Найти в Дзене
ФинТолк

Разработка аналитического приложения на базе PIX BI в компании «Нева Тревел»

Динамический рост компании привел к необходимости более эффективного управления данными и регулярному получению актуальной информации о продажах билетов, а также загруженности маршрутов, теплоходов и причалов.
В ответ на эти требования было принято стратегическое решение о реализации комплексной BI-системы, которая будет служить инструментом для аналитического мониторинга ключевых показателей. Самописная система ERP, в которой хранились операционные данные: продажи, билеты, заказы и другие. В Excel. Обработка выгруженных в электронные таблицы данных. Создать инструмент, который позволит руководителям и специалистам легко и быстро анализировать данные о продажах билетов. что поможет в принятии более обоснованных бизнес-решений. Разработать функционал для отслеживания загрузки теплоходов, причалов и работы кассиров, что позволит оптимизировать операционные процессы и повысить эффективность работы компании. Обеспечить возможность анализа данных за любой заданный период времени и с исполь
Оглавление

Предпосылки проекта:

Динамический рост компании привел к необходимости более эффективного управления данными и регулярному получению актуальной информации о продажах билетов, а также загруженности маршрутов, теплоходов и причалов.

В ответ на эти требования было принято стратегическое решение о реализации комплексной BI-системы, которая будет служить инструментом для аналитического мониторинга ключевых показателей.

-2

Ситуация до внедрения:

Где хранились данные?

Самописная система ERP, в которой хранились операционные данные: продажи, билеты, заказы и другие.

Как создавалась отчетность?

В Excel. Обработка выгруженных в электронные таблицы данных.

Какие последствия?

  • Низкая точность данных (существенно влияет кто, что и с какими фильтрами выгрузил, высок риск случайной порчи исходных данных);
  • Низкая скорость проверки гипотез. Например, возникла гипотеза о влиянии новой фичи на объем перевозок. Благодаря BI удалось на месте найти косвенные подтверждения. Ранее такое сравнение данных за 2023 и 2024 год заняло бы более дня;
  • Риск утечки данных: отчеты копировались и пересылались между сотрудниками.

Цели проекта:

Упрощение анализа данных о продажах билетов

Создать инструмент, который позволит руководителям и специалистам легко и быстро анализировать данные о продажах билетов. что поможет в принятии более обоснованных бизнес-решений.

Мониторинг загрузки ресурсов

Разработать функционал для отслеживания загрузки теплоходов, причалов и работы кассиров, что позволит оптимизировать операционные процессы и повысить эффективность работы компании.

Гибкость в выборе временных периодов и фильтров

Обеспечить возможность анализа данных за любой заданный период времени и с использованием различных комбинаций фильтров, чтобы пользователи могли глубже исследовать данные и выявлять важные тенденции и закономерности.

Выбор подрядчика и программного продукта

Почему выбрали Первый Бит?

Заказчика привлек профессионализм разработчиков, выразившийся в индивидуальном и вдумчивом подходе при подготовке КП.

Почему выбрали PIX BI?

PIX BI оказался удобным, недорогим, хорошо масштабируемым инструментом, который закрыл потребности в аналитике данных.

Этапы проекта:

  1. Подготовка к проекту. Пилотный проект;
  2. Анализ данных;
  3. Развертывание инфраструктуры для PIX BI;
  4. Разработка ETL- процесса обработки данных;
  5. Моделирование;
  6. Создание визуализаций.

1 блок. Пилотный проект

Сроки и данные пилота:

  • Длительность: 5 дней разработки;
  • Разработка на сервере подрядчика;
  • Доступ к демостенду ограничивался 30 днями.

Датасет для пилотного проекта:

  • 1 таблица в excel-файле;
  • Данные за 1 месяц;
  • 110 000 строк;
  • 22 показателя.

Метрики:

  • Команда самостоятельно сформировала 20 метрик для клиента.

Показатели, которые выявила команда:

  • Выручка;
  • Количество проданных билетов;
  • Средний чек на заказ;
  • Среднее количество билетов на заказ;
  • Выручка по теплоходам;
  • Проданные билеты и выручка в разрезе по дате;
  • Выручка по партнерам и по причалам;
  • Топ 5 экскурсий;
  • Другие.

Результат этапа:

Команда разработала демостенд, который имел ценность для клиента.
Проектная команда превзошла ожидания заказчика. “Нева Тревел” и “Первый Бит” пошли в проект.

2 блок. Глубокий анализ данных

Что включал блок?

  • Команда совместно с заказчиком определили набор первоочередных метрик, которые будут использованы на первом этапе проекта,
  • Из всего объема данных были выявлены наиболее важные, которые были использованы для визуализации.

Начало проекта в срок:

Благодаря развитой ИТ-инфраструктуре заказчика и высокому качеству данных в системе, команда подрядчика смогла приступить к разработке дашбордов в сроки и без осложнений.

Результат этапа:

Это исследование позволило выявить наиболее важные метрики, необходимые для оценки основных бизнес-показателей, таких как:

  • Объем продаж за день;
  • Средний чек;
  • Количество билетов на каждый рейс;
  • Величина скидок, загруженность;
  • Аномалии во время бронирования.

3 блок. Развертывание инфраструктуры для PIX BI

Что включал блок?

  • Из своей внутренней БД с помощью Apache NiFi заказчик создал копию БД PostgreSQL c ежедневным обновлением данных;
  • Данные из PostgreSQL загружались в ClickHouse с помощью SQL-инструмента PIX BI;
  • Используя данные хранящихся в ClickHouse, команда создавала визуализации в PIX BI.

Результат этапа:

  • Автоматическая обработка и передача ежедневных данных о продажах и других показателях из 1C:ERP и внутренней БД заказчика;
  • Возможность анализа исторических данных за предыдущие годы;
  • Возможность безболезненно добавлять новые источники данных, не нарушая структуру существующей модели.
Схема ИТ-архитектуры проекта
Схема ИТ-архитектуры проекта

4 блок. Моделирование

Что включал блок?

Создали модель данных, которая включала:

  • 8 таблиц;
  • 18 фильтров;
  • 31 показателя;
  • Более 2 000 000 строк.

Результат этапа:

  • Данные связаны между собой. Изменение одного показателя мгновенно влечет за собой изменение другого. Это позволяет оперативно видеть изменения ситуации на рынке и корректировать деятельность бизнеса;
  • Это позволяет анализировать зависимость одного показателя от другого. Факторный анализ;
  • Метрики, подобранные экспертами и заказчиком позволили анализировать важные бизнес-блоки на ежедневной основе.

5 блок. Создание визуализаций

Что включал блок?

Разработка BI-визуализаций на основе построенной модели данных. Разработали 6 дашбордов, которые отражали следующие блоки:

  • Фильтры;
  • Продажи;
  • Маркетинг;
  • Нормозагруженность причалов;
  • Нормозагруженность теплоходов;
  • Нормозагруженность кассиров.

Результат этапа:

  • У руководителей появилась возможность в режиме реального времени отслеживать показатели бизнеса;
  • Интуитивно понятные дашборды позволили сократить время на изучение отчетов;
  • Заказчик смог увидеть “аномалии” в бизнес-процессах. К примеру: в количестве бронирования билетов и скорректировать бизнес-модель работы с партнерами в дальнейшем, обеспечив корректность управленческой отчетности.

Посмотрите, как выглядит BI-приложение

Данные мы изменили до неузнаваемости

Особенности проекта:

Оценка производительности

Созданный аналитический сервис стал уникальным инструментом для ежедневной оценки ключевых показателей производительности.

Полная импортозамещенность

Система использует комбинацию российского ПО (PIX BI) и открытых решений (ClickHouse и PostgreSQL).

Безопасность

Система была установлена на серверах компании «Нева Тревел», что гарантирует полную безопасность и конфиденциальность данных. Все критически важные для бизнеса данные остаются внутри корпоративной сети.

Результаты всего проекта:

Оптимизация бизнес-процессов на 50%

В результате внедрения новой BI-системы компания смогла сократить время на обработку отчетов на 50%, что значительно повысило оперативность принятия решений и улучшило общую эффективность работы команды.

Единое представление о бизнесе у сотрудников

Реализована возможность кросс-функционального анализа данных, что позволяет различным подразделениям компании (маркетинг, продажи, финансы) получать единое представление о бизнес-процессах и улучшать взаимодействие между командами.

Долгосрочная стратегия развития

BI-система была разработана с учетом будущих потребностей бизнеса, что позволяет легко масштабировать систему и включать новые источники данных, обеспечивая устойчивое развитие и адаптацию к изменениям на рынке.