Найти в Дзене

Решение принимается бессознательно, а потом мозг подбирает ему объяснение задним числом

Если не принимать во внимание различные экстремальные ситуации, обычно у нас есть время на то, чтобы поразмыслить и все хорошенько взвесить. Именно подобные ситуации укрепляют наше врожденное убеждение в том, что решение принимаем мы и делаем это осознано. Гм. Самое время вспомнить пример с порошком «Тайд». Выбор был основан на неосознаваемой предпосылке, но мозг немедленно подогнал под него разумное объяснение. Эта особенность нашего мышления — удивительная способность уверено «объяснять» случившееся задним числом — одновременно является и его важнейшей характеристикой. Мы с вами вплотную подошли к самой сути. Пристегните ремни и в путь! Едва ли не самые известные и заметные эксперименты из тех, о которых мы будем говорить, касаются «расщепленного мозга». Их объектами были люди, чьи полушария головного мозга были разделены хирургическим путем. Раньше это делалось, чтобы избавиться от эпилептических судорог в особо тяжелых случаях. Оказалось, что подобные операции влияют на поведение

Если не принимать во внимание различные экстремальные ситуации, обычно у нас есть время на то, чтобы поразмыслить и все хорошенько взвесить. Именно подобные ситуации укрепляют наше врожденное убеждение в том, что решение принимаем мы и делаем это осознано.

Гм. Самое время вспомнить пример с порошком «Тайд». Выбор был основан на неосознаваемой предпосылке, но мозг немедленно подогнал под него разумное объяснение.

Эта особенность нашего мышления — удивительная способность уверено «объяснять» случившееся задним числом — одновременно является и его важнейшей характеристикой. Мы с вами вплотную подошли к самой сути. Пристегните ремни и в путь!

Едва ли не самые известные и заметные эксперименты из тех, о которых мы будем говорить, касаются «расщепленного мозга». Их объектами были люди, чьи полушария головного мозга были разделены хирургическим путем. Раньше это делалось, чтобы избавиться от эпилептических судорог в особо тяжелых случаях. Оказалось, что подобные операции влияют на поведение. Да, в обычных условиях люди с расщепленным мозгом ведут себя почти точно так же, как и все остальные. Но в 60-х годах прошлого столетия нейрофизиологи Роджер Сперри и Майкл Газзанига догадались провести ряд экспериментов, в ходе которых такие пациенты показывали весьма необычные результаты.

В основе экспериментов лежала идея демонстрации зрительной информации только одному полушарию. Например, если экспериментаторы располагали слово так, чтобы человек видел его только левым глазом (а левая половина тела контролируется правым полушарием, и наоборот), то у пациента с расщепленным мозгом эта информация попадала только в правое полушарие, а левое оставалось в неведении.

У большинства людей именно левое полушарие управляет речью. Поэтому вполне естественно, что пациенты, правому полушарию которых показывали, например, слово «орех», не читали его вслух и вообще ничего не говорили об увиденном. Однако левой рукой, управляемой правым полушарием, они из коробки, полной самых разных предметов, выбирали именно орех.

Одно только это может поколебать наши привычные представления о самосознании. Но это еще не все. Самое удивительное, что, если левому полушарию придется объяснять поведение, вызванное правым, оно норовит изобрести правдоподобную историю.

Скажем, если правому полушарию давали команду «иди», пациенты вставали и шли. Но, когда их спрашивали, куда же они направились, ответ исходил из левого полушария, которому команду не отдавали. И, согласно «точке зрения» левого полушария, ответ был честный и адекватный. Так, один из участников исследования объяснил, что идет за водой, и судя по всему сам верил в собственные слова — или, по крайней мере, верило его левое полушарие, откуда исходил ответ.

В ходе другого опыта левому полушарию пациента показали изображение куриной лапы, а правому — заснеженный пейзаж. Затем обоим полушариям показали набор картинок, попросив пациента выбрать одну из них. Левая рука пациента указала на лопату, ведь рукой управляло правое полушарие, связавшее снег с лопатой для его уборки. Правая рука в это же время указала на курицу.

Газзанига описывает, что было дальше: «Мы спросили, почему он выбрал именно их. Его речевой центр в левом полушарии ответил: „Все просто. Куриная лапа относится к курице“, легко объяснив то, что левый мозг знал, ведь он видел изображение лапы. Потом пациент посмотрел на свою левую руку, указывавшую на лопату, и не моргнув глазом сказал: "А чтобы вычистить курятник, нужна лопата“».

То есть часть мозга, ответственная за речь, придумала логичное, пусть и ложное, объяснение — и убедила саму себя в том, что оно правдиво.

Продолжение следует...

А пока вот по этой ссылке вы можете скачать книгу по основам контрэволюционной психологии — нового практикоориентированного направления.

Задавайте вопросы о том, что вам интересно, и подписывайтесь на канал!