Предметом рассмотрения сегодняшней публикации станет художественный фильм «Генерал», снятый в далёком 1992 году. В основу этой кинокартины легли мемуары выдающегося советского военачальника, успешного полководца Великой Отечественной войны, генерала армии, Героя Советского Союза, кавалера орденов Суворова и Кутузова, кавалера трёх орденов Ленина, четырёх орденов Красного Знамени и двух орденов Красная Звезда – Александра Васильевича Горбатова.
К большому сожалению, имя этого во многом легендарного военачальника, его подвиги и боевые заслуги, а также после военные достижения сегодня основательно подзабыты. Немногие сегодня помнят и знают, что возглавляемая с июня 1943 года генералом Горбатовым 3-я армия, отличилась во всех наступательных операциях, в которых ей довелось участвовать.
Дивизии Александра Васильевича 5 июля 1943 года освободили Орёл, а на следующий год в ходе знаменитой операции «Багратион» освободили от немецко-фашистских захватчиков города Новогрудок, Волковыск и Белосток. Ударные части 3-й армии одними из первых вышли непосредственно к границе Германии, отличившись в боях за Восточную Пруссию и при штурме Кёнигсберга. Великую Отечественную войну генерал Горбатов и его прославленная армия победоносно завершили на берегах реки Эльба.
Ещё меньше современных россиян помнят или знают, что Александр Васильевич был вторым по счёту комендантом Берлина, был начальником Советской военной администрации в Германии, а также командующим Воздушно-десантными войсками. Подробная биография генерала армии Горбатова буде представлена в заключительной части публикации, поэтому перейдём непосредственно к рассказу о самом фильме.
Впервые мемуары Александра Горбатова вышли в свет в 1965 году под названием «Годы и войны». Цензоры долго и упорно «отшлифовывали» рукопись генерала Горбатова, который одним из первых советских военачальников открыто рассказал о сталинских репрессиях. За последующие полвека книга «Годы и войны» издавалась шесть раз. Она переведена на несколько европейских языков.
Частично экранизировать мемуары Александра Васильевича удалось в 1992 году, когда самого прославленного военачальника, к величайшему сожалению, уже не было в живых. Режиссером художественного фильма «Генерал», а также одним из соавторов сценария к нему стал известный советский и российский кинодраматург Игорь Иосифович Николаев (1924-2013).
В годы Великой Отечественной он командовал миномётным взводом, дошёл до Берлина, был дважды ранен, награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и двумя орденами Красной Звезды. О войне Игорь Иосифович знал не понаслышке, и этот факт, безусловно, является огромнейшим плюсом картины, поскольку в ней нет нелепых киноляпов, присущих современному военному кино. Суровые и порой неприглядные реалии солдатской окопной правды, фронтовой быт, тяготы существования пехоты на переднем крае – все эти аспекты воссозданы мастерки, реалистично и не вызывают нареканий даже у самого придирчивого критика.
Фильм «Генерал» снимался в тяжелейшее для отечественного кинематографа время. Советская киноиндустрия перестала существовать, а российское кино, едва появившись на свет, оказалось в глубочайшем кризисе, прежде всего, финансовом. Постоянно заметный скудный бюджет картины не позволил создателям фильма снять настоящую полноценную в плане зрелищности эпическую военную драму с панорамными картинами сражений, наступательных операций, штурма городских кварталов и т.д.
Впрочем, к чести режиссера, сценаристов и всей творческой группы фильм, несмотря на отсутствие батальных сцен, всё равно получился добротным, интересным, динамичным, правдивым, сильным в эмоциональном плане, одним словом, безусловно заслуживающим просмотра – вдумчивого и обстоятельного.
Отдельные кинокритики называют художественный фильм «Генерал» неудачным детищем «постперестроечного времени». Однако не спешите делать столь глобальные выводы, не посмотрев лично картину. Ни к «перестроечной чернухе», ни к «постперестроечному декадансу» этот фильм не имеет никакого отношения, поэтому он не канул в безвестность, как десятки российских фильмов, снятых в начале 90-х годов прошлого века.
