Найти в Дзене
Уютный уголок | "Рассказы"

Тебе достался дом, чтобы ты могла жить, а не выживать

Светлана поднялась с колен, в душе всё просто разрывалось от боли и страха. Как же они теперь будут жить? Конечно, Алексей не был идеальным мужем, он вообще был далёк от идеала, но он был. Иногда деньги приносил в дом, с детьми нечасто возился, а теперь… Как быть ей теперь? Ни жилья, ни денег. На детские пособия такой семьёй особо не проживёшь.

Света посмотрела на часы и поспешила домой. Соседка только на час согласилась присмотреть за детьми. Младшим девчонкам всего по три годика было. Ванька, конечно, постарше, ему шесть, но всё равно совсем ребёнок. Она поблагодарила соседку, взяла девочек на руки и направилась к своему подъезду. Ваня в припрыжку бежал впереди.

— Светлана!

Женщина вздрогнула, обернулась. К ней спешила хозяйка квартиры, которую они снимали уже больше пяти лет.

— Здравствуйте, Нина Сергеевна.

— Здравствуй, Света. Как у тебя дела?

— Спасибо, ничего нового.

— Света, я понимаю, ты потеряла мужа, но и ты меня правильно пойми. Вы уже три месяца не платите за квартиру.

— Жалость жалостью, но её на хлеб не намажешь.

— Нина Сергеевна. Просто пока не готовы документы на пенсию по потере кормильца. Вы же знаете, мы с Лёшей не были расписаны.

— То-то и оно. Тебе, может быть, вообще эту самую пенсию-то не дадут? Верх безрассудства, вот так рожать детей, не имея даже штампа в паспорте. В общем, даю вам две недели. Не найдёшь денег, ищите другое жильё.

Света даже сказать ничего больше не успела, потому что Нина Сергеевна развернулась и ушла. Молодая мать постояла ещё какое-то время, потом вздохнула. Ну вот, теперь пришёл полный конец. И что делать, просто не понимала.

Можно попробовать к тётке, но это просто мысли. Тётка всегда говорила, дети — это лишнее. У самой детей не было, да и её малышей не жаловала. Отношения у них никогда тёплыми не были. Светлана помнила три года, проведённые в тёткином доме после того, как мама умерла. Это был сущий ад. Тогда она дни считала до совершеннолетия, чтобы покинуть ненавистный дом. Не факт, что тётка примет их даже на время, а если даже и примет, то они сами от этого плакать будут.

Ваня притих, медленно шагал рядом. Светлана заглянула в почтовый ящик. Из соцзащиты ничего не было. Зато было большое, толстое письмо с непонятным адресом.

Дома она быстро накормила детей и открыла конверт. Два раза перечитала и ничего не поняла. Ей по завещанию достался дом в деревне. Название незнакомое, фамилию человека, который ей оставил всё это, она тоже не знала. Ничего не понимая, Света решила, что это ошибка. Она отложила письмо и почти сразу забыла про него. Нужно было что-то решать.

Прошло уже несколько дней, и Света прекрасно понимала, что вариантов, кроме как на улицу, больше нет. Денег заплатить за это жильё или снять новое у неё просто не было. Взгляд наткнулся на письмо. Света схватила его и снова перечитала. Нужно всё-таки сходить в эту контору. Вдруг происходит что-то, чего она не может себе объяснить.

Через две недели Светлана, трое детей и куча баулов оказались перед домом. На удивление, дом оказался большим и крепким. Судя по всему, мебель в нём была, и вообще жить можно. Деревня находилась не очень далеко от города, так что переезд не встал в копеечку.

В конторе, куда она обратилась, ей выдали ключи и документы. На её вопросы просто ответили:

— Человек, который оставил вам завещание, больше ничего не объяснил. Видимо, такова была его воля. Скорее всего, это ваш родственник, о котором вы просто не знаете.

Света была уверена, что таких родственников у неё нет, но больше ничего спрашивать не стала.

Дом внутри оказался просторным, крепким, надёжным. Она ходила по комнатам и просто боялась поверить в то, что теперь у них есть своё жильё, что не нужно вздрагивать от каждого стука в дверь и думать о том, что жить придётся под открытым небом.

— Мам, мне здесь нравится, — сказал Ваня.

Света улыбнулась.

— И мне тоже. Не очень, правда, понимаю, за что нам такое счастье, но хотя бы есть где жить.

Света решила немного отдохнуть, а потом приниматься за уборку. Мебели было достаточно, только кое-что нужно было передвинуть, всё помыть, почистить — и получится прекрасный уютный дом.

На следующий день, к вечеру, комната Вани была готова.

— Моя? Только моя комната? — не верил он своему счастью.

Света заметила, что соседи ходят мимо дома, но никто пока не приходил знакомиться. Она была этому рада. Ну как объяснить, что дом её, а она понятия не имеет, кто тут до неё жил и кому он принадлежал?

На третий день Света нашла в пустом шкафу письмо. На нём было написано «Прочти». Она не понимала, кто это должен был прочесть, но раз она нашла его, то решила, что прочтёт сама.

Распечатав письмо, Светлана затаила дыхание. Тот, кто его писал, обращался явно к ней.

«Светлана, раз ты читаешь это письмо, то меня уже нет. Но это неважно. Важно, что я опоздал сделать то, что должен был давно. Теперь пытаюсь загладить вину перед внуками, раз перед сыном не успел».

Света похолодела. Её Лёша, когда выпивал, всегда вспоминал отца. Говорил о нём всегда плохо, смерти желал и повторял, что надеется, что того уже нет. Света знала, что отец ушёл к другой, когда Лёше было всего семь. Что мать из-за этого сильно заболела, три года пролежала и умерла. Лёшу тогда забрали в детский дом, потому что никто его брать не хотел.

«Все мы понимаем свои ошибки тогда, когда их понимать уже поздно. Я тоже думал, что всегда буду молодой, всё и всегда у меня будет, а вот не вышло. От матери Алексея ушёл к другой женщине, у неё уже был сын. На тот момент ему было четыре, но мне всё не остановиться было. Там я прожил пять лет и снова ушёл. Нашёл помоложе да получше, потом снова. А когда заболел, то понял, что не нужен никому, мне-то и не нужно было ничего. С деньгами у меня нормально, жить было где, но кусок хлеба не просил бы. Просто поговорить, знать, что я не один. Не получилось. Алексей не стал со мной разговаривать, плюнул в лицо и ушёл. Тот второй сын, Сергей, даже встретиться не захотел. Вот я и стал узнавать, что вы да как».
«Сергей неженат. Работает, зарабатывает хорошо, а Лёшка… Лёшка весь в меня пошёл, непутёвый. Ты прости меня, Светочка, за такого сына. Он-то меня уже за то, что я такой, простить не может. На кухне, в коробочке из-под печенья деньги. Живите, радуйтесь, внуков расти. Вырасти их, пожалуйста, такими, чтобы не были они похожи ни на меня, ни на Лёшку. Пишу тебе адрес Сергея, вдруг он захочет познакомиться с племянниками».

Света опустила письмо. Слёзы катились по её щекам. Она почти ничего не знала про этого человека, кроме того, как сильно Лёша его ненавидел. А сейчас? Сейчас его было очень жаль, так же, как и Лёшку. Он ведь погиб тоже по глупости. Ввязался пьяный в драку, его избили так, что через два часа он скончался.

Разве мог не думать о себе отец троих детей? Света вздохнула, вытерла слёзы и пошла на кухню, чтобы найти ту коробочку. Она была очень благодарна несостоявшемуся свёкру за такую своевременную помощь. Совсем скоро зима, нужны тёплые вещи.

Денег оказалось много, так много, что Света никогда столько не видела. Прошло два месяца, прежде чем она решилась написать письмо Сергею. Письмо получилось большое, путанное, но перечитывать она его не стала — запечатала и отправила.

— Мам, а мы будем ставить ёлку? — спросил Ваня.

— Ой, Ванечка, да где ж мы её возьмём? Это нужно в лес идти, тащить её, я не справлюсь! — ответила Света.

Ваня задумался, потом вздохнул.

— Жалко, такие красивые игрушки пропадут.

Светлана удивлённо посмотрела на сына.

— Какие игрушки? Не видела я никаких игрушек!

Он смущённо ответил:

— А они там, на чердаке.

Света ахнула.

— Как на чердаке? Там же лестница такая опасная! Вань, я же запрещала даже приближаться к ней!

— Мамочка, ну я осторожно, там столько всего интересного!

Уложив детей спать, Света присела на диван.

— Ёлку, конечно, нужно ставить. Дети маленькие, им интересно, тем более, когда есть игрушки. Нужно самой завтра слазить на чердак. А ёлку можно попросить соседа принести. Он дядька пожилой, строгий, но не злой же.

Светлана осмотрела лестницу, ведущую на чердак. На следующий день к вечеру к её дому зашёл сосед, неся в руках красивую ёлку.

— Ой, дядь Степан, спасибо вам большое! Такая красивая!

— Да не за что, ребятишкам в радость пусть. Ну, а Сергей-то что, так и не отозвался?

Света покачала головой.

— Нет, но можно его понять.

— Ох и напутал Колька при жизни. И ведь все женщины у него были хорошие, справные. И чего только не хватало. Вот и помер в одиночестве. Хоть и не говорят про покойников плохо, а? Дурак! — буркнул сосед и ушёл.

Света решила достать игрушки.

— Ванька смог залезть, значит, и я смогу, — подумала она.

С трудом подтащила коробку к лестнице. А вот как её спустить, совсем не понимала. Коробка большая, да и весит не как пушинка.

— Может быть, на верёвке? — подумала Света.

Она спустилась на несколько ступенек вниз и вытянула коробку на перило. Было очень неудобно, потому что коробка упиралась прямо в неё. Она ступила ещё ниже, кое-как перехватила коробку. В этот момент дверь в коридоре открылась и хлопнула. Света вскрикнула и полетела с лестницы. Она зажмурилась, приготовилась к удару, но его не последовало.

Её кто-то поймал. Она открыла глаза и увидела молодого мужчину. Ничего лучше не придумала, кроме как сказать:

— Здравствуйте.

Он усмехнулся, поставил её на ноги и в один шаг поднялся по лестнице, чтобы достать коробку с игрушками.

Света только сейчас заметила большую дорожную сумку.

— Вы… вы Сергей? — выдохнула она.

Мужчина улыбнулся.

— Да, я Сергей. А вы, видимо, Светлана, жена моего брата?

Дети сидели на диване и внимательно наблюдали за тем, как гость устанавливает ёлку. Он смущённо улыбался.

— Ну, детвора, налетай, будем украшать, — позвал Сергей.

Через полчаса Сергей и ребятня уже стали неразлучными. Мужчина по очереди поднимал девчонок, чтобы они вешали игрушки на самую верхушку, а за Ваней была закреплена нижняя часть. Дети весело хохотали и визжали от радости.

Света, наблюдая за этой сценой, не вмешивалась. Всё-таки это его племянники, а она ему совершенно никто. Конечно, она была бы рада, если бы они хотя бы иногда виделись. Папы у детей больше нет, а тут всё-таки мужчина в семье.

Когда дети устали и уснули раньше обычного, Сергей подмигнул Свете.

— Ну что, завтра Новый год встречать будем? Хорошо себя вели? Дед Мороз должен подарки принести.

Ваня серьёзно кивнул.

— Мы хорошо себя вели, маме помогали. Я даже старался не плакать, когда папа умер.

Сергей удивлённо взглянул на Свету. Та растерянно посмотрела на сына. Они никогда не разговаривали с детьми на эту тему. Она просто сказала, что папа уехал — насовсем. А сын, оказывается, всё понял сам.

Первый раз в жизни, если не считать того времени, что жила ещё с родителями, у Светы был такой весёлый и настоящий Новый год. Сергей дурачился, веселил детей, а когда они уснули, вытащил из сумки подарки и положил под ёлку. Потом взглянул на Свету.

— Ну, пора, наверное, и нам поговорить.

Света кивнула и присела.

— Зачем ты мне написала? — спросил Сергей.

Она протянула ему письмо и сказала:

— Мне от тебя ничего не нужно. Просто в семье такие отношения, что никто ни с кем не общается. Вот я и подумала: вдруг тебе будет интересно узнать, что у тебя есть племянники.

Сергей быстро пробежал письмо глазами, бросил его на стол и вздохнул.

— Понимаю, что его уже нет, а простить не могу. Представляю, каково было Лёше.

Света всклипнула.

— Да, плохо ему было, но он почему-то думал, что отвечать за всех должна я.

Света никогда никому не рассказывала, что, когда Алексей выпивал, он буквально наливался злобой ко всему миру. Но так как рядом была только она, то принимать на себя весь его гнев приходилось ей. Чаще всё ограничивалось словами, но иногда Лёша и руку поднимал.

Она всё это как на одном дыхании рассказала Сергею. Тот нахмурился.

— Значит, прав был отец. Лёшка стал таким же, как он. Я тоже помню, как он мог на мать руку поднять. Ладно, давай не будем о плохом. Сегодня же праздник. Всё плохое позади, а впереди у нас только хорошее.

Сергей приезжал к Свете и детям так часто, как только мог. Сосед Степан, улыбаясь в усы, частенько подшучивал:

— На свадьбу не забудь позвать, стрекоза!

Света краснела и отмахивалась:

— Да что вы! Какая свадьба? У меня трое детей.

— Ну так и что, что трое? Они ему, считай, не чужие, — отвечал Степан с хитрой усмешкой.

На следующий Новый год Света и Сергей поженились. Его мама приняла Светлану как родную, а с детьми просто не хотела расставаться.

В новогоднюю ночь, их первую как мужа и жены, Сергей поднял бокал и произнёс:

— Всё, Света, начинаем жизнь с чистого листа. Без обид. И без прошлого.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.