Найти в Дзене

«Чудесный седой Никола Мокрый» - Рерих. Фрески храма.

Добрый день. Продолжаю рассказывать про храм Николы Мокрого в Ярославле. Другие статьи о храме можно прочитать здесь: В XVII веке расцветала фресковая иконопись. Примером, конечно, может служить храм Николы Мокрого.  Стены самого храма, галереи, алтарь - все выполнено фресковой иконописью, которая почти вся сохранилась без изменений с XVII века и практически не реставрировалась.  В 1903 году во время путешествия со своей женой по старинным русским городам в храме писал свои картины известный художник Николай Константинович Рерих (1874-1947), который говорил о храме: «Это одна из самых красивых церквей». На сегодняшний день нам известно о двух картинах, написанных им в Николе Мокром: Приступим к рассказу об истории создания фресок. В 1672 завершилось строительство храма и уже в 1673 году начинается роспись храма. Древняя летопись гласит: Чтобы письмо творить, душу очистить надо. А чтобы краски в росписи зазвучали, прежде чем их накладывать, извести очистить. А дело это долгое: цело

Добрый день. Продолжаю рассказывать про храм Николы Мокрого в Ярославле.

Другие статьи о храме можно прочитать здесь:

В XVII веке расцветала фресковая иконопись. Примером, конечно, может служить храм Николы Мокрого. 

Стены самого храма, галереи, алтарь - все выполнено фресковой иконописью, которая почти вся сохранилась без изменений с XVII века и практически не реставрировалась. 

В 1903 году во время путешествия со своей женой по старинным русским городам в храме писал свои картины известный художник Николай Константинович Рерих (1874-1947), который говорил о храме:

«Это одна из самых красивых церквей».

На сегодняшний день нам известно о двух картинах, написанных им в Николе Мокром:

«Вход в церковь Николы Мокрого», фото из интернета
«Вход в церковь Николы Мокрого», фото из интернета

«Интерьеры Николы Мокрого», фото из интернета
«Интерьеры Николы Мокрого», фото из интернета

Приступим к рассказу об истории создания фресок.

В 1672 завершилось строительство храма и уже в 1673 году начинается роспись храма.

Древняя летопись гласит:

Чтобы письмо творить, душу очистить надо. А чтобы краски в росписи зазвучали, прежде чем их накладывать, извести очистить. А дело это долгое: целое лето гашену известь мочи в творилах, воду меняй, да перелопачивай. Потом на выморозку, наземь под мешковину и на зиму оставить. И когда церковь намажут изнутри ростовской известкой, кажется, будто тысячи белых кошек лизали её.

В пространственном отношении храм был и остается Эдемом (я писала об этом в прошлой статье). Об этом говорит и сама архитектура и его внутреннее наполнение смыслами. 

-3

По замыслу строителей путь к алтарю является путем к Эдему. Человек, входя в храм, вступал на языческий синий жертвенный камень.

Внизу можно увидеть тот самый жертвенный синий камень
Внизу можно увидеть тот самый жертвенный синий камень

Далее открывалась глубина Ветхого Завета на фресках галереи и уже в самом храме следовала Евангельская весть в Новом Завете. И алтарь - место, которое и есть сам Эдем. 

-5

Самая важная точка в храме - это изображение Вседержителя в центре на самом верху. Именно с этой фрески началась роспись храма.

-6

Заканчивалось знойное и удушливое лето 1673 года. Устроители храма были в ожидании приезда знаменщика.

Знаменщик - это опытный иконописец, глава артели, который делал самую главную работу, наносил контуры всех будущих фресок.
-7

Знаменщик, а им был Гурий Никитин, приехал накануне Преображения Господня.

Преображение Господне — один из 12 важнейших после Пасхи праздников в православии. Считается, что в этот день Иисус Христос во время земной жизни «явился во славе» трём ученикам. Православные христиане отмечают Преображение Господне ежегодно 19 августа (по новому стилю, 6 августа — по старому).
Это непереходящий праздник, то есть его дата всегда выпадает на одно и то же
В народе праздник называют Яблочным Спасом.

