В то время как западный мир был охвачен гитарным соло Джимми Хендрикса, голосом Джимми Пейджа и атмосферой «кислотных ночей» под музыку The Doors, Вудсток стал эпицентром, который ознаменовал завершение эпохи хиппи и положил начало сексуальной революции.
Однако в середине 60-х годов произошла революция и в автомобилестроении. Продажи некогда популярного спортивного купе Volkswagen Karmann Ghia начали снижаться.
Это был Volkswagen Жук, которого словно насильно отправили в спортзал. Итальянский дизайнер Луиджи Сегре выступил в качестве тренера и накачал унылого жука анаболиками, из этого вышло весьма сносное купе. Но его спортивные характеристики могли вызвать лишь чувство жалости : разве можно назвать спортивным купе автомобиль с 36-сильным мотором? Чуть позже ему добавили мощности, но спорткаром он так и не стал. Тем не менее, этот «позер» завоевал популярность на европейском и американском рынках. Но к середине 60-х, продажи качка-дистрофика стали падать и директор VW Хайнц Нордхофф осознавал, что в очередной раз нацепив клеши и обтягивающую цветастую рубашку на бездарное шасси, он приведет компанию к краху. Поэтому Нордхофф обратился к сыну отца автомобиля, ранее захватившего мир, Фердинанду Александру Порше, сыну Фердинанда Антона Порше с предложением о проектировании нового бюджетного спортивного автомобиля.
Тем временем Фердинанд Порше опасался того, что базовый порше 912, дешевая версия порше 911 с мотором от Порше 356, настигнет та же участь что и Karmann Ghia. Тем более что на большинстве рынков 912 продавался всего на 15% дешевле 911-го, имея при этом гораздо менее производительный мотор. К тому же дилеры отмечали, что продажи 912 шли довольно вяло.
Порше всегда мечтал о создании нового среднемоторного спорткара, который был бы доступен для всех. В то время он также выпускал ограниченную дорожную версию среднемоторного прототипа Porsche 904- Porsche Carrera GTS, предназначенного для омологации в гоночных сериях. Однако Carrera GTS не был доступен для обычных людей — его цена составляла 7245 долларов, в 2017 году Carrera GTS ушел с молотка за 2,2 миллиона долларов! Из-за того, что весь свой капитал Порше спускал на автоспорт, у него не было финансовых возможностей для проектирования совершенно нового народного среднемоторного спорткара. Но благодаря Хайнцу Нордхоффу такая возможность появилась.
В результате переговоров между Ферри Порше и Хайнцем Нордхоффом было достигнуто соглашение о разработке нового автомобиля для Volkswagen под названием VW-Porsche. Согласно этому соглашению, Porsche сохранял за собой право выкупа кузовов у ателье Karmann по сниженной цене для установки собственных двигателей. Это позволяло значительно снизить цену базового автомобиля Porsche.
Для Volkswagen же такой подход открывал двери в мир настоящих спорткаров и способствовал выходу бренда на новый уровень. По просьбе Нордхоффа Порше с радостью взялся за проектирование среднемоторного спорткара на средства Volkswagen.
Дизайн Porsche 914 отличался смелостью и новаторством, но при этом сохранял преемственность с историей марки. Окончательный вариант дизайна для этой серии был создан Генрихом Клие, одним из ключевых членов команды. Это был среднемоторный, двухместный спорткар в кузове тарга. Он имел футуристичный внешний вид, что подчеркивала клиновидная форма и слепые фары, установленные по причине низкой линии света.
Судя по всему, при разработке дизайна, Клие вдохновлялся Porsche 550 spyder.
Большинство современников не приняли новый дизайн Porsche. В репортажах о 914-м его нещадно критиковали и хвалили вскользь. Особенно, людям не понравились квадратные линии. В 1970 году не менее четырёх разных автомобильных дизайнеров, включая итальянца Джорджетто Джуджаро, предложили альтернативные формы кузова для базового Porsche. Однако ни один из этих вариантов не был принят Фердинандом.
Размещение двигателя перед задней осью автомобиля имеет множество преимуществ: компактность, малый вес при идеальном распределении веса и низкий центр тяжести. Благодаря этому, Porsche 914, при условии должного мастерства водителя, мог очень быстро преодолевать повороты. Впрочем, из-за среднемоторной компоновки, при недостаточном открытии газа в повороте спорткар могло стихийно завернуть внутрь поворота.
1 марта 1968 года увидел свет первый прототип Porsche 914. К сожалению, через 42 дня, 12 апреля 1968 года, талантливый Хайнц Нордхофф ушел из жизни.
Его место занял Курт Лотс, который не успел проникнуться личными отношениями своего предшественника с ключевыми бизнес-партнерами. В результате, к разочарованию Volkswagen и Porsche, Лотс не воспринял устные договоренности Нордхоффа и Порше о продаже кузовов Porsche по сниженным ценам. И Порше были вынуждены покупать кузова за полную стоимость. После изнурительных переговоров Порше и Лотс достигли определенных соглашений по продаже автомобилей: в европе 914 продавали под брендом Volkswagen-Porsche у дилеров Volkswagen, а в США под брендом Porsche у дилеров Audi. Производством кузовов занимался завод Karmann, а сборкой один из заводов Porsche.
Porsche 914 был первым серийным автомобилем со средним расположением двигателя и имел независимую подвеску, дисковые тормоза на все четыре колеса и пятиступенчатую коробку передач, передний и задний багажник, а съемная жесткая крыша с легкостью укладывалась в заднее отделение.
Porsche 914-4 оснащались оппозитным четырехцилиндровым восьмидесяти сильным двигателем 1,7 VW 411Е, разгоняющим машину до 100 км в час за 13 секунд.
Модели 914-6 — оппозитным шестицилиндровым двигателем Porsche, сокращающим разгон от нуля до сотни до 9,9 секунд. Это был 2-литровый карбюраторный двигатель Porsche 911 T, который обеспечивал 914-6 максимальную скорость почти 209 км в час и делал его более чем равным своему прямому конкуренту из семьи Porsche, мощностью 125 л.с. Ввиду более высоких характеристик 914-6 имел вентилируемые передние тормозные диски.
Небольшая разница в цене с 911 привела к тому, что количество заказов на шестицилиндровый двигатель Porsche постоянно уменьшалось. Porsche пытались переломить ситуацию своей спортивной программой и пилоты действительно очень любили 914/6 за его управляемость и скорость в поворотах. Porsche 914/6 достиг определенных высот в автоспорте, самые яркие достижения, это победа в классе в безумном 84-х часовом марафоне "Marathon de la Route" на Нюрбургринге, первое место в классе и шестое в абсолюте - Ле-Мана 24 часа 1970 года, третье место на Ралли Монте-Карло в 1971 году.
Но спортивные достижения 914/6 не смогли спасти его продажи и изменить мнение потенциальных клиентов Porsche, что 914-й, это всего лишь Volkswagen Karmann Ghia по завышенной цене. Со слов современников, 914/6 был самым шумным автомобилем в мире, а издание "Car and Driver" опубликовало следующую рецензию: "Porsche 914 вдвое дешевле 911 и вдвое хуже". Но с учётом приобретения кузовов на заводе Karmann цена на 914/6 поднялась практически до 911-го.
При этом 914/4 продавался отлично, ведь для клиентов Volkswagen, 914 был Porsche по цене Volkswagen.
Итак, что же представлял собой Porsche 914 в качестве автомобиля? Он был поистине великолепен. Этот бюджетный среднемоторный спорткар отличался безопасностью и практичностью. У него была съёмная крыша, два багажника и детское кресло с персональным ремнем безопасности, расположенное по центру и жесткий кузов, с установленными поперечными перегородками внутри каркаса. Porsche 914 имел практически идеальную развесовку и ярко выраженный спортивный характер. Инженеры Porsche в середине 60-х годов совершили настоящую сексуальную революцию в мире автомобилестроения, и всё это происходило под гитарное соло Джимми Хендрикса. Примечательно, что Порше так и не повесили на капот фирменный значок бренда.
Будучи семилетним мальчишкой я впервые увидел Porsche 914 в далеком 2000-м году в видеоигре "Need for speed Porsche Unleashed'. Даже спустя 24 года я всё ещё помню этот автомобиль, потому что он был особенным Porsche. Спустя 24 года мне стало интересно, чего это ради один из Фердинандов Порше проявил фантазию, изменив традиционной заднемоторной компоновке и классическому дизайну, который практически не изменился за 62 года. Я окунулся в атмосферу конца 60-х: смотря рекламные буклеты, читая журнальные статьи 60-х, 70-х и просматривая книги о Porsche, я сначала изводился от мучительной скуки, но от материала к материалу этот необычный Porsche все более западал мне в душу. Кто знает, если бы не 914, появился бы сегодня Boxter?