Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Идеализированная пейзажная живопись Клода Лоррена

9Клод Лоррен (1600 — 1682) — французский художник, наиболее известный как один из величайших мастеров идеальной пейзажной живописи, вида искусства, который стремится представить природу более красивой и гармоничной, чем сама природа. Качество этой красоты определяется классическими представлениями, и в пейзаже часто встречаются классические руины и пасторальные фигуры в классических одеждах.

Клод Лоррен: Утро в гавани. 1634 холст, масло. 97,5 × 120,5 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Клод Лоррен: Утро в гавани. 1634 холст, масло. 97,5 × 120,5 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Источником вдохновения является сельская местность вокруг Рима — Римская Кампанья — сельская местность, полная руин и ассоциаций с древностью. В XVII веке, в ключевой период его развития, художники многих национальностей, собиравшиеся в Риме, практиковали идеальный пейзаж. Позже эта форма распространилась на другие страны. Клод, чьим особым вкладом было поэтическое изображение света, оказал особое влияние не только при своей жизни, но и, особенно в Англии, с середины XVIII до середины XIX века.

Автопортрет Клода Лоррена, Музей изящных искусств в Туре
Автопортрет Клода Лоррена, Музей изящных искусств в Туре

Клод Желле родился в маленькой деревушке Шамани, в регионе герцогства Лотарингия, на северо-востоке Франции. Прожив большую часть своей жизни в Италии, он стал известен как Клод Лоррен и это имя прижилось.

Он был третьим из пяти сыновей, родившихся у бедных родителей, которые умерли, когда ему было двенадцать лет. После недолгого пребывания у своего старшего брата-гравёра во Фрайбурге, во время которого он учился на кондитера, Клод отправился в Рим.

Клод Лоррен: Морское побережье. Закат. 1635
Клод Лоррен: Морское побережье. Закат. 1635

В Риме у него начал проявляться интерес к искусству. Он провёл три года, обучаясь у учителя Вальса Агостино Тасси, ведущего итальянского художника идеальных пейзажей и иллюзионистических архитектурных фресок. Именно под руководством Тасси Клод приобрёл свой базовый художественный словарный запас, в том числе понимание перспективы, а также вкус к пейзажам.

Клод Лоррен: Отдых на пути  в Египет, 1640-е  
Клод Лоррен: Отдых на пути в Египет, 1640-е  

Клод Лоррен: Сцена в гавани на закате, 1643 Холст, масло. Королевская коллекция, Картинная галерея Букингемского дворца. Несмотря на то, что сюжет картины считается реалистичным, "Сцена в гавани на закате" - это чистая игра воображения. Огромные корабли, приближающиеся к берегу, кажутся почти призрачными силуэтами на фоне заходящего солнца. Всю сцену с ее величественными полосами моря и неба освещает тонко подобранный солнечный свет.Эта работа является примером новой формы визуализации, разработанной Клодом в период его ранней зрелости, включающей идеализированные портовые пейзажи, дополненные архитектурными элементами, заимствованными из древних и современных зданий. Портовые картины Клода также уникальны новаторским использованием солнечного света в качестве единственного источника освещения. Хотя эксперименты с сильными контрастами света и тени были образцовыми в традициях барокко XVII века, уникальный вклад Клода заключался в том, что он поместил линию горизонта так низко, что небо и солнце, казалось пронизывали всю сцену, уменьшая человеческие фигуры и создавая то, что искусствовед Сергей Даниэль называет "величественными зрелищами природы, устроенными художниками".          Клод начал создавать свои портовые пейзажи в 1630-х годах, и эта работа представляет собой эволюционировавшую версию стиля, с более темными ультрамариновыми тонами и большей теплотой цвета в целом. Фигуры также приобретают более сильное ощущение солидности и телесности в портовых сценах Клода 1640-х годов.
Клод Лоррен: Сцена в гавани на закате, 1643 Холст, масло. Королевская коллекция, Картинная галерея Букингемского дворца. Несмотря на то, что сюжет картины считается реалистичным, "Сцена в гавани на закате" - это чистая игра воображения. Огромные корабли, приближающиеся к берегу, кажутся почти призрачными силуэтами на фоне заходящего солнца. Всю сцену с ее величественными полосами моря и неба освещает тонко подобранный солнечный свет.Эта работа является примером новой формы визуализации, разработанной Клодом в период его ранней зрелости, включающей идеализированные портовые пейзажи, дополненные архитектурными элементами, заимствованными из древних и современных зданий. Портовые картины Клода также уникальны новаторским использованием солнечного света в качестве единственного источника освещения. Хотя эксперименты с сильными контрастами света и тени были образцовыми в традициях барокко XVII века, уникальный вклад Клода заключался в том, что он поместил линию горизонта так низко, что небо и солнце, казалось пронизывали всю сцену, уменьшая человеческие фигуры и создавая то, что искусствовед Сергей Даниэль называет "величественными зрелищами природы, устроенными художниками". Клод начал создавать свои портовые пейзажи в 1630-х годах, и эта работа представляет собой эволюционировавшую версию стиля, с более темными ультрамариновыми тонами и большей теплотой цвета в целом. Фигуры также приобретают более сильное ощущение солидности и телесности в портовых сценах Клода 1640-х годов.

