Почему вдруг? Пришла идея снимать фильм "Я иду шагаю по Москве" 1964 года Потому что это волшебная картина. Для каждого – по-своему, поэтому не буду разбрасываться восторженными эпитетами и чувствами. В одном, полагаю, мы все сойдёмся: это один из первых советских импрессионистских фильмов, в котором атмосфера является главным смыслом, отодвигая сюжет на второй план.
В 1963 году Георгий Данелия приступил к съемкам фильма, который был высоко оценен не только в Советском Союзе, но и за границей. Однако картины могло и не быть, ведь изначально руководство Госкино не одобрило идею режиссера. Впрочем, Георгию Николаевичу удалось отстоять свою работу, которая считается одной из самых лучших в его творческой биографии.
Как подбирали исполнителей главных ролей? Почему режиссер изначально не хотел снимать Никиту Михалкова? Из-за чего у актера произошел конфликт с Георгием Николаевичем? Какой новый жанр придумал Данелия благодаря этому фильму? Об этом и многом другом читайте в материале
Как возникла идея снять фильм о Москве
Поэт и сценарист Геннадий Шпаликов предложил кинорежиссеру Георгию Данелии снять фильм о Москве. У него давно был сюжет перед глазами: во время сильного дождя девушка идет босиком, а в руках держит туфли. К ней подъезжает парень на велосипеде и раскрывает зонт. Героиня пытается уйти от него, но он не сдается и продолжает следовать за ней.
Георгию Николаевичу понравилась идея, и они вместе начали работу над сценарием. Было решено, что будет сниматься фильм, который станет гимном молодежи 60-х годов.
Ко мне пришел Гена Шпаликов и говорит: "Я классный сюжет придумал. Давай кино снимем?" Я спросил, какой сюжет. "Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист". – "А что дальше?" – снова спросил я. "А дальше придумаем", – ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом "Я шагаю по Москве". Вспоминает Георгий Данелия
Впрочем, приступить к работе сразу не удалось. Руководство худсовета считало, что в сценарии показаны какие-то "безыдейные" молодые люди.
"Мало действия, нечеткий сюжет, не проработаны характеры, надо уточнить основной замысел" – так говорили члены худсовета.
Георгий Николаевич не отступал и решил обратиться к заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову. Именно он дал свое согласие на съемки фильма.
Идея Данелии понравилась, и они начали работать над сценарием. Работа шла и во время съёмочного процесса — одни эпизоды переснимались, другие появлялись, вводились новые персонажи, подбирались новые актёры… В результате получился фильм, который стали называть «гимном молодежи 60-х
Сюжет фильма
Изначально сценарий будущего фильма назывался "Верзилы". В центре картины должен был быть молодой герой Колька с другом Володей Ермаковым. В ходе работы появлялись новые герои и сценарий переименовали в "Приятелей". Однако окончательная версия получила название "Я шагаю по Москве".
Действие картины происходит в течение одного дня. Утром в столицу прилетает монтажник и писатель Володя Ермаков, а позже он встречается с метростроевцем Колькой, который возвращается домой с ночной смены. Несмотря на то что герой устал, он соглашается показать новому знакомому столицу. Однако их на каждом шагу поджидают неприятности, трудности и забавные истории.
К Кольке и Володе присоединяется Саша, приятель метростроевца. Через несколько часов он должен жениться, но до этого ему нужно решить проблему. Дело в том, что Саша получил повестку в военкомат и теперь герою нужно объяснить, почему ему требуется отсрочка.
Колька и Володя решают помочь Саше, а заодно помогают выбрать костюм для свадьбы. В ГУМе они знакомятся с продавщицей Аленой, которая очень нравится Кольке и Володе. Первый приглашает девушку на свадьбу к Саше, а второй – в гости в Сибирь.
Вчетвером герои продолжают гулять по Москве и попадать в различные истории. Все заканчивается тем, что они прощаются у станции метро "Университет".
Подбор актеров и исполнители главных ролей
Для многих советских актеров фильм "Я шагаю по Москве" стал знаковым в карьере. Как только сценарий был утвержден, а руководство худсовета разрешило приступить к работе, начались поиски актеров. Пробы были очень долгими, а порой и мучительными. Иногда на кастинг приглашали случайных прохожих.
На роль Кольки изначально пробовались Геннадий Бортников и Виталий Соломин. Последнего даже утвердил худсовет. Однако Геннадий Шпаликов предложил режиссеру рассмотреть кандидатуру Никиты Михалкова.
Георгий Николаевич сомневался, что 18-летний парень справится с работой. Однако сценарист убедил его пригласить Михалкова на пробы, во время которых Данелия решил, что тот действительно мог бы сыграть метростроевца.
Вспоминал Георгий Данелия: Никиту Михалкова мне "сосватал" его родной брат Андрон. Я и до этого видел Никиту, такого маленького гадкого утенка. И вдруг на площадку пришел почти баскетболист из Щукинского училища.
"Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: "Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст – и все". Я тогда был студентом Щукинского театрального и, честно говоря, до последнего сомневался, что Данелия даст мне роль. Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки "Я шагаю..." были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни. Просто все совпало: легкий, изящный Гена Шпаликов, молодой, остроумный, дерущийся, влюбляющийся Данелия и мы, щенки, рядом", – вспоминал Никита Сергеевич.
Роль Володи режиссер предложил молодому актеру Алексею Локтеву, который в то время служил в Театре имени Пушкина. А вот с ролью Саши возникли проблемы. Изначально создатели хотели, чтобы в него перевоплотился Владимир Грамматиков. Но по иронии судьбы актера, как и героя, забрали в армию.
Роль досталась студенту второго курса Щукинского училища Евгению Стеблову – его нашла ассистент по актерам Лика Авербах. Интересно, что она встретила его в коридорах "Мосфильма", куда актер пришел искать подработку на лето.
Вот только студентам театральных институтов не всегда разрешали сниматься в кино, но Евгению Юрьевичу повезло, ведь ректор Борис Захава был задействован в картине "Война и мир" Сергея Бондарчука, который хорошо знал Георгия Данелию. Благодаря таким связям Стеблов и получил роль в картине.
"Вместо Евгения Стеблова планировалось снять другого актера, которого для проб мы даже побрили наголо. Но стоило появиться Жене, как стало понятно – играть должен только он", – расскказывал режиссер.
Посмотрев отснятый материал, Евгений Юрьевич долго не мог принять своего героя: ему казалось, что он сыграл какого-то сумасшедшего человека. Только спустя несколько лет актер понял, что созданный им образ – один из самых лучших в его творческой биографии.
В продавщицу Алену могла перевоплотиться Наталья Селезнева, которая удачно прошла пробы. Однако худсовет принял решение, что роль достанется Галине Польских.
Интересно, что, когда Георгий Николаевич впервые увидел актрису, он сказал, что блондинка на роль не подходит. Тогда Галину Александровну перекрасили, но и такой образ не понравился режиссеру, и он потребовал, чтобы она снова стала блондинкой.
Я ведь ни сном ни духом не ведала, что Данелия собирается снимать новый фильм. Приехала как-то на пробы к другому режиссеру, иду по "Мосфильму", и вдруг меня выхватывает ассистентка Георгия Николаевича и ведет к нему. У Данелии тогда болела спина, и, когда мы вошли в его кабинет, он так полулежа располагался на диване. Пробы у меня были как у лошади на смотринах. "Нет, светленькая нам не подходит", – сказал Данелия, и меня тут же повезли в салон красить. "Нет. Черной ей быть еще хуже. Верните все как было", – снова остался недовольным режиссер. Но меня все-таки утвердили. И я очень счастлива, что у меня есть эта картина. Хотя особой моей актерской игры там как раз и нет. Вспоминает Галина Польских
В картине также снялась Ирина Мирошниченко – ей предложили перевоплотиться в Катю, сестру Кольки. Тогда актриса была студенткой первого курса Школы-студии МХАТ. Она не просила разрешения на работу у руководства института, так как не была уверена в таком успехе фильма.
Когда же ее увидели на экране, произошел скандал. Ирину Петровну даже собирались исключить из института, но было решено сделать просто строгий выговор.
Также впервые появился на экране Валентин Смирнитский — он сыграл эпизодическую роль милиционера в магазине грампластинок, а актриса Инна Чурикова в кино снималась всего второй раз.
Эпизод с циничным полотёром, которого герои фильма приняли за известного писателя, возник прямо на съемках. На одном из рабочих совещаний худсовет заметил, что комедия получается без единого конфликта, показывающей только положительные и оптимистичные стороны жизни. Тогда Данелия и Шпаликов придумали всем недовольного и резко высказывающегося персонажа. Изначально был утвержден Рудольф Рудин, но он не смог приехать на съёмки и роль сыграл Владимир Басов.
История создания главной песни
Композицию для картины создали Геннадий Шпаликов и композитор Андрей Петров. Мелодия уже была, а вот придумать текст сценаристу было трудно. Куплеты и припев были написаны во время съемок. Колька, поднимаясь по эскалатору, поет: "Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу".
Интересно, что в тот день режиссер снимал сцену "Вечер. Засыпают памятники" возле памятника Маяковскому. Шпаликов же ожидал его и оператора Вадима Юсова, чтобы пойти в ресторан. Сценаристу не терпелось уже закончить работу и отдохнуть, но Георгий Николаевич ждал, когда небо станет темнее и появится свет в окнах.
Тогда Данелия и приказал Шпаликову написать слова для песни, чтобы тот не отвлекал его от работы. Режиссер пригрозил, что в противном случае в ресторан они не пойдут. Сценарист убежал в соседний ресторан и вернулся через полчаса с несколькими куплетами и припевом.
"Сочинил! "Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу". Снимайте!" – вымолвил он тогда.
Как проходили съемки фильма
Работа над картиной "Я шагаю по Москве" длилась на протяжении полугода – с весны по осень 1963-го. Съемки проходили в центре столицы: на Манежной площади, на Чистых прудах, в ГУМе и других известных местах.
Панорамы города. Оператор Вадим Юсов совершил прорыв в съёмке панорам. Он использовал длиннофокусную оптику, что позволяло менять глубину пространства.
Приемочная комиссия поражалась тому, как у оператора Юсова получились кадры с панорамами Москвы сверху. В те времена снимать с вертолета запрещалось, а в каждом высотном здании сидел военный комендант, который мог не пустить туда даже киношников. Группа каждый раз придумывала какие-то партизанские способы и все-таки пробиралась с камерами на крыши нужных "высоток".
Кроме того, создатели фильма договорились с руководством метрополитена о ночных съемках. Когда они были в ГУМе, то посетители не могли пройти мимо съемочной группы – всем хотелось пообщаться с актерами и режиссером.
Чтобы успокоить людей, Георгий Николаевич решил сделать дополнительную площадку. Таким образом он хотел инсценировать работу и отвлечь внимание посетителей. Благодаря этому покупатели, которые не знали, что их на самом деле снимают, вели себя естественно и спокойно общались между собой и с продавцами.
Интересно, что работа Данелии стала в какой-то степени и документальной, так как он запечатлел важные детали и архитектурные сооружения Москвы 60-х годов.
Мы изначально решили снять этакую сказку о Москве. Старались показать наш город красивым. Натуру выбрали в одном из арбатских переулков. Дом, в котором по сюжету живет персонаж Никиты Михалкова, выкрасили снаружи, за что потом получили по шапке. Настоящие жильцы дома написали на нас жалобу – вот, мол, фасад подновили, начальство решит, что все в порядке, и капитальный ремонт делать не будут. Вспоминает Георгий Данелия
"Рядом с домом построили кафе – то, в котором в первых кадрах сосед Михалкова моет стекла и учит английский. Ну не то чтобы построили – две стены поставили. Наш замечательный оператор Вадим Юсов так все красиво снял, что на самом деле все получилось сказочно красивым", – отметил режиссер.
Неизвестных факта о фильме «Я шагаю по Москве» 1964 года
Фильм начинается с той самой сцены с дождем. Ее снимали три дня В пронзительной немой сцене под ливнем, когда босая девушка идёт по лужам, а паренёк на велосипеде крутит следом и держит над ней зонтик, сняли аж трёх барышень, в три захода.
Актриса — не доснялась, вдруг взяла и не пришла. Студентку снимали взамен её. А ноги босые — и вовсе принадлежат журналистке, пришедшей брать интервью у режиссёра: нужны были женские ноги — и они пришли! Их и сняли.
Почти никто из съёмочной бригады и актёрского состава не был в курсе, что эпизодическую роль женщины с зонтом исполнит тогда уже знаменитая «Дездемона» Ирина Скобцева. Её появление на площадке вызвало бурю эмоций у юного Никиты Михалкова и ещё больше удивления, когда он узнал цель этого появления
В этой же сцене ключевым моментом можно считать проливной дождь. Однако ждать его у съемочной группы не было времени. После съемок одного из эпизодов, когда Данелия пришлось собственноручно поливать асфальт водой из шланга, режиссер весь продрог и замерз. Надо было ехать домой сушиться и отлеживаться, но он обещал еще завести Никиту Михалкова к отцу на улицу Воровского. Тут помогла бы водка, но, как назло, все магазины были закрыты - четверть двенадцатого.
Внешний облик женщины с зонтом оказался одним из самых дорогостоящих в бюджете картины: костюм из искусственной ткани (вставочка из жоржета или шифона) обошёлся в 34 руб., драпированная шляпка из белого капрона – 1 руб., перчатки - 4 руб. 50 к., белые туфли - 25 руб.
А вот ещё интересные сведения о стоимости различного реквизита в кадре: поливочная машина - 240 руб. на 20 дней, снятие и восстановление афиш на фасаде кинотеатра «Колизей» - 60 руб., вертолёт – 700 руб. (2 дня, 5 часов по 70 руб.час), билеты в Зеленый театр на кубинский ансамбль для съемки объекта «Летний театр в парке» - 20 билетов по 2 руб. 50 к., состав метро на одну ночь - 70 руб., хлебные крошки – 200 г. по 10 к. («обоснование – клюют голуби»)
Через 5 дней съёмок Никита ультимативно потребовал поднять себе зарплату с 8 рублей в день до 25. А это, на минуточку, был тариф молодой звезды (больше, 40-50 рублей, получали только настоящие звёзды). Данелия на шантаж не поддался и попросил заменить актёра. Тогда Никита признался, что его «научил» этому трюку Андрей. Ох уж эти «братские» шутки :)
На съёмках комедийной сцены в парке от актёров требовалось смеяться весело, отчаянно, до слёз, но всё никак не получалось. Тогда Георгий Данелия, чтобы приободрить кадры встал на четвереньки и быстро, боком, очень комично пополз к кустам. Что он показывал – неизвестно, но актёры смеялись до упаду и сцена удалась на славу.
Героя Михалкова звали Колей не просто так. Существует версия, что режиссер дал ему такое имя в честь своего сына. Известно, что Николай Данелия умер в 1985 году. Ему было всего 26 лет
Знаменитую песню "А я иду, шагаю по Москве…" исполнял Евгений Стеблов в самом начале фильма под гитару. Однако та сцена не вошла при монтаже, поэтому зрителям она стала известна в конце картины, когда композицию спел Никита Михалков
Больше всего проблем на съемках создавал Ролан Быков, который как раз в это время завершал монтаж своего фильма "Пропало лето". Из-за этого он постоянно опаздывал на съемки у Данелия, и тому несколько раз приходилось садиться за руль, мчаться на другой конец города и буквально силком выдергивать своего актера из-за монтажного стола. На съемочной площадке Быков тут же начинал "включать режиссера":
Снимали эпизод: идет герой Быкова, оглядывается на ребят и уходит. Быков хорошо сыграл, но тут же предложил снять эпизод по-другому: что он не просто гуляет, а вышел познакомиться с девушкой. Сняли. У Ролана новое предложение: "Давайте так: герой грамм сто пятьдесят принял". Сняли. Потом новый дубль - пиджак не надет, герой несет его. Все варианты у Ролана были хорошие. После девятого дубля актер говорит: "Давайте еще вариант. Он оглянулся, испугался, но девушка ему понравилась".
"Все, хватит: дальше пленку за свой счет покупать будешь", - оборвал творческий процесс Данелия. Правда, потом в своей книге и интервью он признавался, что ему было даже приятно наблюдать за тем, как Быков изводил его и всю съемочную группу. Хотя главный эпизод с его участием так и не удалось снять за один день.
Особенно много хлопот доставляли съемки в метро. "Снимали ночью, заранее заказывали станцию и поезд, и, как только закрывалось метро, мы тут же спускались на станцию, допустим, "Университет", завозили аппаратуру", - вспоминал Юсов.
В первой половине октября весь график съемок пришлось перекраивать из-за Стеблова. На следующий день после работы над эпизодом в отделе грампластинок, его вместе со всем курсом "Щуки" отправили помогать на овощебазу, а там студенты стали дурачиться и кидаться друг в друга картофелинами. Стеблов в этих игрищах молодецких не участвовал, но именно ему здоровенная картошина, отскочив от стены, угодила в лицо. Губа распухла так, что молодой актер смог вернуться на площадку только через десять дней.
11 ноября оператор фильма Вадим Юсов выехал на Садовое кольцо, чтобы отснять несколько городских планов. Это были последние натурные съемки в картине, погода уже откровенно портилась и группе пора было перебираться в павильон и заканчивать..
