Одна из самых красивых узкоколейных железных дорог в России находится в Гуамском ущелье Краснодарского края. Именно по ней я совершу свой маршрут и поделюсь своими впечатлениями в этой статье.
О начале моего маршрута по Гуамскому ущелью можно прочитать в моей предыдущей статье, где я рассказывала что интересного купить, где поесть и какие туристические маршруты предлагают туристам в Гуамке.
📌 Главные ворота в Гуамское ущелье
На прогулочной аллее парка находятся главные ворота в Гуамское ущелье, ведущие к посадочной платформе.
На этих воротах установлено электронное табло, на котором можно увидеть время отправления паровоза, а также терминалы для самостоятельной покупки билетов.
На случай, если терминалы не работают, либо вы не смогли разобраться, с внутренней стороны ворот есть штрихкод, отсканировав который можно попасть на сайт и купить билет онлайн.
📌 Станция "Гуамка"
От главных ворот необходимо пройти около 300м, где вы попадаете на станцию «Гуамка».
На крыше станции можно заметить изображение орла, а может быть и белоголового сипа, которые являются местными обитателями Гуамского ущелья.
Сама станция небольшая: здесь кстати тоже есть пару терминалов, касса для покупки билетов, турникеты для прохода к поезду и зона ожидания в виде открытой площадки с несколькими скамейками.
📌 Стоимость билетов
Цена взрослого билета обойдётся вам в 400 руб., детского – 300 руб. (до 7лет бесплатно), если вы с питомцем, то за него тоже придётся заплатить — 100 руб. Продажа билетов прекращается за 5 минут до отправления поезда, сдать билет можно за 10 минут до отправления, но по предъявлению паспорта.
Стоимость билета я указала только в один конец! Вы можете сразу купить оба билета, но если вы не уверены, что уложитесь за какое-то время, то обратный билет можно приобрести и на другой стороне станции, там тоже есть касса и терминал. На прогулку советую закладывать около 2х часов, чтобы была возможность неспешно погулять.
Важно!
В кассе возможна оплата билетов банковской картой. Но из-за отсутствия стабильной мобильной связи терминал часто не работает, поэтому лучше иметь наличные деньги.
📌 Рекомендация при посадке на ретропаровоз
Советую вам заранее занять очередь возле турникетов, желательно одним из самых первых, чтобы попасть в первые вагоны. Объясню почему…
В первых вагонах у вас есть возможность смотреть вперёд и наблюдать за движением поезда по дороге. Поэтому, как только вы прошли турникет, сразу идите до конца платформы, чтобы попасть в первый вагон.
Мне удалось занять место в первом вагоне, но только во втором купе. Одна группа женщин оказались активнее, они аккуратно отодвинули меня в сторону и проскочили вперёд 😁
Также, старайтесь занять места возле окна со стороны реки, желательно по левой стороне, чтобы была возможность снимать видео и делать фото по движению поезда.
Если сядете со стороны скалы, то не увидите ничего) Нет, смотреть конечно можно по сторонам, но учитывая, что вставать нельзя во время движения, за этим строго следит проводник, то всю красоту сложно будет запечатлеть в полном объёме)
Ниже прикреплю фото, когда я на обратном пути сидела как раз со стороны скалы. Я просто к тому времени уже так устала и продрогла от холода, что мне было всё равно, где я буду сидеть) Да и телефон мой был переполнен от фото и видео, что снимать уже ничего не хотелось))
📌 Антиквариат на колёсах
Фишкой Гуамского ущелья является туристический паровозик (точнее тепловоз ТУ8), курсирующий по краям отвесных скал вдоль ущелья.
Состав паровоза небольшой, по-моему, около 4 вагонов. Все вагоны открытые, имеют крышу, вместо окон установлены решётки и небольшие отверстия, через которые можно заснять красивые фото.
Не знаю, как было раньше, но на сегодня ретропаровоз оснащён аудиогидом, который рассказывает историю Апшеронской железной дороги и интересные факты о Гуамском ущелье. Всё бы ничего, но только постоянный громкий скрип, скрежетание и кряхтение состава мешали нормально услышать аудиогида)) В чём проблема смазать его где надо, не знаю)
Сначала подумала о том, что наверное не хватает денег на обслуживание, но потом взяла телефон и прикинула, сколько они зарабатывают на билетах)
Если всего 4 вагона, где в каждом по 5 купе, куда вмещается по 9 человек, то выходит 180 мест. Каждое место стоит 800 рублей в обе стороны. В день поезд совершает 9 рейсов. Итого, по деньгам выходит 1 296 000 рублей в день! А сколько таких дней в месяц?) Согласитесь, не маленькая сумма, с которой можно было бы выделить средства на то, чтобы привести поезд в порядок) Пусть даже не все рейсы заполняются в зимний период, летом думаю места занимаются по максимуму.
Отправляется паровоз ежедневно с 9.30 до 17.30. Рейс каждый час. Исключение – вторник, в этот день паровоз не ходит, т.к. проходят пешие прогулки.
На табло можно увидеть не только время отправления рейсов, но и количество оставшихся мест и время до отправления вашего маршрута.
📌 История узкоколейки
Первый участок дороги был открыт в 1927 году по заказу местного леспромхоза силами заключенных. Когда-то он использовался для вывоза леса и провоза пассажиров. Длина магистрали составляла 59 км от станции Апшеронская до станции Шпалорез.
В 80е годы часть путей (от участка Самурская до Гуамки) были разрушены наводнением и на сегодня участок линии существует только от Гуамки до Мезмая.
Позже, в 2011 году произошел обвал, который ещё больше сократил железную дорогу. Оползень, который тогда накрыл ущелье перерезал пути и теперь длина маршрута составляет всего 1,7км от ст. Гуамки до ст. Урочище Монахово, по которому и проходит наш туристический маршрут.
Несколько лет назад по этому пути, вдоль заводей реки Курджипс и срывающихся с уступов водопадов, впервые прошелся экскурсионный тепловоз, поездка на котором до сих пор захватывает дух у отдыхающих и имеет огромный спрос.
📌 Окружающая красота ущелья
Заняв выгодное место возле окна и усевшись поудобнее, я приготовила телефон и навострила уши приподняв шапку, чтобы всё услышать)
Спустя некоторое время наш паровоз наконец-то тронулся. Скорость его составляла 15км/час. Сначала мне показалось, что очень медленно едем, но увидев впереди извилистую дорогу и резкие обрывы, поняла, что скорость вполне обоснована)
Эта дорога является местной достопримечательностью Гуамки и входит в топ живописных железнодорожных маршрутов России.
История возникновения массивного каньона связана в первую очередь с горной рекой Курджипс, которая когда-то вытекала из древнего озера, на месте которого сейчас расположен посёлок Мезмай. На протяжении многих лет река несколько раз меняла своё русло и прорезала путь в слабых местах известняково-доломитовой толщи. Именно поэтому Гуамский каньон сильно изломан и местами достаточно глубок.
Во время движения паровоза можно наблюдать за обрывистыми скалами, поросшие реликтовыми деревьями, за срывающимися с горных склонов водопадами и за живописными видами горной реки Курджипс.
Водопад, который я увидела, на фото не очень впечатляет, а вот уже на видео, которое выйдет в следующем выпуске намного интереснее смотрится.
Здесь красиво абсолютно всё!
Можно бесконечно любоваться бирюзовой водой реки, которая бесконечно несёт свои воды по камням, образуя красивые водоскаты.
Во время поездки можно увидеть вымытые водой скалистые пласты, которые различаются по цвету и толщине.
Иногда скалы нависали над самой дорогой, что аж дух захватывало. Самое узкое место в нижней части Гуамского ущелья всего два метра.
В ущелье сформировались уникальные климатические условия: лучи солнца в основном попадают только на вершины скал, поэтому каменные склоны и поверхность земли почти всегда влажные. Уже после часу дня солнце прячется за горы и в ущелье становится прохладно, поэтому советую одеться потеплее и взять термос с горячим чаем.
В ущелье насчитывается более 100 разновидностей растений: в верхней части произрастают солнцелюбивые виды, такие как граб, сосна, пихта кавказская, бук, каштан, осина; а ближе к реке теневыносливые виды: самшит, плющ, реликтовый.
Несмотря на то, что был постоянный скрип паровоза, я всё-таки смогла услышать одну из легенд, которую рассказывал аудиогид)
Легенда про чубушник, который произрастает в ущелье и который многие называют садовым жасмином из-за сходства его белых ароматных цветков. Согласно легенде, однажды небесный ангел пожелал остаться на земле и сделать жизнь людей прекрасней и светлей, превратившись в нежный куст жасмина. Цветок этого кустарника олицетворяет чистоту и непорочность. Считается, что если человек хочет попасть в рай, он должен высадить и вырастить хотя бы один куст жасмина.
Надеюсь, я правильно пересказала легенду, если кто слышал иначе, можете поделиться комментариями)
А какой здесь волшебный воздух, мне даже сложно его описать словами! Летом наверное он и вовсе ароматнее! Те, кто меня давно уже знает, часто могут замечать, что я люблю вдыхать свежий воздух и подолгу наслаждаться им) Мои соседи по поезду наверняка это тоже заметили 😁
📌 Конечная станция Урочище Монахово
Спустя 15-20 минут путешествия, антикварный туристический паровоз доезжает до своей конечной остановки – Урочище Монахово.
Важно ❗
При выходе из вагонов будьте очень осторожны! В зимнее время года деревянная площадка, на которую сразу ступаешь очень скользкая! Я не знаю, почему её не посыпают, в чём сложность посыпать песком или специальной солью, чтобы люди не травмировались. При мне несколько человек поскользнулись и сильно повредили ноги, это хорошо, хоть без переломов, но приятного мало в этом.
На конечной станции есть зал ожидания, куда можно зайти погреться и скоротать время, если твой пеший маршрут уже закончился. Зал достаточно просторный, есть несколько скамеек и в углу стоит печь, в которую периодически подкидывают дровишки. Зал проходной, имеется вторая дверь с выходом на площадку, где расположены туалеты.
В летнее время с другой стороны зала работает кафе «1707». В зимнее время оно закрыто и очень жаль, потому что, завершив свой маршрут очень хотелось купить что-нибудь горячительного)
Подытожу свою 20-ти минутную поездку на паровозе: роскошные виды из окна — шумная река, живописные гроты, горы в зарослях самшита, пихты, бука. Очень хочу вернуться сюда в летнее время года, когда вокруг всё будет зелено. Поставила бы 5+, если оценивать по 5-ти бальной шкале, но гул и скрип паровоза мешал нормально услышать историю ущелья. Мало, что запомнила, кроме одной легенды, но было интересно 😁
И так, мы прибыли на конечную станцию Урочище Монахово, где когда-то прятались от гонений монахи. Именно здесь начинается пешая часть моей экскурсии, о которой я расскажу в следующей статье…
Свои экскурсии по Краснодарскому краю я сохраняю в подборке: