает выйти её отражение в зеркале, которое итак несовершенно, но ещё и раз за разом теряет человеческий облик, превращаясь в монстра.

У Элизабет пока есть шанс, но её собственное отражение её и останавливает...

По мере развития психоза, грандиозная часть становится всё грандиознее, а ничтожная страшнее, расщепление усиливается. Фильм обладает тем самым, терапевтическим действием, помогая осознать то, как Я распадается на части в нарциссическом психозе, когда все неприемлемые части личности изолируются в тёмной комнате, куда нет доступа сознанию.

Соблюдай баланс между частями, как ключевое послание фильма. Как же его соблюдать?

Возникает вопрос, что могли сделать Сью и Элизабет - две части одного целого, чтобы остановить психотический распад? В фильме они не делают ничего, но, по сути, им необходимо наладить между собой коммуникацию, чтобы ни одна из частей не была изолирована.

Но захваченность собственным успехом ослепляет Сью, нарушая все правила эксперимента с субстанцией - «Не используй второй раз», она рождает монстра, лишённого человеческого облика.

-3

Монстр, являя себя на сцену, поливает всех собственной кровью, будто нарциссической яростью, вызывая ужас страх и отвращение.

Отвращение - это вообще ключевое послевкусие фильма, я бы сказала, задача его впечатления и визуального образа. О чем же говорит чувство отвращения с психоаналитической точки зрения и к чему оно должно возникнуть? Отвращение орально, оно связано с тем, когда мы не можем больше поглощать. Отвращении в "Субстанции" - к пластическим операциям, кровожадным продюсерам, к современному культу успеха или к той мертвенности, расщепленности, не принятию реальности, возраста...? Отвращение к не смирению, я бы его назвала, когда не хватает внутренней стойкости принять изменения в теле, старость, болезнь, собственное несовершенство, справляться с неудачами... отношениями. Отвращение к одиночеству, когда не хватает терпения выдерживать не только собственное несовершенство, но и недостаток Другого.

Финальная сцена, когда монстр разлетается на части, а красивое лицо Элизабет ползет к своей звезде и смотрит на звёзды. В глазах - мечта о возвышенном: об идеальном Я, идеальном мире, славе, признании. Метафора, означающая, что удалось сохранить лицо, несмотря на то, что от тебя самой уже ничего не осталось. Человеческого.

автор: Ксения Фирулева