Продолжение. Начало здесь.
На углу Участка № 3 среди прочих памятников сразу выделяется черный обелиск под железной беседкой.
Московский купец Федор Максимович Урусов.
Федор Максимович родился в 6 февраля 1806 года в селе Новлянское Мячиковской волости Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Максима Васильевича. Чем занимался Максим Васильевич, сказать сложно. Но человек он был состоятельный, так как в марте 1834 года смог выкупить из крепостной зависимости себя и свою семью. «Новые» свободные крестьяне получили фамилию по фамилии своих хозяев – князей Урусовых. Не потому, что были в родстве с хозяевами, а потому, что принадлежали Урусовым, то есть были «Урусовы холопы».
Скончавшись в родной деревне в середине 1830-х годов, Максим Васильевич Урусов оставил после себя 2х сыновей Федора и Евфимия (Ефима).
Первым из братьев покорять Москву отправился Фёдор Максимович. В 1847 году он стал московским купцом, и сделал он это весьма «оригинально» - женился на 44 –летней вдове московского купца 3й гильдии Ивана Андреевича Прозуменщикова Дарье Петровне. Скучала, видимо, Дарья Петровна, да и сложно было ей с делами управляться. Уж больно бизнес покойного мужа был весьма специфический - Иван Андреевич Прозуменщиков был похоронных дел мастер. В том числе и изготавливал памятники.
Получив жену, Федор Максимович, получил и бизнес.
Проживая на «жилплощади» жены в доходном доме Сретенского монастыря, там же Федор Максимович имел и «офис», а местом его «работы» стало Пятницкое кладбище.
Бизнес был прибыльный, за короткое время Федор Максимович сумел подняться до купца 2й гильдии. Жили супруги дружно, да вот только детей Бог не дал. А в 1857 году Федор Максимович и вовсе овдовел. Дарья Петровна скончалась 15 ноября 1857 года. Похоронил её муж, «воспользовавшись служебным положением» на Пятницком кладбище.
Поняв, что «своего» наследника у него не будет, Фёдор Максимович «вызывает» из деревни к себе в Москву младшего брата Ефима с семьей.
Семья у Ефима Максимовича и Матрены Семеновны Урусовых была большая: 4 дочери и 3 сына. Двух старших дочерей выдали они замуж еще в середине 1850-х. Марфу за крестьянина Подольского уезда Домодедовской волости села Ям Ивана Семеновича Бекетова, а Марию за крестьянина Бронницкого уезда Бычковской волости деревни Верея Никиту Алексеевича Канунникова.
Перебравшись в город, Ефим Максимович поселился прямо рядом с новым местом «работы» на Пятницком кладбище.
И стал Ефим Максимович дружбу крепкую с нужными людьми заводить. У одного детей покрестит, у другого свидетелем на свадьбе побудет.
А люди эти нужные всё больше младшими полицейскими чинами были.
В то время как, впрочем, и сейчас, для захоронения требовалось получить полицейское разрешение. В XVIII веке этот документ назывался «Билет умершего», в XIX веке – «Свидетельство на погребение».
Покойный осматривался полицейским врачом на предмет некриминальной смерти. Далее, местным участковым приставом выписывалось свидетельство, потом проводилось отпевание, отметка о котором ставилась на обратной стороне свидетельства, и только потом происходили похороны.
Свидетельство после похорон оставалась в «администрации» кладбища, то есть у гробовщика, организовывавшего погребение. Так же обязательно велась кладбищенская книга учета захоронений и книга учета, денежных средств выплаченных за устройство могилы и уход за ней.
Если захоронение проводилось на монастырском кладбище, то в монастыре велась книга учета пожертвований на молитвы за упокой усопшего.
Так, что понятно, что похоронных дел мастера очень нуждались в «полицейской» дружбе.
160 лет прошло, а методы работы всё те же J.
Летом 1860 года один за другим умирают младшие сыновья Ефима Максимовича 15летний Иван и 13летний Пётр. Главным наследником и помощником отца становиться старший сын Андрей.
17 сентября 1861 года Андрей Ефимович Урусов женился на 17летней московской мещанке Елизавете Дмитриевне.
В 1869 году вышла замуж Дарья Ефимовна Урусова. Её супругом стал Иван Васильевич Котов, купеческий сын из крестьян Волоколамского уезда Яропольской волости деревни Петровской.
А 2 ноября 1873 году выдал замуж Ефим Максимович и младшую дочь Аграфену на московского мещанина Александра Платоновича Евсеева.
6 ноября 1876 году скончался Федор Максимович Урусов. Похоронив брата рядом с его женой Дарьей Петровной, Ефим Максимович стал купцом 2ой гильдии и полноправным владельцем похоронной конторы и гранитной мастерской.
Дела шли исправно, внуки росли…
Но в конце января 1880 года внезапно от инсульта скончался сын и единственный наследник Андрей Ефимович в возрасте 37 лет.
Еще через год, 2 мая 1881 года скончалась супруга Ефима Максимовича – Матрена Семеновна.
А 10 октября 1882 года в возрасте 72 лет не стало и самого Ефима Максимовича. 13 октября был отпет в Храме Знамения Пресвятой Богородицы в Переяславской Слободе, прихожанами и благодетелями которого долгое время были Урусовы, и погребен на «месте работы» рядом со своими родными.
Наследниками состояния Ефима Максимовича стали его старший внук Иван Андреевич Урусов с женой и детьми, его дочери Марфа Ефимовна Бекетова, Мария Ефимовна Каннуникова, Аграфена Ефимовна Евсеева и дети Дарьи Ефимовны - Николай и Мария Котовы.
Хозяином похоронной конторы братьев Урусовых стал свёкр Дарьи Ефимовны – купец 2ой гильдии Василий Васильевич Котов. После его смерти в 1889 году, дело было раздело между сыновьями Петром Васильевичем и Василием Васильевичем. Петр Васильевич «остался» на Сретенке, а Василий Васильевич открыл своё дело на Волхонке.
В 1905 году Петр Васильевич скончался, и главой фирмы стала его вдова Екатерина Алексеевна.
Василий Васильевич Котов скончался 1 июля 1911 года и был похоронен на Пятницком кладбище рядом с братом и отцом.
Похоронное бюро Екатерины Алексеевны Котовой просуществовало до 1917 года. После революции конторы Екатерины Алексеевны и наследников Василия Васильевича были национализированы и стали районными филиалами Товарищества «Похоронное дело».
На сегодня это всё.