Найти в Дзене
ПРО Искусство

Константин Коровин, первый русский импрессионист

Сегодня хочу рассказать вам об одном из моих самых любимых художников. Это Константин Коровин. Любим он мною не только за то, что его называют первым российским импрессионистом. Я считаю его непревзойдённым мастером цвета, одним из лучших колористов, мастером композиции. Я всегда делаю акцент на композицию, потому что именно по тому, как художник компонует свою работу, что он берёт в кадр, во многом обуславливает его талант. На самом деле всё важно, но композиция наиболее четко и остро показывает, насколько набит глаз. Набит в хорошем смысле! Константин Коровин обладал всеми этими качествами и в жизни, и в творчестве! Ну и личная жизнь этого художника, наполнена и драматическими событиями, и какими-то комичными событиями. В ней хватало всего. К сожалению, концу жизни, когда он, будучи во Франции, это я забегаю немножко вперёд, пребывал мягко говоря в нужде и жизнь его закончилась, не весело. Но обо всём по порядку, пока ещё мы только в самом начале рассказа и как обычно по традиции нач

Сегодня хочу рассказать вам об одном из моих самых любимых художников. Это Константин Коровин.

Константин Коровин
Константин Коровин

Любим он мною не только за то, что его называют первым российским импрессионистом. Я считаю его непревзойдённым мастером цвета, одним из лучших колористов, мастером композиции. Я всегда делаю акцент на композицию, потому что именно по тому, как художник компонует свою работу, что он берёт в кадр, во многом обуславливает его талант. На самом деле всё важно, но композиция наиболее четко и остро показывает, насколько набит глаз. Набит в хорошем смысле! Константин Коровин обладал всеми этими качествами и в жизни, и в творчестве!

Ну и личная жизнь этого художника, наполнена и драматическими событиями, и какими-то комичными событиями. В ней хватало всего. К сожалению, концу жизни, когда он, будучи во Франции, это я забегаю немножко вперёд, пребывал мягко говоря в нужде и жизнь его закончилась, не весело.

Но обо всём по порядку, пока ещё мы только в самом начале рассказа и как обычно по традиции начинаем с биографией художника.

Родился он в семье староверов, дед- Михаил Коровин владел извозчим бизнесом, и родня его были не бедные люди, состояние было хорошее, жили в Москве, на Большой Рогожской улице.

Дети Михаила Коровина, к сожалению, не унаследовали его коммерческую жилку, и состояние его, мягко говоря, не приумножили.

Но зато отец Константина Коровина - Алексей, увлекался рисованием. Кстати, Коровиных художников было два, у Константина ещё был брат- Сергей, тоже художник, но менее знаменит, менее известен, он преподавал и, к сожалению, умер рано. Поэтому нам больше известен Константин. Мать их была прекрасно образованная женщина, тяготела к искусству. Юный Костя очень любил наблюдать, как она раскладывала краски, смешивала их на блюдце, видимо, это была акварель или какие-то другие водяные краски, может быть, темпера. Раскладывала, смешивала и что-то у себя в блокнотах рисовала. Это зрелище по его собственным словам, его просто завораживало, поэтому, выбор профессии был очевиден самого начала. Ну и старший брат тоже, в общем-то, поспособствовал этому направлению, он пошёл в Московское художественное училище, живописи ваяния и зодчества. И, следом за ним пошёл, соответственно, Константин. Поступил на отделение архитектуры, поучился там некоторое время и всё-таки перешёл на отделение живописи, потому что это ему было ближе. Там его первым учителем становится Алексей Саврасов, у которого он многому учится, многое постигает. Он так говорил, если не будет души в работе, то работа не будет интересной. Но, к сожалению, Алексей Саврасов, мягко говоря, болел, всем известный русской болезнью, которой подвержены большинство, ну или, скажу, многие творческие люди, ну попросту он был алкоголиком.

Алексей Саврасов
Алексей Саврасов

И со временем эта беда очень сильно прогрессировала и преподавать в академии, будучи не трезвым постоянно, было уже невозможно. Поэтому Саврасова уволили. Коровин для себя не виде, никого другого в учителях, поэтому он уехал в Петербург и стал учиться в академии живописи. Но, как я уже не однократно говорил, в то время академии живописи была очень заскорузлым заведением, очень таким классическим, канонизированным, там всё должно быть по канону, по правилам, всё по классике. В общем, скука смертная для Коровина, он уезжает, возвращается обратно в Москву, и к его удивлению, в его классе уже преподает другой преподаватель, никто иной как Василий Поленов.