Следующей была сцена в отделе пластинок, которую 12 ноября в 6-м павильоне сняли всего лишь один кадр в декорации "отдел пластинок". Изначально хотели снимать в ГУМе, но Даннелия настоял на павильоне "Мосфильма" и декорациях, чтобы группу не отвлекали зеваки.
18 ноября снимали сцены в "Зеленом театре" (тоже в декорациях), где Колька участвует в соревнованиях по рисованию и побеждает, быстрее всех изобразив лошадь. Именно в тот день был снят крохотный эпизодик с участием Инны Чурикова
И завершились съемки 25-27 ноября, как раз той самой сценой с полотером.
Потом были монтаж, предпремьерный показ и, наконец, сама премьера, а на следующее утро все причастные к фильму "Я шагаю по Москве" проснулись знаменитыми. Фильм получил множество призов, был "навсегда вписан в историю золотыми буквами" и так далее. А для нас он остался пронизанной летним солнцем и ощущением радости черно-белой фотографией 1960-х, какими они, наверное, казались всем, кто тогда жил, пел, влюблялся, ел мороженое на Чистых прудах и ходил в кино. Правда, буквально через несколько лет эпоха "оттепели" закончится и у мальчишек с горящими глазами наступит горькое разочарование.
Картина, которую снимали полгода, длится 1 час и 18 минут
Премьера фильма и реакция зрителей
Когда картина была снята, руководство Госкино не поняло ее смысла и основной идеи. Георгий Николаевич пояснил, что это комедия. Но ему задали вопрос: "Почему не смешно?" Тогда режиссер придумал новый жанр: получается, что "Я шагаю по Москве" – это лирическая комедия.
Премьера фильма состоялась 11 апреля 1964 года в кинотеатре "Россия". Он с успехом шел в прокате. Причем оценили новую работу Георгия Данелии не только в Советском Союзе, но и за границей. Картина была представлена на Каннском кинофестивале, где ее высоко оценили члены жюри.
Западные журналисты отмечали, что фильм пробуждает добрые чувства, что он будет иметь успех во многих европейских городах. Особо была оценена работа Никиты Михалкова: зрители считали, что он был достоин "Пальмовой ветви".
"В том, что фильм получился таким, каким его запомнили и полюбили миллионы зрителей, огромная заслуга выдающегося композитора Андрея Петрова. И команды актеров, для некоторых из которых картина "Я шагаю по Москве" стала дебютом в кино. Например, Инны Чуриковой, Владимира Басова, Льва Дурова. Впервые в эпизоде снялась Ирина Скобцева, до этого игравшая только главные роли. А я дружил с Сергеем Бондарчуком и через него уговорил Ирину", – вспоминал Данелия.
Данелия был известен тем, что выходил из зала через 10 минут, если ему не нравился фильм. На Каннском фестивале 1964 г., кроме своей работы он смог досмотреть до конца только французский «Шербурские зонтики» и японский «Женщина в песках». Первый взял главный приз, второй – специальный приз, а «Я шагаю по Москве» получил почётное упоминание за оригинальную режиссуру.
Бюджет Сметная стоимость фильма – 270 тыс.руб., метраж – 2500 м. плёнки, срок производства – 9 месяцев. По результатам сэкономили почти 17 тыс.руб и сдали картину на 3 месяца раньше. Сколько фильм принёс (и до сих пор приносит) в прокате – мне неизвестно, но подозреваю, современные голливудские блокбастеры по уровню возврата инвестиций нервно курят в сторонке. Только в 1964 г. «Я шагаю по Москве» посмотрело 20 миллионов зрителей.
Снимали фильм быстро, в прекрасное летнее время, и атмосфера на съёмках была озорная и дружеская и теплая.
После выхода «Я шагаю по Москве» начали выпускать открытки с фотографиями актёров, исполнявших главные роли. Евгений Стеблов получил письмо от зрительницы из Грузии, которая писала: «Почему вы так пристально смотрите на меня, когда я раздеваюсь?» :)
Как Вам фильм мой дорогой читатель? Получилось ли режиссёру передать атмосферу Московской оттепели 60 - х годов? И как Вам женская половина человечества Никита Михалков в молодости? Напишите в комментариях.
Спасибо за внимание мой дорогой читатель.
Ставим лайк и подписываемся на канал , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.
Также будет Вам интересно: