В ноябре этого года вышел новый сериал-экранизация культового произведения Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Из-за крупного масштаба маркетинговой кампании и звездного актерского состава, я не была готова к такому грандиозному провалу. О том, почему Достоевский перевернулся бы в гробу от увиденного, читайте в этой статье!
Общая информация
Преступление и наказание (2024)
Страна: Россия
Жанр: драма, криминал
Рейтинг IMDb: 5.2
Рейтинг Кинопоиска: 5.8
Режиссер: Владимир Мирзоев
В главных ролях: Иван Янковский, Любовь Аксёнова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков и другие
Продолжительность серии: 52 мин
Лето, Петербург XXI века. Студент Родион Раскольников изнурен безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. В его сознании зреет идея, что некоторые люди право имеют на самые мерзкие поступки, если они совершают великие открытия и двигают мир вперед. Чтобы проверить теорию на себе, он убивает старуху-микрокредиторшу. На след Раскольникова выходит следователь Порфирий Петрович, который хочет добиться от него чистосердечного признания.
Ожидания – реальность
Крупные онлайн-кинотеатры в одно мгновение украсились постерами с лицом Янковского, наружная и прочая реклама не отставала. Сколько звезд собралось в одном сериале: вот и Юлия Снигирь, Аксенова, Михайлова, Жизневский… Боюсь представить, сколько денег было потрачено только на звездный состав.
Одно мы поняли, пиарщики у проекта были отменные, так повысить рейтинг ожидаемости надо уметь. Только вот хорошо бы так работали и режиссер со сценаристом, но увы, у большей части зрителей ожидания не оправдались, а оправдаться они могли только у тех, кто роман не читал и, может, был немного пьян…
Раскольников со смартфоном
Классическая экранизация, максимально приближенная к сюжету книги, уже существует, это сериал с Владимиром Кошевым в главной роли от 2007 года, поэтому создателями нового “шедевра” нужно было придумать, что бы сделать оригинального. И вот, идея! А давайте-ка мы перенесем все действие классики 19-го века в современные реалии! Ну, чтобы у нас Раскольников с сестрой по смартфону разговаривали, а?
Идея – супер, конечно, только вот на моменте создания они решили переобуться и все же оставить элементы 19-го века. Вот вам и фирменное т-сс на концах глаголов и “давеча” и так далее. Я не могу назвать это все просто диссонансом, потому что это все доходит до абсурда. Зачем было переносить все действие в современные реалии и оставлять старые диалоги? В чем суть? За сценарий, кстати, отвечала дочь режиссера. Люблю я, конечно, семейные связи, но в рабочей сфере они, к сожалению, не всегда заканчиваются удачно.
От книги только лишь название
Ф.М. Достоевский популярен во всем мире, его можно назвать просто столпом русской литературе. При экранизации его культового произведения очень важно понимать, что нужно обязательно показать для полного раскрытия персонажа, какие детали нельзя упускать.
Родиона Раскольникова сложно назвать чисто отрицательным персонажем. В самом начале он показан нам человеком эмпатичным, высоконравственным, человечным. Все эти сны с лошадью, страдания, глубинные размышления, где они в сериале?! На выходе мы получаем сразу безумного Родиона (с признаками шизофрении, очевидно), который постоянно бежит куда-то, где раскрытие персонажа?)
Детали из книги они взять все же решили, только вот изуродовали их до ширпотреба. Вы увидите секунд 5 бегущего с лошадью Янковского. Куда бегут? Откуда лошадь? Что это вообще было? Зато музыку драматическую наложим, вот оно и все.
В книге Раскольников сходит с ума постепенно, его рассудок затуманивается, это показывается через его страдания и размышления в его маленькой комнате. Он ведет затворническую жизнь, а в сериале его решили сделать абсолютно другим, показать через диалоги, но и они получились Тарантиновскими (не скажу, что такие диалоги плохи, но уж тут их вставлять не надо).
Ребята, мы не в театре
Как бы грустно это все не было, звездный состав, увы, не вытянул картину. Мне кажется, что это все вина создателей, я ни капли не сомневаюсь в возможностях хорошей игры у Снигирь или Янковского, они уже неплохо так зарекомендовали себя с прошлых работ, но вот здесь…
Игра больше театральная, больше динамики и эмоций, но они не играют в фильме, все пафосные диалоги и мимика – просто бред и кринж.
К Аксеновой отдельные вопросы, надо было сыграть “непорочную” Дуню со всей ее самоотверженностью и трепетом. На выходе получили взбалмошную девушку с собственными целями и любовным треугольником, жертвенности никакой.
Финализируем
В современном кинематографе есть одно простое правило – надо быть очень аккуратным с классикой, шаг влево, шаг вправо – расстрел. Об этом создатели сериала, кажется, забыли, потому что просто напросто изуродовали культовое произведение Ф.М. Достоевского.
Стоит ли смотреть? Ну, если вы не читали произведение и не собираетесь, можете поставить на фон, но уделять этому большой пласт сил и времени я бы не рекомендовала.
Если вам понравился обзор, то подписывайтесь на наш канал «Смотреть позже» – здесь вы найдете подборки лучших фильмов и сериалов, их обзоры, кинопремьеры и разборы работ известных (и не очень) режиссеров.
Приятного просмотра!
Автор: Сергеян Арина