Храм в поселке Поливаново Подольского района был построен в 1777-1779 годы на средства графа Кирилла Григорьевича Разумовского – родного брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны А. Г. Разумовского. Есть версия, что Благовещенский храм в Поливаново проектировал выдающийся русский зодчий Василий Баженов. Около церкви уцелел надгробный памятник участнику Отечественной войны 1812 года, генерал-майору Андрею Ивановичу Гудовичу – внуку Кирилла Разумовского.
Благовещенский храм и главный усадебный дом в Поливаново составляют единый ансамбль зданий в стиле классицизм. М. М. Дунаев в книге "К Югу от Москвы" описывал удачное сочетание ландшафта и архитектуры Поливаново:
При подъезде со стороны Подольска он уже издали виднеется, возвышаясь над местностью, – белеет среди окружающей зелени парка. Прекрасная природа окрестностей усадьбы, долина Пахры, то закрытая лесистыми холмами, то открывающая вдруг – далекие горизонты, гармонично дополняют архитектуру
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы имеет в плане почти квадратную форму. На четверик поставлен один восьмигранный барабан с куполом и шпилем. Главный вход в церковь обращен к парадному въезду в усадьбу, поэтому и оформлен он наиболее торжественно – его украшает портик с четырьмя колоннами.
Вполне возможно, что проект церкви и дома создал знаменитый русский зодчий Василий Иванович Баженов. Есть косвенные указания на его авторство в письмах Кирилла Разумовского, которые публиковались в книге А. А. Васильчикова "Семейство Разумовских" в 1880 году. На стиль Баженова указывает и сходство Благовещенского храма с некоторыми московскими церквями, строившимися по его проектам. Например, это Скорбященская церковь на Большой Ордынке. Церковь в Поливаново имеет характерные черты стиля Баженова. Например, круглые окна второго яруса стен храма.
В 1922 году в журнале "Среди коллекционеров" была помещена небольшая заметка об усадьбе Поливаново:
В верстах 12-ти от уездного города Подольска находится именье "Поливаново", в начале прошлого столетия принадлежавшее гр. Ив. Вас. Гудовичу, бывшему главнокомандующим в Москве до Ростопчина… Необычным для классической архитектуры [усадебного дома] является сочетание круглых башен на углах и обычного фронтона, покоящегося на колоннах с ионическими капителями…На обоих фасадах сохранились решетки, несколько барочного рисунка, с вписанной в круг монограммой, состоящей из переплетенных букв "C.R." Гудовичу именье досталось от Разумовских; приведенные выше буквы, по-видимому, относятся к гр. Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Таким образом "Поливаново" дает новый материал для изучения обширного строительства Разумовских… В усадьбе уцелели еще старый парк, интересная церковь также классической архитектуры и несколько надгробий с именами Гудовичей, Трубецких и Давыдовых.
От упомянутого некрополя уцелело только одно надгробие возле церкви - графа А. И. Гудовича. Краевед и исследователь истории Поливаново Сергей Борисович Нестеров в детстве видел еще одно надгробие, которое сохранилось благодаря тому, что камень застрял между ветвями дерева и со временем поднялся над землей вместе с ветвями. Остальные памятники пропали в 1930-е годы. Надгробные камни пошли на постройку скотных дворов в 800 метрах от церкви. На стенах коровников порой проступали старинные эпитафии и имена погребенных...
Кирилл Григорьевич Разумовский принадлежал к числу знаменитых исторических деятелей, вышедших из народа. Как и о Меншикове, Ломоносове, Кулибине или поэте Кольцове, о Разумовском складывались анекдоты. В этих преданиях Кирилл Григорьевич изображался как честный и справедливый судья, заступник несправедливо обиженных и бедных. Он родился в Черниговской губернии в семье простого украинского казака, а после неожиданного возвышения брата Алексея был принят ко двору Елизаветы Петровны и отправлен на обучение в Европу. В возрасте 18 лет Кирилл Григорьевич стал президентом Российской академии наук, а в 22 года – гетманом Малороссии. Его столица находилась какое-то время в городе Батурине, где он выстроил великолепный дворец.