Из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу следует, что в росписи участвовали ярославские мастера. Алтарная роспись близко напоминает работы костромичей, которые приехали с Гурием Никитиным. В материалах Оружейной палаты найдено свидетельство, что

«вызывавшийся в Москву летом 1673 года на государевы работы Гурий Никитин со своими четырьмя товарищами выехал из Костромы неизвестно куда»..

Гурий Никитин вошел в храм и попросил не тревожить его до утра. Всю ночь он провел в молитве. С восходом солнца вошла артель.

Накануне Всенощного бдения в праздник Преображения Господня прихожане вошли в храм и увидели, что в алтаре и в центральной части появились очерченные контуры, напоминающие паутину. Невозможно было определить, как будет.

-8

А будет 660 фресковых сюжетов! Каким надо обладать талантом, находясь в ослепительно белом пространстве, «впустить» в него будущие картины.

У нас нет достоверных данных о том, как расписывался храм и до обидного мало о самом Гурии Никитине.

«Я благочестив и бойся Бога и жительствуй в детстве до кончины своей» - писал он о себе.

Есть только одна монография: «Гурий Никитин» 1982 года В.Г. Брюсовой.

«Если мы хотим увидеть Идеал во фресках Гурия Никитина, то прежде всего нужно погрузиться в храме в Иисусову молитву. Только в этом случае мы сможем «прочитать» его Богословие в красках. Для внешних людей внутренне погрузиться в молчание, постараться увидеть неочевидную красоту» - настоятель храма протоиерей Василий Марченко.

Как-то в один из сентябрьских дней 1994 года по благословению Владыки Михея в храме осуществляли фото и видео съемку два священника-иезуита из Папской академии наук. Они работали несколько дней. Настоятель настаивал на уникальности вектора фресок от Страстей Христовых в восточной части до Страшного Суда в западной. Такого вектора больше нет ни в одном храме.

-9

Прошел почти год и во всех каталогах Ватикана был упомянут храм Николы Мокрого, приведена лишь одна фреска - Знамение Пресвятой Богородицы, находящаяся напротив южного входа в храм.

Знамение Пресвятой Богородицы
Знамение Пресвятой Богородицы

По мнению академика Игоря Грабаря, с уходом в вечность изографа завершилась эпоха титанов от Андрея Рублева до Гурия Никитина.

Роспись храма полна творческих новшеств. Например, пятиярусная разбивка южной и северной стен. Композиция в них написана не отдельными «картинами», а представляет собой непрерывную цепь, где темы, переходя одна в другую, объединяются общим фоном всего яруса.

Здесь впервые в XVII веке получили видоизменения детали композиции Страшный Суд. В них были привнесены реалистичные мотивы (изображения обнаженных утопленников, восстающих на трубный зов архангелов и полные трагизма фигуры грешников).

Фреска занимает всю западную стену храма.

-11

Прикреплю ссылку на великолепную экскурсию по фреске Страшный Суд:

ВКонтакте | ВКонтакте

vk.com

В росписи алтаря мы видим одно из первых в России использование гравюр «Библии Пискатора».

«Библия Пискатора» — это голландская гравированная Библия XVII века, которая иллюстрировала текст Ветхого и Нового Завета. Название получила по фамилии издателя — амстердамского художника и гравера, который на латыни подписывался «Piskator».

При этом иконописцы не копировали их, а подвергали коренной переработке.

Мы входим в храм и видим алтарь, выходим и перед нашими взорами предстает картина Страшного Суда, что очень символично. Алтарь - символ Рая, Страшный Суд - то, что нас ждет в будущем.

Покидая пространство храма мы видим «зеркало», в котором отражен каждый из нас.

О некоторых других фресках и иконах храма расскажу в следующих статьях.

Праздничная служба в храме Николы Мокрого, в видео много показывают сам храм внутри.

Статья была написана при участии моей мамы. Некоторые фото я взяла из официальной группы храма:

ВКонтакте | ВКонтакте

Спасибо, что дочитали!

-12