Магия советского кино – в его способности соединять людей, стирать границы между поколениями и возвращать нас в прошлое, которое многим из нас кажется золотым. Кто из нас не знает «Иронию судьбы» с её лирической атмосферой, милыми неурядицами и неизменным шампанским под Новый год? Или «Кавказскую пленницу» с её бесконечно цитируемыми диалогами и неподражаемым трио – Трусом, Балбесом и Бывалым?
Как создавался фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
В августе 1965 года на экраны Советского Союза вышел фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", снятый режиссёром Леонидом Гайдаем.
Начало работы над проектом
История создания этого фильма началась в 1964 году, когда Гайдай познакомился со сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предложили режиссёру сценарий под названием "Несерьёзные истории", который включал две новеллы о студенте-очкарике Владике Арькове. В первой из них Владик перевоспитывал нерадивого сотрудника, грубого и безответственного, а во второй становился репетитором для сына из мещанской семьи, мечтавшего сбежать от родителей.
10 марта 1964 года сценарий был одобрен на киностудии "Мосфильм", и с авторами заключили договор. Однако сюжет претерпел значительные изменения. Имя главного героя сохранилось, но новеллы приобрели ту структуру, которая впоследствии вошла в фильм. В "Напарнике" Владик помогает исправиться тунеядцу на стройке, а в "Весеннем наваждении" влюбляется в девушку по имени Лида. История Лиды была вдохновлена сюжетом из польского журнала "Шпильки". Для завершения сценария требовалась ещё одна новелла, и авторы придумали "Операцию "Ы", где Владик разоблачает злоумышленников, крадущих социалистическую собственность.
Поиски актёров
Кастинг начался 1 июня 1964 года. Поиск исполнителя главной роли оказался особенно сложным. В Москве Гайдай пересмотрел более ста кандидатов, включая таких известных актёров, как Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов. Студия выбрала Валерия Носика, но сам Гайдай сомневался в его кандидатуре.
Решение пришло неожиданно, когда кто-то из съёмочной группы упомянул имя Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай увидел сходство с собой. Переговоры в Ленинграде завершились успешно, и Демьяненко получил роль Шурика. Параллельно режиссёр нашёл актрису для роли Лиды. Наталья Селезнёва, пришедшая на пробы без особых надежд, смогла произвести впечатление благодаря смелости и обаянию.
Съёмочный процесс
Съёмки начались 27 июля 1964 года на "Мосфильме" с эпизода "во дворе милиции". Гайдай включил в этот эпизод случай из своей биографии времён войны. Позже съёмочная группа переместилась на строительные площадки в Свиблово. Август и сентябрь прошли в напряжённой работе, осложняемой погодными условиями и техническими сбоями.
Для продолжения съёмок выбрали Одессу. Здесь сняли эпизоды с "битумом", в котором оказался Шурик, но не обошлось без происшествий: битум случайно загорелся, и тушить пожар пришлось всем.
Позже команда вернулась на "Мосфильм" для работы над интерьерными сценами. В декабре съёмки перенеслись в Ленинград, где столкнулись с отсутствием снега. Проблему решили, заменив снег ватой.
Съёмки фильма не обошлись без творческих экспериментов и импровизаций. Причём этим занимались не только режиссёр Леонид Гайдай, но и сами актёры. Например, знаменитый эпизод с погоней на складе, где Балбес сталкивается со скелетом, был результатом неожиданного актёрского хода. Для сцены отсняли восемь дублей, но именно импровизация Юрия Никулина сделала момент незабываемым. Актёр неожиданно сунул палец между челюстями скелета, которые, по счастливой случайности, захлопнулись. Реакция Никулина, притворившегося перепуганным до немоты, вызвала хохот у всей съёмочной группы. Оператор, как оказалось, не выключил камеру, что позволило зафиксировать этот экспромт. В результате сцена в таком виде попала в фильм.
Не менее интересным стал трюк с собакой-боксёром, которая "удивляется", глядя на проходящих Лиду и Шурика. В фильме пёс сначала сердито рычит, а затем, словно не понимая, что происходит, "пожимает плечами". Для достижения такого эффекта Гайдай лично лег под животное, удерживая его передние лапы. В нужный момент он слегка приподнимал их, создавая иллюзию удивлённого выражения на морде пса. Благодаря крупным планам и умению режиссёра работать с животными, этот эпизод стал одной из самых запоминающихся сцен.
Художественный процесс и цензура
Изначально главный герой фильма носил имя Владик. Однако это имя вызвало опасения у коллег Гайдая. В советское время оно ассоциировалось не только с Владиславом, но и с Владимиром и Владленом — последним часто называли в честь Владимира Ленина. Чтобы избежать возможных проблем с цензурой, было решено переименовать персонажа. Поскольку Александр Демьяненко уже был утверждён на роль, герою дали имя Шурик, перекликающееся с именем актёра. Это изменение не только избавило создателей фильма от рисков, но и сделало персонажа более узнаваемым и близким зрителям.
Не все эпизоды фильма понравились худсовету. Некоторые сцены, включая эпизод с "негром" Верзилой, предлагали вырезать. Однако Гайдай настоял на сохранении задуманных моментов. Несмотря на первоначальную низкую категорию фильма, благодаря усилиям руководства "Мосфильма" картина получила первую категорию.
Успех на экранах
В середине августа 1965 года фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" вышел в прокат. Он моментально завоевал любовь зрителей, собрав рекордные 69 миллионов 600 тысяч зрителей — лучший результат в истории советского кинематографа на тот момент.
Так началась легенда фильма, который до сих пор остаётся символом советской комедии.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Даже спустя десятилетия, режиссёры и сценаристы продолжают искать ответы на вопросы, которые ставили перед собой мастера советского кино. Их работы – это золотой стандарт, на который равняются до сих пор. Попробуйте пересмотреть, например, «Операцию ‘Ы’» или «Джентльменов удачи». Вы заметите, что даже спустя годы эти комедии остаются актуальными, а их юмор – неподдельным и остроумным.