Василий Поленов
Василий Поленов

Константин Коровин становится учеником Поленова и в не меньшей степени признает его своим учителем. Поленов, и привил ему любовь к импрессионизму. Там была забавная история. Поленов как-то к нему подошёл, Константин видимо что-то писал, и задал ему вопрос: «а вы- импрессионист»? Коровин ответил, «а я не знаю, что это…» Забавно получилось! Но в итоге, через Поленова Коровин познакомился с Саввой Мамонтовым, известным миллионером, меценатом, который многих художников и не только, собирал у себя в Абрамцево, в своей усадьбе и там был так называемый «Абрамцевский кружок», там он познакомился с Серовым, с Шаляпиным, дружба с Шаляпиным у них прошла через всю жизнь.

К.Коровин портрет Шаляпина
К.Коровин портрет Шаляпина

Несмотря на то, что Шаляпин был очень своеобразным человеком, дружить с ним было мягко говоря было сложно, потому что он был очень охотлив до денег, и в каких-то моментах жаден, склочен. Ну тяжёлый характер, в общем-то был. А вот Коровин умудрялся с ним дружить, и вот «продружил» с ним всю жизнь, и я чуть позже расскажу и о комичных и о драматичных событиях. Но в тот момент, когда он познакомился с мэтром, тот в общем-то посодействовал ему в некотором пенсионе, что ли, можно так сказать, он отправил его во Францию, оплатил эту поездку, чтобы Коровин там постигал творчество импрессионистов.

Там он и познакомился с некоторыми из них. И даже был такой забавный случай, когда он по обыкновению брал этюдник, ставил по середине улицы, писал что-то, какие-то этюды, народ останавливался, ну для Парижа это не новости, там постоянно кто-то, что-то рисовал, народ останавливался, заглядывал через плечо, смотрел что он там делает, восхищался. И однажды, какая-то русская пара остановилась, долго смотрели что он делает и в конце мужчина сказал фразу: «ну надо же какие эти французские художники, мастера владеть цветом»! На что Коровин на чисто русском языке ему ответил: «Да и русский не хуже»! Вообще, человек он был очень жизнерадостным, его всегда называли «Костя» или «Костенька», и почти никогда- «Константин Алексеевич», Он был душка! На него даже невозможно было обижаться! Ну это я вам рассказываю, с той целью, чтобы немножко составить представление о его характере, что он из себя представлял, как человек. Обидится на него было вообще невозможно. даже если когда то

там возникала какая-то ссора, он мог запросто в самый разгар инцидента бросить какую-то шутку, от которой, оппонент тут же рассмеется! и уж какие тут обиды, это невозможно!

Немножко возвращаясь назад, когда Коровин еще учился в Московском училище и живописи ваяния и зодчества, он пишет знаменитый «портрет хористки». И там тоже история интересная произошла. Хористка эта была в театре, в Абрамцево, где Коровин с ней и познакомился, написал этот портрет.

К. Коровин Хористка
К. Коровин Хористка

И вот именно этот портрет считают первой ласточкой Русского импрессионизма, и надо сказать, что это был 1883 год. Важно то, что именно в эти времена был рассвет передвижников, вот эти товарищи, то, что передвижных выставках, выставок, которые в общем-то топили за классическую форму подачи в живописи, в искусстве, то есть все должно быть очень натурально, все должно быть реалистично, работы о народе, для народа, познавательно- образовательная миссия.

И вот именно в это время, когда передвижные выставки набрали максимальные обороты, а художники- передвижники все стали уже мэтрами, признанными талантами, тут Коровин, со своей «Хористкой», не побоялся, выставлять эту работу на выставку, хотя Поленов его отговаривал! Представляете себе, как это выглядело? Тут вот реализм, классическое исполнение работ и рядом «хористка» - полный импрессионизм! Ну кто-то называл работы Коровина декадентством каким-то, или же чем-то несерьезным и мимолётным. А кто-то на самом деле, уже тогда разглядел в его почерке какие-то таланты!

