[ Перейти к списку статей о Саентологии ]
Название.
Слово "саентология" не назовешь интуитивно понятным, хотя сам автор термина считал его удачным и точным. Корень "scio" обозначает "знать, понимать". "Scio me nihil scire" — "Я знаю, что я ничего не знаю". Произнося это знаменитое изречение, лично я ощущаю особый акцент на слове *Знаю* ("я уверен", "я действительно осознаю"), - это не просто какая-то информация или данные. И правда, в саентологической философии существует шкала состояний от "Знать" наверху до "Тайны" внизу - что бы это ни значило. Итак, "Саентология" - это изучение некоего "состояния знания", или "наука о том, как знать".
Более того, сам Хаббард считал Саентологию наследницей духовной традиции человечества и поэтому выбрал название, которое напрямую отсылает нас к "Ведам" и другим древним словам, содержащим в себе подобные смысловое содержание.
Школа психотерапии 1940-х
В 1950 году вышла в свет книга "Дианетика: Современная наука душевного здоровья" (другой вариант перевода - Дианетика: Современная наука о разуме), в которой Хаббард четко и однозначно описал как теорию, так и точную технологию по улучшению состояния человека. В своей уверенной манере, Хаббард провозгласил открытие чуть ли не источника всех проблем человечества (речь идет о так называемом "реактивном уме"). Именно эта штука лишает человека (и человечество) действовать исходя из разума.
Хаббард заявил, что применение его метода позволяет настолько значительно улучшить состояние человека, что можно будет говорить о "новом человеке" и новой цивилизации (если, конечно, удастся использовать эту технологию массово). При этом, автор с самого начала решительно отгородился ото всех других течений, включая психологию и психоанализ, настаивая на том, что его система работает только в том случае, если используется в том виде, в котором она описана, что в свою очередь требует особого подхода и строгого соблюдения предписанных стандартов.
Впечатляющие результаты достигаются и помощь людям становится возможной, если применяются конкретные методы, и каждое действие доводится до конца, что требует немалого упорства. Как практик, могу подтвердить, что это непростая работа даже при точном и профессиональном применении Метода, а специалисту из другой сферы с его опытом (психология, психоанализ и пр.) бывает трудно устоять перед искушением что-то "улучшить", соединить с другими техниками, либо попытаться "втиснуть" теорию Дианетики в рамки других дисциплин. Внутри Саентологии это считается признаком неспособности человека добиться результата с помощью уже имеющегося, проверенного метода. Замечу, что изначальная политика, направленная на сохранение чистоты технологии могла быть впоследствии использована в иных целях. По этой причине стороннему наблюдателю бывает сложно отличить, имеет ли он дело с фанатиками, или просто с профессионалами, которые не позволяют кому попало "копаться в электрощитовой без удостоверения электрика".
Хотя внутри Саентологии смешение теории, практики и философии Хаббарда с другими направлениями невозможно, техники саентологов могут активно использоваться за пределами саентологических организаций. Психотерапевт может проводить сессии по Дианетике (поскольку это просто работает), не афишируя используемого метода. Но не будем углубляться в дебри...
В чем суть Дианетики?
Итак, "реактивный ум"... Эта штука заставляет человека вести себя нерационально, испытывать все нежелательные эмоциональные состояния, и даже вызывает болезни. Короче, если в вас есть что-то нехорошее, то это - часть "реактивного ума". На самом деле, состоит он из записей ситуации из прошлого, содержащих боль и ослабление (потерю) сознания. Например, при сильной болезни.
Итак, куча бесчисленное множество таких "записей" хранится у вас где-то, причем далеко не факт, что вы имеете к ним доступ. Некоторые люди не способны "возвращаться в прошлое" и воспроизводить эти записи, как цветной фильм, но это не отменяет того, что они записываются и складируются.
Если запись не содержит боли и бессознательности, то она находится в хранилище, где является частью опыта и может быть использована разумной частью человека. В противном случае она находится в области, именуемой реактивным банком, или реактивным умом.
Итак, реактивный банк - это "свалка" записей опыта прошлого, содержащих боль. Согласно Дианетике, эти записи недоступны для разумной части человека. Тем не менее, они каким-то образом связаны вместе и образуют автомат, способный управлять поведением человека, вызывать эмоциональные реакции, мысли. Более того, человек может воспроизводить ситуации из записи, и даже заболеть. При этом, первопричина собственных поведения и реакций оказывается скрыта от человека. Кто-то сказал бы, "в подсознании".
Пожалуй, современные люди интуитивно понимают суть Дианетики: травмы из детства, "вьетнамские флешбэки". Каждый знает, что болезненные переживания из прошлого могут активизироваться, когда в нашем окружении возникает нечто похожее на их содержимое. Конечно, в этом есть и заслуга Дианетики.
Но это - верхушка айсберга. Всем знакомая ситуация, когда солдат видит вентилятор, который ассоциируется с вертолетами, Вьетнамом... и вот, он уже не заметил, как убил свою жену - это понятно. Но как насчет того, что мы все смотрим на мир через своеобразные очки-фильтры, окрашенные болезненными записями, которые в данный момент у каждого активированы... сотнями? Записи из прошлого, соединенные в "цепи", сообщают в настоящий момент нежелательные эмоциональные привкусы. Человек также получает жесткие установки и отношение к жизни, которые держатся на боли ("заряде") в реактивном уме.
К примеру, все записи конфликтов с противоположным полом находятся на одной цепи и неудивительно, что молодой человек вдруг реагирует на свою девушку, как на мать. В такие моменты включения записей из реактивного банка (инграмм) человеку не хватает сил распознать, что на самом деле происходит. Инграммы скрыты и защищены от нашего воздействия на них, но сами могут включаться и воздействовать на нас в любой момент.
Дианетика - это метод, позволяющий постепенно распутать этот клубок, выдергивая записи из реактивного ума, одно за другим. По мере того, как все больше содержимого реактивного ума обезврежено и рассмотрено, разрушительная сила реактивного ума ослабевает, человек становится счастливее и здоровее. Улучшение эмоционального состояния вместе с изменением жизненных установок приводит к увеличению способностей человека.
Характерной особенностью подхода Хаббарда было то, что он не называл этот путь "исцелением" или "терапией", поскольку Дианетика должна была вывести человека за пределы нормы. В качестве идеала был предложен эталон - клир (От англ. "Clear" - команды, очищающей память в старых счетных машинах. Без сброса памяти, расчеты содержали бы ошибки.)
Также, Клир - это рациональный, неаберрированный человек, который действует наилучшим образом на основе имеющихся у него данных. Аберрированный человек может иметь сколько угодно данных, но не быть в состоянии действовать на их основе.
Клир - это, с одной стороны, новая ступень развития человека. С другой стороны, это достигается путем избавления от чего-то "чужеродного".
Основными отличительными чертами Дианетики можно назвать:
- Терапевт ("одитор" - "тот, кто слушает") подает команду найти конкретный случай и перепроживать его снова и снова. Одитор не берет на себя роль авторитета или врача, никогда не дает советов и оценок. Его задача - помочь человеку не забуксовать, не застрять, а продвигаться в нужном направлении. По ряду причин (очевидных и не очень), эта работа возможна только в паре.
- Сосредоточив человека на рассмотрении снова и снова единственного случая и не позволяя ему переключиться на что-то другое, мы становимся свидетелем того, как человек сам решает свою проблему, разрядив случай, изменив к нему отношение, лишив его какого-либо негативного влияния.
- Постепенно увеличивается скорость и человек становится способен иметь дело с более сложным материалом. Становится доступен более ранний материал.
- Клубок "реактивного ума" разматывается по своим законам, в той последовательности, в которой ранее недоступный материал становится доступен для рассмотрения.
- Имеются четкие критерии успешного завершения каждого действия. Неспособность "добить" один болезненный случай до конца оставляет его включенным, и при переходе к рассмотрению другого случая, пре-клиру станет хуже.
- Отсюда - требование к одитору настойчиво действовать строго в рамках технологии и не мешать Дианетику с другими техниками. Как уже говорилось, знать о принципе работы реактивного ума в общих чертах - недостаточно. Разворошить его - дело нехитрое. На самом деле, лучше вообще не лезть туда, если вы не уверены, что сможете доводить дело до конца. Иногда работа одитора предполагает повторение одного и того же действия часами. Одитор не должен отпустить партнера домой, если тот находится посреди включенного болезненного случая. Одитор продолжет бить в одну точку, не меняя метода, выдерживая такие "мелочи жизни", как плач 4 часа подряд. Зато, когда победа будет достигнута, этого не пропустит ни одитор, ни его подопечный.