В Подмосковье граф Разумовский владел несколькими имениями: Троицкое, Поливаново, Петровское-Разумовское, из которых последнее было его любимым. Усадьба Поливаново на берегу реки Пахры была, конечно, скромнее Петровского. Главный дом кажется небольшим для столь знатного вельможи. Здание интересно лишь четырьмя необычными круглыми башнями по углам.
И все же Кирилл Разумовский нередко наведывался в свое имение в Подольском уезде, о чем сохранились упоминания в его письмах. 22 апреля 1773 года, когда Благовещенская церковь еще не была построена, граф писал:
Архитектора Баженова до сих пор видеть я не мог и для того ничего о модели еще не могу донесть. На сих днях сбираюсь я съездить в Поливаново, а по возвращении оттуда скоро отправлюсь в Украйну.
В письме в 1793 году, Кирилл Разумовский описывал обстоятельства, из-за которых срочно сбежал из Поливанова, где собирался до этого пожить некоторое время:
Я переправился было в Поливаново… но, приехав туда, занемог и все четыре ночи спать не мог; опасаясь большой беды, принужден был убежать сюда [в Петровское-Разумовское]. Причиною сему было, что старый мой Мазепа Огалин вздумал мне представить дом в лучшем виде, отштукатурил его к приезду, а сие-то и было причиною, что никак в нем жить нельзя… известочный дух как палкою в лоб; на ночь затворятся окошки, остается набравшийся воздух, а сего-то для моей слабой груди и довольно для произведения астматических припадков.
После графа Разумовского и вплоть до революции 1917 года Поливаново часто меняло владельцев: ими были Апраксины, Гудович, Дохторовы, Давыдовы. Значительных перестроек новые хозяева не делали, поэтому и главный дом, и Благовещенская церковь сохранили свои изначальные черты.
В 1837 году в трехпрестольном храме Благовещения Господня с приделами святителя Николая Чудотворца и Алексия, Человека Божия был устроен в подклете еще один придел в честь великомученицы Екатерины. В 1898 году была поставлена отдельно стоящая каменная колокольня.
Непосредственно в главном усадебном доме с 1874 года располагалась довольно известная в то время учительская семинария. Семинария была организована на основе учительской школы, открытой в 1871 году. В 1871-1873 годы в Поливаново жил с семьей знаменитый московский священник Валентин Амфитеатров. Отец Валентин был законоучителем и служил в домовой церкви, которая располагалась в одном из помещений усадебного дома в Поливаново. Когда к праведному Иоанну Кронштадтскому приезжали за советом и помощью москвичи, он удивлялся, зачем было ехать в Петербург, если в Москве есть свой молитвенник отец Валентин Амфитеатров. К слову, сегодня на Ваганьковском кладбище в Москве три наиболее посещаемые могилы: Есенина, Высоцкого и Валентина Амфитеатрова.
В 1930-е годы храм в Поливаново был закрыт и разорен, а колокольня разрушена. В церкви размещался склад и сельский клуб. На первом этаже показывали кино, а на втором - играли в бильярд. Возрождение храма началось с середины 1990-х годов. Во время реставрации храма в эти годы строители обнаружили замурованную кирпичами стенную нишу. В ней была спрятана старинная икона высотой более метра. Вероятно, она была частью триптиха. Образ напоминал западную иконографию "Коронование Божией Матери". Это вполне логично, ведь владельцы усадьбы Разумовские были родом из Украины.
Найденная в стене икона, а также и множество других экспонатов были собраны в небольшом музее, который действовал в отдельном здании недалеко от церкви с 2002 по 2011 годы. Этот музей создали Борис Иванович и Сергей Борисович Нестеровы. Он числился филиалом "Музея истории усадьбы Александрово-Щапово", которым в то время руководил историк Ярослав Николаевич Щапов – внучатый племянник последнего владельца усадьбы Щапово. В 1990-е годы недалеко от могилы Андрея Гудовича Нестеровы нашли старинную пуговицу с вензелем "А II". Предположительно, эта пуговица с мундира графа, так как он был обер-егермейстером Александра II. Этот и другие артефакты из Поливаново сейчас хранятся в музее усадьбы Щапово.