Эта хористка, чем она нам интересно помимо того, что это первая ласточка, это портрет его будущей жены! Такая уж там получилась житейская история…

Так сложилось, что хористка, забеременела от Коровина в 16 лет, ну и естественно для общества того времени случай, мягко говоря, не слыханный! Родила она ребенка, но из-за того, что денег на житиё- бытиё особо не было, ребенок прожил не сильно долго и умер. Видимо там требовались какие-то определенные средства, на уход и на содержание, но их не было… Коровин всю оставшуюся жизнь чувствовал себя виновным за это происшествие, и когда та самая хористка забеременела второй раз и родила второго ребенка, к этому моменту они уже повенчались, но, к сожалению, брак этот удачным не был, но об этом я чуть позже отдельно расскажу, а пока у нас «хористка», значит и опять же возвращаясь к тому, что я уже рассказал.

-7

После того, как Коровин возвращается из Франции, он вместе с Серовым едет на север и пишет серию замечательных работ про север. Вообще природа севера его очень вдохновляет, так сказать, будоражит его воображение, там все немножко не так как в средней полосе и уклад жизни другой и краски другие, цвета другие, опять же! Да если хотя бы взять только белые ночи, одно это уже стоит того, чтобы потратить на это какое-то количество времени творческой жизни, что в общем-то

Коровин великолепно и сделал! И до нас дошла серия его работ и они прекрасны! Благодаря все тому же Савве Мамонтову, Коровин стал не только живописцем, станковой живописи, а это отдельная форма творчества, отдельный вид искусства. Это живопись, как таковая, то есть существует прикладная живопись, а есть станковая, станковая, это вот картины, портреты, пейзажи, что угодно, а прикладная может быть разная, это может быть монументально- декоративная живопись, это может быть роспись чего угодно, Она, потому и называется «прикладная», потому что она «прикладывается» к чему-то еще к какому-то виду искусства. Так вот благодаря все тому же Савве Мамонтову, Коровин становится не только станковистом, но и театральным художником, я опять же началось всё с его Абрамцевского театра, где он познакомился с той самой хористкой. Собственно говоря, театральное творчество с ним пройдет через всю его жизнь, и он в последствии станет очень востребованным театральным художником, он будет делать постановки, разрабатывать декорации, участвовать в создании костюмов.

А началось все именно тогда, с Саввы Мамонтова. У них много было творческих проектов, они ездили в Крым, и Крым Коровин очень полюбил, неоднократно туда приезжал, даже дача у него там была, так вот именно благодаря тому, что он был таким разносторонним художником, делал декорации, Савва Мамонтов поручил ему, сделать павильон для выставки в нижнем Новгороде и настолько это все было сделано со вкусом, настолько это было удачно, да, павильон крайнего севера, произвел фурор на той выставке в Нижнем Новгороде, после чего Константин Коровин был приглашен для работы, для выставки уже в Париже.

Павильон  "север"
Павильон "север"

Все это естественно его продвигало, создавало ему имя, и надо сказать, что сам по себе Коровин был очень неутомимым человеком, он очень много работал, это для него было очень важно, то есть он творил, как жил, а жил как творил. Абсолютно был органичен, чего не сказать о его, супружнице- той самой хористке, Анне Яковлевны Фидлер, которая вообще не интересовалось творчеством мужа, чем он живет, как он живет, да у них был совместный ребенок, над которым Коровин очень благоговел и трясся. Он очень переживал из-за той, неудачной истории с первым ребенком, поэтому старался как-то, морально для себя компенсировать, дать какую-то любовь, как-то реабилитироваться, и вот именно это обстоятельство держало их вместе. Но что самое интересное, вместе они не жили. То, вспыхнувшее чувство, которое у них проскочило тогда, когда Анне Фидлер было 16 лет- угасло очень быстро, может быть под гнётом каких-то бытовых проблем, может быть просто, знаете, как бывает, «любовь прошла, завяли помидоры», ну и все, вот поэтому Анна Фидлер жила в квартире, а Коровин только искал возможности, как бы оттуда куда-нибудь свалить!