Клод Лоррен: Идеальный вид на Тиволи, 1644
Клод Лоррен: Идеальный вид на Тиволи, 1644

В 1625 году Клод уехал из Рима в Нанси, столицу Лотарингии, и как полагаютоколо года проработал ассистентом художника-неоклассика Клода Деруэ. Лоррен вернулся в Рим в 1626 году и следующие 25 лет прожил в доме на Виа Маргутта. В 1650 году он переехал на Виа Паолина — ныне Виа дель Бабуино, — где и провёл остаток своей жизни.

Клод Лоррен: Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета. 1645
Клод Лоррен: Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета. 1645

Клод Лоррен: Вид на побережье с Аполлоном и Кумской Сивиллой, 1645. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Клод Лоррен: Вид на побережье с Аполлоном и Кумской Сивиллой, 1645. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Клод оставался в некотором отдалении от академических кругов города, хотя в 1633 году поступил в Академию Святого Луки. Мы также знаем, что в начале своей карьеры Клод путешествовал по различным регионам Италии, Франции и Германии, чтобы воочию изучить различные пейзажи. Критик Сандрарт упоминал, что Клод часто делал быстрые наброски и писал картины маслом либо на рассвете, либо в сумерках. Его первая известная картина "Пейзаж со скотом и крестьянами" (1629) уже отражает сложную композиционную технику и в высшей степени индивидуальный стиль.

Клод Лоррен: Пейзаж с бегством в Египет, 1646
Клод Лоррен: Пейзаж с бегством в Египет, 1646

Клод выборочно общался с другими художниками, его дружба с Николя Пуссеном относительно известна. Однако о личной жизни Клода известно очень мало, особенно с учётом того, что в свои сорок с лишним лет он стал вести более уединённый образ жизни. Хотя он никогда не был женат, Лоррен удочерил девочку Аньезе (1653-1713), которая возможно была его биологической дочерью в результате близких отношений со служанкой с таким же именем.

Клод Лоррен: Пасторальный пейзаж, 1648 Медь, масло. Художественная галерея Йельского университета. Как и во многих других работах Клода, доминантой является само небо. Его нежные розовые и голубые тона контрастируют с темной листвой, обрамляющей картину, вся сцена выстроена по правилу третей, что обеспечивает классический визуальный баланс. Эта картина иллюстрирует идеализированные представления Клода о пасторальной жизни, в которой мир природы становится убежищем от хаоса городской жизни. Вполне уместно, что люди, населяющие эту идиллию, заняты созерцанием или отдыхом, а не изнурительным сельскохозяйственным трудом. Искусствовед Э. П. Ричардсон отмечает, что "открытое зеленое пространство под деревьями, где пасется скот, является своего рода приглашением зрителю прогуляться там в своем воображении и насладиться красотой вечера". Картина точна в изображении флоры, фауны и света.
Клод Лоррен: Пасторальный пейзаж, 1648 Медь, масло. Художественная галерея Йельского университета. Как и во многих других работах Клода, доминантой является само небо. Его нежные розовые и голубые тона контрастируют с темной листвой, обрамляющей картину, вся сцена выстроена по правилу третей, что обеспечивает классический визуальный баланс. Эта картина иллюстрирует идеализированные представления Клода о пасторальной жизни, в которой мир природы становится убежищем от хаоса городской жизни. Вполне уместно, что люди, населяющие эту идиллию, заняты созерцанием или отдыхом, а не изнурительным сельскохозяйственным трудом. Искусствовед Э. П. Ричардсон отмечает, что "открытое зеленое пространство под деревьями, где пасется скот, является своего рода приглашением зрителю прогуляться там в своем воображении и насладиться красотой вечера". Картина точна в изображении флоры, фауны и света.

В 1630-х годах Клод получил широкое признание за свои работы и начал получать заказы от монархов и знати по всей Европе. Среди них были французский посол в Риме (в 1633 году), король Испании (1634-35), папа Урбан VIII (1635-38), а также несколько кардиналов и дворян из Франции и Италии. Вскоре он стал одним из ведущих итальянских живописцев идеальных пейзажей, во многом похожим на Пуссена. Будучи непревзойдённым профессионалом, Клод знал цену своему искусству и начал назначать высокие цены за свои работы, которые всегда выполнялись на заказ.

Клод Лоррен: Нагорная проповедь, 1656 Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк. На этой картине изображены многие из типичных пейзажных мотивов Клода, в том числе реки, леса и далекие горы, и все это в атмосферной перспективе. Глубина горизонта также позволяет Клоду создать сжатую библейскую географию в живописном пространстве, включив гору Ливан вдалеке, Галилейское море справа и Мертвое море и реку Иордан слева. На переднем плане Христос и его апостолы проповедуют пылкой толпе учеников. Уменьшающийся размер фигур усиливает иллюзорную глубину полотна. Религиозная тематика работы дополняется благородной гаммой пейзажа, для которого характерны насыщенные и яркие синие тона, выполненные с использованием ультрамарина. В то время это был самый дорогой и желанный пигмент, доступный художникам.
Клод Лоррен: Нагорная проповедь, 1656 Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк. На этой картине изображены многие из типичных пейзажных мотивов Клода, в том числе реки, леса и далекие горы, и все это в атмосферной перспективе. Глубина горизонта также позволяет Клоду создать сжатую библейскую географию в живописном пространстве, включив гору Ливан вдалеке, Галилейское море справа и Мертвое море и реку Иордан слева. На переднем плане Христос и его апостолы проповедуют пылкой толпе учеников. Уменьшающийся размер фигур усиливает иллюзорную глубину полотна. Религиозная тематика работы дополняется благородной гаммой пейзажа, для которого характерны насыщенные и яркие синие тона, выполненные с использованием ультрамарина. В то время это был самый дорогой и желанный пигмент, доступный художникам.

К этому моменту Клод начал включать в свои работы больше человеческих фигур, что было необычным шагом для исторического пейзажиста того времени. Роджер Фрай раскритиковал эти рисунки как "заведомо слабые", в то время как другие исследователи предположили, что Клод передал свои рисунки на аутсорсинг другим художникам (вероятно, это ошибочное мнение, поскольку убедительных подтверждений этой теории нет). Его биографы расходятся во мнениях относительно этого аспекта его творчества: Бальдинуччи отмечает, что Клод шутил, что брал плату за свои пейзажи и предлагал фигурки бесплатно, но Сандрарт более снисходителен, утверждая, что Клод постоянно пытался совершенствовать свои навыки, о чём свидетельствуют многочисленные исследования человеческих фигур в его эскизах.

Клод Лоррен: Пейзаж с Психеей у дворца Купидона или Заколдованный  замок, 1664 Холст, масло - Национальная галерея, Лондон. Центральное место на этой картине занимает дворец римского бога любви Купидона. Расположенный на скале над ледяным голубым океаном, он сочетает в себе черты ренессансного классицизма и барокко. На переднем плане изображена возлюбленная Купидона Психея, погруженная в задумчивость, а позади нее на поросшем травой берегу пасутся олени; меланхоличная атмосфера усиливается за счет изображения туманного света и зелено-голубой цветовой палитры. Эта работа традиционно вызывает сильный эмоциональный отклик у зрителей, хотя критики продолжают спорить о том, является ли ее задуманный тон медитативным или печальным. Поэт-романтик Джон Китс был очарован этой работой, которая вдохновила его на написание знаменитой "Оды соловью" (1819).
Клод Лоррен: Пейзаж с Психеей у дворца Купидона или Заколдованный замок, 1664 Холст, масло - Национальная галерея, Лондон. Центральное место на этой картине занимает дворец римского бога любви Купидона. Расположенный на скале над ледяным голубым океаном, он сочетает в себе черты ренессансного классицизма и барокко. На переднем плане изображена возлюбленная Купидона Психея, погруженная в задумчивость, а позади нее на поросшем травой берегу пасутся олени; меланхоличная атмосфера усиливается за счет изображения туманного света и зелено-голубой цветовой палитры. Эта работа традиционно вызывает сильный эмоциональный отклик у зрителей, хотя критики продолжают спорить о том, является ли ее задуманный тон медитативным или печальным. Поэт-романтик Джон Китс был очарован этой работой, которая вдохновила его на написание знаменитой "Оды соловью" (1819).

Клод Лоррен: Вид на Карфаген с Дидоной и Энеем, 1675 Холст, масло. Кунстхалле Гамбург, Германия. Ряд древних архитектурных сооружений, включая римскую ротонду, колоннаду и арки, образуют ограждение гавани, переходящее в заполненную кораблями бухту, на фоне гор, уходящих вдаль. После падения Трои, о котором рассказывается в "Илиаде" Гомера, троянский герой Эней скитался шесть лет, прежде чем прибыл в Карфаген, где встретил царицу Дидону и влюбился в нее. Они женятся и некоторое время правят Карфагеном, пока бог Меркурий - посланник Юпитера - не прибывает, чтобы напомнить воину о его предназначении: основать город Рим. Эней планирует покинуть Карфаген без ведома Дидоны, но когда он убегает со своими людьми на кораблях, она узнает о его плане и прибывает в гавань. Именно этот момент отчаянного осознания изображает Клод, когда королева на переднем плане указывает на удаляющийся флот, задавая вопросы окружавшим ее генералам. Сергей Даниэль объясняет, что "мотив руин связан с концепцией, важной для философии Клода, - контрастом времени и Вечности, преходящего и непреходящего, человеческой и вселенской жизни. В живописи Клода, как и во всех исторических пейзажах, руины выполняют функцию, аналогичную функции черепа в натюрмортах vanitas: они являются напоминанием о смертности, символом бренности человеческого существования".
Клод Лоррен: Вид на Карфаген с Дидоной и Энеем, 1675 Холст, масло. Кунстхалле Гамбург, Германия. Ряд древних архитектурных сооружений, включая римскую ротонду, колоннаду и арки, образуют ограждение гавани, переходящее в заполненную кораблями бухту, на фоне гор, уходящих вдаль. После падения Трои, о котором рассказывается в "Илиаде" Гомера, троянский герой Эней скитался шесть лет, прежде чем прибыл в Карфаген, где встретил царицу Дидону и влюбился в нее. Они женятся и некоторое время правят Карфагеном, пока бог Меркурий - посланник Юпитера - не прибывает, чтобы напомнить воину о его предназначении: основать город Рим. Эней планирует покинуть Карфаген без ведома Дидоны, но когда он убегает со своими людьми на кораблях, она узнает о его плане и прибывает в гавань. Именно этот момент отчаянного осознания изображает Клод, когда королева на переднем плане указывает на удаляющийся флот, задавая вопросы окружавшим ее генералам. Сергей Даниэль объясняет, что "мотив руин связан с концепцией, важной для философии Клода, - контрастом времени и Вечности, преходящего и непреходящего, человеческой и вселенской жизни. В живописи Клода, как и во всех исторических пейзажах, руины выполняют функцию, аналогичную функции черепа в натюрмортах vanitas: они являются напоминанием о смертности, символом бренности человеческого существования".

Обладая глубоким пониманием ценности своих работ, Клод тщательно отслеживал их производство, чтобы защитить свои работы от подделки. Книга, в которой делалась эта запись, получившая название "Liber Veritatis" или "Книга истины", в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Она содержит 195 рисунков, расположенных более или менее в хронологическом порядке, — скрупулёзные репродукции почти всех картин, когда-либо созданных Клодом. В этом поразительном документе также указаны даты и заказчики каждой работы. Организовав таким образом всё своё творчество, Клод обращался к нему как к библиотеке мотивов при создании новых произведений, и "Liber Veritatis" оказался столь же бесценным документом для историков и исследователей.

Клод Лоррен: Иаков с Лаваном и его дочерьми, 1676
Клод Лоррен: Иаков с Лаваном и его дочерьми, 1676

В последние годы жизни Клода темп его творчества значительно замедлился. Работы последних десятилетий крупнее по размеру и часто изображают героические сюжеты в мельчайших деталях. В творчестве Клода также проявилась тенденция к более прохладной цветовой палитре, что придаёт его картинам этого периода таинственность и торжественность.

Скульптура Клода Лоррена работы Огюста Родена, сад музея Родена
Скульптура Клода Лоррена работы Огюста Родена, сад музея Родена

Клод Лоррен с беспрецедентной эмпирической точностью воплотил традицию идеализированной пейзажной живописи, почерпнутую у предшественников и современников, таких как Аннибале Карраччи и Николя Пуссен. Он стал инициатором нового метода пейзажной живописи, работая на открытом воздухе, основываясь на детальных наблюдениях и сочетая классический идеализм с натуралистическими деталями, создавая работы, которые едва ли не прекраснее самой природы.

Клод Лоррен: Пейзаж со Святым Филиппом, крестящим евнуха, 1678
Клод Лоррен: Пейзаж со Святым Филиппом, крестящим евнуха, 1678

Клод не только добился новаторских успехов в изображении естественного источника света, но и был одним из первых художников, уделявших пристальное внимание восходам и закатам в своих работах. Истинная степень исторического значения Клода стала ясна только через десятилетия после его смерти. В то время, когда пейзажная живопись еще не приобрела того статуса, который ей был присвоен позже, Клод возглавил ее развитие, заложив основу для традиций исторической пейзажной живописи, которые развивались на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Клод Лоррен: Пейзаж с отцом Психеи, приносящим жертву в милетском храме Аполлона.
Клод Лоррен: Пейзаж с отцом Психеи, приносящим жертву в милетском храме Аполлона.

Художник Джон Констебль подытожил привлекательность работ Клода следующим образом:

"Все прекрасно, все дружелюбно, все это удобство и покой. Спокойный солнечный свет сердца".

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники:

1. Клод Лоррен. Автор: Сергей Даниэль

2. Клод Лоррен: художник и офортист

Джордж Грэхем

3. Claude Lorrain (Gellee) - The Complete Works