«Генерал» является фильмом биографическим. Однако в силу скромного бюджета и крайне ограниченного экранного времени режиссер акцентирует внимание на четырёх основных моментах предвоенной и военной биографии Александра Горбатова. Первый, и возможно самый ключевой момент – освобождение из заключения бывшего комбрига Горбатова, осужденного по печально известной 58-й статье УК РСФСР сроком на 15 лет.
Второй момент: Александр Васильевич, полностью реабилитированный в правах и восстановленный в рядах РККА, несмотря на недавнее заключение и «отсидку» на Колыме, смело и решительно высказывает своё мнение относительно предстоящих операций и потерь советских войск в них, часто идущее вразрез с точкой зрения вышестоящего командования.
Момент третий: участие комбрига А. В. Горбатова в подготовке личного состава 226-й стрелковой дивизии к предстоящим боям. И, наконец, самый главный эпизод: участие 3-й армии в Орловской стратегической операции, имевшей кодовое наименование «Кутузов». Обо всех этих ключевых моментах биографии будет подробно рассказано отдельно в заключительной части публикации. А пока зритель имеет возможность увидеть «изнанку» стратегических операций – как обсуждались и принимались решения, утверждались планы наступления на уровне командармов, командующих фронтами, а также представителей Ставки ВКГ.
Наверное, самым большим достоинством картины является очень удачно подобранный актёрский состав. Роль генерал-лейтенанта Горбатова, великолепно и практически безукоризненно сыгранная замечательным белорусским и российским актёром Владимиром Васильевичем Гостюхиным, бесспорно, является, одной из самых ярких и запоминающихся в его обширной фильмографии.
Достаточно колоритно, неожиданно, но очень убедительно смотрится в роли маршала Г. К. Жукова известный отечественный актёр и режиссер Владимир Валентинович Меньшов. С 1969 и вплоть до 1992 года главным и единственным исполнителем роли Маршала Победы был другой выдающийся советский и российский актёр – Михаил Александрович Ульянов.
Георгий Константинович в исполнении Владимира Меньшова разительно отличается от привычного киноэкранного маршала Жукова, воссозданного в советскую эпоху. Перед нами предстаёт новый маршал Жуков – резкий, порывистый, зачастую несдержанный и грубоватый, не терпящий возражений и инакомыслия. В то же время полководец Великой Победы №1 в исполнении Владимира Меньшова отнюдь не мясник, не беспардонный хам и карьерист, делавший карьеру от солдатских кровей, без раздумья бросающий в губительные лобовые атаки полки и дивизии.
Заместитель Верхового Главнокомандующего, показанный в фильме «Генерал» умеет делать правильные выводы, признавать свою неправоту и заблуждения, он способен на настоящую дружбу и человеческие отношения, когда это позволяла ситуация. Да, Маршал Жуков выполнит поставленную перед ним задачу, но вовсе не любой ценой – даже самой дорогой.
Очень характерной и запоминающейся получилась роль члена Военного совета Брянского фронта генерал-лейтенанта Л. З. Мехлиса в исполнении актёра Алексея Дмитриевича Жаркова. Нет, зрителю предстаёт не карикатурно-истеричный и одиозный Мехлис, каким чаще всего его изображают в кино и литературе – чрезвычайно недалёкий, чрезмерно самоуверенный, склонный к бессудным расстрелам, глупый и не принимающий иного мнения человек.
Алексей Жарков показал именно того генерала Мехлиса, которого в своих мемуарах запечатлел Александр Горбатов – «неутомимым работником, но человеком суровым и мнительным, целеустремлённым до фанатизма, человеком крайних мнений и негибким, – вот почему его энергия стремление «понять все насквозь» и сделать все как можно лучше не всегда имели хорошие результаты»[1].
Стоит также отметить удачную актёрскую работу Ирины Григорьевны Акуловой, правдоподобно и характерно сыгравшую роль второго плана – Нину Александровну Горбатова, жену генерала. Большинству зрителей Ирина Акулова известна по роли в знаменитом советском фильме-катастрофе «Экипаж» (1979), в котором она сыграла Алевтину – жену пилота Валентина Ненарокова.
В драме «Генерал» Ирина Григорьевна сумела полностью избавиться от прилипчивого отрицательного амплуа «истерички». Она смогла целиком перевоплотиться в образ верной и любящей супруги, настоящей боевой подруги своего мужа, с которым она делила все тяготы, лишения и трудности военных лет, а также того времени, когда бывший комбриг Горбатов находился в лагерях.
Главным неудачным персонажем картины, однозначно, является образ Константина Константиновича Рокоссовского. И дело вовсе не в том, что Евгений Константинович Карельских, сыгравший будущего прославленного Маршала и дважды Героя Советского Союза, имеет со своим героем весьма отдаленное сходство. Зрителям предстаёт глубокой уставший, какой-то вялый и безвольный генерал, который очень боится вышестоящее начальство, говорит тихо и всего пару фраз за весь фильм.
Киноэкранный Рокоссовский готов жертвовать своими солдатами напрасно, посылая их на заведомый убой, из-за боязни перечить приказам Ставки ВГК. Уверен, что те из зрителей, кто знаком с биографией Константина Константиновича, кто читал его мемуары и воспоминания военачальников самых разных рангов о нём, будут в корне не согласны с тем образом Маршала Победы №2, который они увидят в фильме «Генерал».
Очень важная ремарка. В июле-августе 1943 года, когда проводилась Орловская стратегическая операция, 3-я армия генерал-лейтенанта А. В. Горбатова, входила в состав Брянского фронта, которым командовал генерал-полковник М. М. Попов[2]. Во время Курской битвы генерал-полковник К. К. Рокоссовский командовал войсками Центрального фронта и 3-я армия ему не подчинялась[3].
В фильме имеются ещё два серьёзных временных анахронизма, путающих факты подлинной биографии Александра Васильевича. Так, свою самую знаменитую фразу: «Стоять по стойке "смирно" буду, а армию на тот свет не поведу!» он произнёс не в августе 1943 года, а шестью месяцами позже – в конце февраля 1944 года. Тогда его 3-я армия, действовавшая в составе войск 1-го Белорусского фронта, получила приказ наступать на Бобруйск в период начинавшейся весенней оттепели и в момент крайне опасный для продвижения вперёд с точки зрения сложившейся оперативно-стратегической обстановки.
История с древесиной, считавшейся неприкосновенным стратегическим сырьём, и которую генерал Горбатов безвозмездно передал шахтёрам Донбасса, очень нуждавшимся в строительных материалах хорошего качества, также произошла не во время Орловской операции, а осенью 1944 года на территории недавно освобожденной Северо-Восточной Польши. Впрочем, эти два эпизода, специально перемещенные режиссером из 1944-го года в более ранний период, во многом стали определяющими – самыми колоритными и яркими «штрихами» к образу генерала Александра Горбатова, созданному на экране.
А теперь коротко перечислим ещё не упоминавшиеся наиболее важные, запоминающиеся, драматичные и весьма показательные эпизоды фильма «Генерал», которые основаны исключительно на реальных событиях подлинной биографии Александра Васильевича.
Знаменитая фраза: «Горбатого только могила исправит» действительно принадлежит Сталину. Этим афоризмом он положил конец следствию по делу о «расхищении трофейного леса с целью последующей продажи и личного обогащения», о котором рассказывалось ранее. Если бы Верховный Главнокомандующий не заступился за командующего 3-й армией, то генерал-лейтенанта Горбатова ожидал трибунал со всеми вытекающими отсюда печальными и даже роковыми для него последствиями. Сам Горбатов гордился этими словами, произнесенными советским вождём в его адрес не меньше, чем своими боевыми орденами и Золотой Звездой Героя Советского Союза[4].
Действительно очень часто, особенно в 1943 году, Александр Васильевич лично с палкой в руках поднимал залёгшие под вражеским огнём пехотные подразделения. Ударяя этой самой палкой по мягким местам бойцов и командиров, он выводил их из состояния паники и прострации, заставляя собраться, набраться мужества и продолжать атаку. При этом командарм-3 никогда не позволял себе нецензурной брани, унижения чести и достоинства подчиненных, а также уничижительных оскорблений или рукоприкладства по отношению и к офицерам, и к простым солдатам.
Часто упоминаемая в различных воспоминаниях палка в руках генерала Горбатова была не средством для нанесения побоев или физического метода воздействия на проштрафившийся личный состав, а «наглядным пособием» или, скорее, «подручным средством», которое облегчало задачу «приведения в чувства» растерявшихся и испугавшихся бойцов[5].
Кстати, однажды своей «знаменитой палкой» генерал Горбатов поколотил – ни много ни мало – начальника особого отдела дивизии за то, что «особист» приказал разобрать по брёвнам жилую крестьянскую избу, а брёвна эти использовал для оборудования собственного блиндажа[6].
Действительно, Александр Васильевич начинал свою службу ещё в Русской императорской армии в качестве гусара. В октябре 1912 года в возрасте 21 года он был зачислен на действующую службу рядовым в 17-й гусарский Черниговский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича полк[7].
Действительно, ещё в 15-летнем возрасте Александр дал себе слово, что никогда не будет материться (сквернословить), курить и употреблять алкоголь. Обещание своё генерал Горбатов исполнил в полном объёме. Лишь однажды он отступил от своих принципов, выпив 9 мая 1945 года три рюмки вина по случаю празднования долгожданной Великой Победы[8].
Действительно, 3 августа 1943 года во время боёв на подступах к Орлу – близ деревни Калиновка генерал-майор Леонтий Николаевич Гуртьев – командир 308-й стрелковой дивизии во время вражеского миномётного обстрела закрыл своим телом Александра Горбатова, получив при этом смертельное ранение. Гимнастёрку и фуражку, окропленные кровью отважного генерала Гуртьева, тронутый до глубины души его мужественным поступком Александр Васильевич хранил до конца войны[9].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года «За образцовое выполнение боевых задач Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» генерал-майору Гуртьеву Леонтию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Всем большое спасибо за внимание! Приятного и полезного просмотра! Делитесь своими впечатлениями и мнением в комментариях. Для тех читателей, кого заинтересовала судьба нашего сегодняшнего главного героя – Александра Васильевича Горбатова, в рамках данной публикации выйдет в десяти частях подробный рассказ о жизни, службе Родине и военных подвигах этого удивительного, самобытного, во многом уникального и легендарного военачальника.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Горбатов А. В. Годы и войны. Записки командарма. 1941-1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С. 356.
[2] - Попов Маркиан Михайлович // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Под ред. М. М. Козлова. – М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 575;
- Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь / Под общей ред. М. Г. Вожакина. – М.; Жуковский: Кучково поле, 2005. С. 182.
- Малашенко Е. И. Командующие фронтами и армиями в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945. – М.: Вече, 2015. С. 184-185.
[3] - Русский архив: Великая Отечественная. Ставка Верховного Главнокомандования: Документы и материалы. 1943 год. Т. 16(5-3). – М.: ТЕРРА, 1999. С. 61;
- Рокоссовский К. К. Солдатский долг. – М.: Межрегиональный фонд «Выдающиеся полководцы и флотоводцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», Воениздат, 1997. С. 451, 474;
- Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь / Под общей ред. М. Г. Вожакина. – М.; Жуковский: Кучково поле, 2005. С. 194.
[4] - Цена победы. Генерал Горбатов. Документальный фильм (автор сценария – С. Барабанов, режиссёр – В. Ткачёв). Производство: ВГТРК, 2008;
- Николаев И. И. Генерал (Документальная повесть) // «Звезда», 2006. – №2. [электронная версия] URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2006/2/general.html (дата обращения 30.04.2025).
[5] - Цена победы. Генерал Горбатов. Документальный фильм (автор сценария – С. Барабанов, режиссёр – В. Ткачёв). Производство: ВГТРК, 2008.
[6] - Лакшин В. Я. Открытая дверь: Воспоминания и портреты. – М.: Московский рабочий, 1989. С. 328.
[7] - Горбатов А. В. Годы и войны. Записки командарма. 1941-1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С. 59-60;
- Николаев И. И. Генерал (Документальная повесть) // «Звезда», 2006. – №2. [электронная версия]. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2006/2/general.html (дата обращения 30.04.2025).
[8] - Горбатов А. В. Годы и войны. Записки командарма. 1941-1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С. 47;
- Николаев И. И. Генерал (Документальная повесть) // «Звезда», 2006. – №2. [электронная версия]. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2006/2/general.html (дата обращения 30.04.2025).
[9] - Горбатов А. В. Годы и войны. Записки командарма. 1941-1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С. 353.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)