То он в мастерской жил, то в своем имении в Ярославской области. Как-то вот отдельно, на людях они вместе не появлялись никогда, ну раз уж мы затронули эту часть его жизни, то тут стоит сказать, что буду очень обаятельным человеком, очень располагающим к себе людей, он очень легко заводил знакомства и романы. Он даже своим ученикам говорил: «Влюбляйтесь! если вы не будете влюбляться, в ваших работах не будь жизни»! Поэтому влюбляться это был девиз его жизни, собственно это и привело к тому, что в какой-то момент, уже будучи 40 летним художником уже известным, всеми любимым, он познакомился с молоденькой девушкой, актрисой, и он со своей обычной легкостью подошёл к ней, когда заметил, что барышня им интересуются, а барышни всегда интересовались им, причем разных возрастов, легко с ним шли на контакт. Так вот, он заметил, что она тоже на него поглядывает, ну естественно подошёл к ней так говорит: «ну, как вы будете мне позировать»? Смутил девушку, но отказать мэтру она не могла, и поэтому все-таки захаживала к нему в мастерскую, видимо позировал там, потом она, по-моему, уехала куда-то, вот тут как раз была та история, когда один жил в одном городе, другая в другом, через какое-то время вернулась, и Коровин был мягко говоря удивлен, приятно удивлен, тем как стала выглядеть его юная пассия. Это уже была молодая женщина, интересная, и вот тут их отношение стали развиваться, то есть посещать каждодневно мастерскую Коровина, стало уже у них в порядке вещей.

Ну и естественно эта связь переросла в нечто большее, чем просто дружба, и стали они таким образом жить- поживать, как бы общаться, это назвали «гражданским браком», но молодую Надежду Комаровскую, а именно так звали эту актрису, такое положение дел не очень устраивало, но сделать она с этим ничего не могла, ну, во-первых, ее мягко говоря подбешивали все поклонницы Коровина, которых вокруг него вилось множество, а во-вторых он просто был женат, и существовала официальная жена, и у них был ребенок. Но в какой-то момент чувства были все-таки сильнее, поэтому она с этим мирилась, они проживали у него на даче, в Ярославской области, они бывали у него в Крыму, и все вот он как-то собирался, собирался, говорил: «подожди, потерпи, скоро все разрешится» …

Трудно сказать, что именно он имел в виду под этими обещаниями, но получилось так, что его сын, который был юноша нервный, истерического склада попытался покончить собой, все это произошло на фоне отказа во взаимности, от его возлюбленной, а возлюбленной была никто иной, как дочь Шаляпина! Помните, я сказал, что у них очень тесно жизни переплетались? Так вот мало того, что они в жизни дружили, так его сын попытался, так сказать, добиться расположения дочери Шаляпина, но не удачно.

Ирина Шаляпина
Ирина Шаляпина

И он не придумал ничего умнее, как бросится под трамвай. Погибнуть- он не погиб, но он покалечился, и в результате все это привело к многочисленным операциям. Врачи пытались что-то сделать с его ногами, не особо удачно это получилось, практически ему ампутировали стопы, и это обстоятельство окончательно забило, клин, в отношения между Коровиным и Анной. Но развестись он не мог, чувствовал себя во всём виноватым, жена болела, ребёнок – инвалид…

В общем, все это привело к тому, что, естественно, он с женой не развелся, а с Надеждой так вот они и жили, мыкались, любили, но страдали. Коровин, тем не менее, как художник, был достаточно востребован, он неплохо зарабатывал, театральные постановки, опять же, хоть он и был, лишен коммерческой жилки, но, тем не менее, в общем-то, не нуждался. Кстати, говоря, он даже был одним из первых российских автомобилистов, очень любил разъезжать по Крыму на своём автомобиле, что говорит в общем-то о том, что, не бедствовал Константин Алексеевич!

Отдельно можно рассказать об имении Коровина в глуши Ярославской области, где на реке Нерль он приобрел на деньги, Саввы Мамонтова, и у него же купил участок, и построил там дачу. это было скорее имение, наверное, нельзя это назвать усадьбой, но вот имение, наверное, самое подходящее название, потому что дача, это вообще-то то, что «дают», от слова «дать», и дачами награждали в качестве поощрения работников, а у него это было «имение», он его купил, ему его не дарили, построил там дом в стиле русского модерна, деревянный, с большой террасой, и на этой даче он проводил очень много времени. Там он отдыхал душой, там не было суеты города, там, если кто-то и приезжал в гости, то это были только самые близкие и любимые люди, желанные, там они отдыхали, Шаляпин туда опять же приезжал, и что характерно, Шаляпин у Коровина тоже купил кусок земли, стал его ближайшим соседом, тоже построил себе дом, там они отдыхали, рыбачили, охотились. Шаляпин очень реактивный такой человек был, и очень быстро и легко все подхватывал. По натуре он не был, ни рыбаком, ни охотником, но вслед за Коровиным он увлекался тут же. И у него всегда был в душе дух соперничества, ему надо было всегда быть впереди и лучше! Вот по этой причине такая даже байка ходила, что егеря заряжали ружьё Шаляпину холостыми патронами, от греха подальше, потому что, зная его вздорный характер, они его побаивались.

В общем хорошо они там проводили время, много работ было написано: пейзажи, натюрмортов, жанровых каких-то сцен, портретов. Но грянула революция, которая обрушила весь тот уклад жизни, который был сформирован, не только у Коровина и Шаляпина, у всех людей в России. Все как-то жили, а потом- бабах! И на тебе, вторая серия и вторая смена и прощай родные учителя, как говорилось в известном фильме… этот же дух революции стал потихонечку разносить по разные стороны, Наденьку и Коровина, их пути стали потихонечку расходиться, она уже востребованная актриса, а с ним получилось другая история. Где-то уже к 20-му году он перестал быть востребованным театральным художником, и его просто из большого театра уволили большевики. Заказов на его работы было немного, работы не порадовались, и даже нарком просвещение Луначарский сказал ему такую фразу: «Константин Алексеевич, вы видим устали от революции, вам бы съездить в Париж во Францию» и это видимо был первый раз, когда Коровина назвали по имени и отчеству! Луначарский ему мягко намекнул, а может быть даже не намекал, а просто в открытую сказал, что езжайте вы во Францию дорогой товарищ, здесь вам делать особо нечего. Причем совет был достаточно дружеский, и через какое-то время Коровин им воспользовался, будучи уже не сильно молодым человеком, но тем не менее, опять же, его жизнерадостность в оптимизм такой, можно сказать, не иссякающий, даёт ему силы для того, чтобы собрать свою семью и перебраться во Францию,

в Париж в город, который он очень любил, боготворил, в котором он написал очень много талантливых работ. Город, где ему было хорошо, и помимо того, что он взял свои какие-то свои «пожитки», деньги уже не знаю, что еще, он, естественно, хотел собрать картины и договорился с неким человеком, можно сказать, «импресарио», галерейным агентом, о том, что он его работы переправит в Париж. Но работы в Париж не попали, деньги за эти работы тоже исчезли, как-то растворились вместе с этим человеком. Ни работ, ни денег… И вот Коровин со своей семьёй, с больной женой, с больным ребенком, причем больным по двум причинам, он и больной физически, он и больной на голову, потому что он постоянно пытается с собой покончить, ну и кстати, после смерти отца одна из попыток увенчается успехом… А пока они остаются в Париже, к тому моменту импрессионизм уже никому не интересен, для Франции это пройденный этап, там уже другие течения, другие веяния.

Коровин- человек старой формации, старого уклада, старого мировоззрения, продолжает что-то писать, продолжает как-то пытаться зарабатывать. Где-то, что-то, как-то в каких-то театральных постановках пытается себя там реализовать, но все это приводит к тому, что денег катастрофически мало, и живут они там мягко говоря в нужде. Коровин, который до селе никогда не занимал никаких денег, занимает где только можно, едва сводит концы с концами.

К сожалению, вот так его и творческая и земная жизнь подошли к закату… Умер он от сердечного приступа на одной из Парижских улиц, вот так вот бабах и умер великий художник. Было ему на тот момент 77 лет и похоронили его там же, в Париже, на известном иммигрантском кладбище Сент-Женевье́в-де-Буа́, где покоится очень многие из великих россиян того времени.

-16

Ну вот собственно говоря такая история. Опять же, для меня Коровин — это превосходнейший колорист, мастер света, тени, красок и композиции. Действительно наш русский первый импрессионист.

Подписывайтесь на канал, пишите комментарии - это очень помогает развивать канал!

статья "Русский авангард ХХ века" тут!