Найти в Дзене
Русрельс

Допустимый боковой, вертикальный и горизонтальный износ рельсов

Оглавление

Рельсы — это ключевые элементы железнодорожного пути, обеспечивающие безопасность и надежность движения поездов. Однако со временем они подвергаются различным дефектам, которые могут привести к аварийным ситуациям. Дефекты делятся на несколько категорий:

Механические. Повреждения, вызванные внешними воздействиями, такими как удары, трещины, сколы и выщербины.

Эксплуатационные. Возникают в процессе использования и включают износ, усталостные разрушения и коррозию.

Производственные. Обусловлены нарушениями технологического процесса при изготовлении изделий, например, неравномерность химического состав а, поры и включения.

Основные причины износа

Это естественный процесс, происходящий под воздействием различных факторов:

  1. Выбор некачественного сплава при изготовлении металлоконструкций.
  2. Нарушение технологии производства.
  3. Неправильная обработка торцов и болтовых отверстий.
  4. Случайные и специальные механические воздействия на элементы ВСП.
  5. Повышенные динамические нагрузки на полотно.
  6. Неверное или халатное содержание железнодорожной линии.
  7. Коррозионные процессы.

Остродефектные и дефектные рельсы, процедура и характер их изъятия

Остродефектные и дефектные рельсы представляют собой серьезную угрозу безопасности движения. Их своевременное выявление и изъятие критически важно.

Остродефектные имеют дефекты, которые могут привести к аварии в кратчайшие сроки. Процедура их изъятия включает следующие этапы:

  • Бригада проводит регулярные осмотры пути с использованием современных диагностических приборов.
  • Эксперты оценивают степень опасности дефекта и принимают решение о необходимости изъятия.
  • При обнаружении проблемы немедленно изымается изделие и заменяется новым.

Дефектные рельсы не представляют немедленной опасности, но требуют замены в ближайшее время. Процедура их изъятия не такая срочная, но тоже требует внимания:

  • Регулярные осмотры и диагностика.
  • Анализ состояния рельса и его влияния на безопасность движения.
  • Включение изделия в план текущего ремонта пути.
-2

Признаки наличия острых дефектов

Остродефектные можно распознать по следующим признакам:

  • Трещины, проникающие на глубину в тело рельса.
  • Большие повреждения на поверхности, которые могут привести к разрушению изделия.
  • Нарушение геометрии, например, искривление или уплощение.
  • Обширные участки коррозии, которые ослабляют структуру.
-3

Признаки наличия дефектов

Дефектные изделия можно идентифицировать по следующим признакам:

  • Неглубокие трещины, которые могут развиваться со временем.
  • Различия в износе разных участков.
  • Мелкие сколы, царапины и вмятины.
  • Появление ржавчины или других изменений цвета.

Предельно допустимые износы рельсов

Для обеспечения безопасности движения и долговечности пути установлены предельно допустимые износы. Они различаются для разных типов рельсов и условий эксплуатации.

Предельно допустимые износы зависят от типа рельсов (Р-50, Р-65, Р-75) и грузонапряженности железнодорожных линий. Вот предельно допустимые износы для магистральных путей с рекомендованной скоростью движения пассажирского транспорта 121–140 км/ч и 141–160 км/ч:

  • для Р-50: приведенный износ головки — 7–9 мм, боковой износ головки — 6/6–7/6 мм;
  • для Р-65 и Р-75: приведенный износ головки — 8–13 мм, боковой износ головки — 6/6–16/12 мм.

Маркировка дефектов

Для удобства идентификации и учета дефектов используется специальная маркировка. Она включает следующие элементы:

  • Обозначение типа дефекта (например, трещина, скол, коррозия).
  • Указание места на рельсе, где обнаружен дефект.
  • Оценка глубины, длины и ширины дефекта.
  • Дата, когда дефект был выявлен.
  • Имя специалиста, проводившего осмотр.

Пропуск транспорта по остродефектным рельсам

Пропуск транспорта по остродефектным рельсам строго запрещен. В случае обнаружения необходимо немедленно прекратить движение поезда и провести его замену для безопасности пассажиров и грузов и предотвращения аварий.

В заключение, контроль и своевременное выявление дефектов рельсов являются критически важными для обеспечения безопасности и надежности железнодорожного транспорта. Регулярные осмотры, использование современных диагностических методов и строгое соблюдение норм и правил эксплуатации помогают поддерживать высокий уровень безопасности на железнодорожных путях.