- В Дианетике заявляется, что улучшение наступает в тот момент, когда человек сможет "засмотреть до дыр" заряженный случай, сперва соприкасаясь с его болезненным содержимым все больше и больше, постепенно "разряжая" его, теряя к нему интерес и, наконец, получая долгожданное избавление от его влияния, сопровождаемое всплеском радости! Имено это действие ведет к победам и открытиям, а не разговоры об этом.
Создание организации
Парадоксально, но на этом понимание Саентологии обычно заканчивается даже у многих энтузиастов. Просто не приходит на ум, что в тот самый год, когда вышла Дианетика, Хаббард переходит на совершенно новый уровень.
Движ был уже запущен, популярность Дианетики стремительно росла. Как Джон Коннор в конце "Терминатора 3", Хаббард оказывается в центре всей коммуникации независимых одиторов, работающих по его книге. Однако, для самого Хаббарда совместный одитинг по книге - это уже вчерашний день. Его исследования идут вперед, копится опыт одитинга... Идеальная картина в представлении Хаббарда: то, что вчера было экспериментальной разработкой, уже сегодня должно предоставляться в виде услуги, не теряя в эффективности.
Именно под это дело создается в итоге Церковь Саентологии. Нужно было решать широкий круг задач:
- помочь Хаббарду проводить дальнейшие исследования
- быстро внедрять новые методики одитинга и знания в этой сфере, проводить "работу над ошибками" и немедленно внедрять исправления
- максимально быстро готовить одиторов, обученных новейшим техникам, по новейшим стандартам
- максимально качественно предоставлять одитинг публике
- расти и расширяться стремительно, но не в ущерб качеству одиторов и предоставляемого публике одитинга
Чтобы понять различие между Дианетикой по книге и поздней Саентологией, можно использовать, на мой взгляд, исчерпывающую аналогию: сравните сложность обслуживания телеги и "Бентли". Другими словами, вся технология, появившаяся после Дианетики, рассчитана на применение внутри организации и не может быть использована вне организации из-за отсутствия соответствующих условий.
Лично мне пришлось действительно долго "изобретать велосипед", прежде чем я понял, что Хаббард просто сделал все сразу правильно.
Даже если взять такую "простую" задачу, как подготовку одитора по книге "Дианетика", вы убедитесь в том, что многие люди, которые начнут одитировать по ней, являются плохими одиторами (как я, например). У человека просто может не быть того, что Хаббард подразумевал, как само собой разумеющееся (ведь у него получалось). А потом выяснялось, что у людей этого просто нет, и нужно, внимание, научиться, как обучить одитора этому базовому навыку.
Кстати, это одна из "фишек" Саентологии - методики прокачки человека, чтобы он, имея собственный груз "реактивного ума", мог одитировать других людей, просто отключая свой - оказывается, "так можно было".
Сегодня, обучение одитора, которому можно доверить самые простые техники, занимает год. Базовый уровень одитора, способнова провести человека через два первых больших блока одитинга, требует в совокупности трехлетней подготовки. При этом, Хаббард стремился ускорять "производство одиторов", и эти 3 года человек учится по принципу "80% практики, 20% теории".
Скажу от себя: попробовав реально помочь другому человеку, ты теряешь кучу иллюзий и начинаешь ценить все эти "приземленные" вещи: организацию, маркетинг, стандартное обучение. Все это звучит "душно" только для тех, кто не пробовал дотащить человека буквально "за уши" "из пункта А в пункт Б". Кстати, в Дианетике наличие "пункта Б" подразумевалось, но далеко не всегда достигалось. В Саентологии предполагается, что "пункт Б" будет достигнут во всех случаях.
Теперь пришло время сказать пару слов о том, в какую сторону двигалась технология и философия Хаббарда после "Дианетики". Речь пойдет о периоде с 1950-х по 1970-е годы - можно сказать, о "золотом веке Саентологии".
От психотерапии к религии (1950 - 1970-е)
Итак, те люди, кто получал наилучшие результаты от применения Дианетики, постепенно "разматывали свой клубок реактивного ума", и их взору открывались все более глубокие слои памяти, двигаясь в сторону раннего детства.
Как я уже говорил, вряд ли кого-то удивит идея, что возможно разрядить эмоционально заряженное переживание, повторно перепроживая его. Но вот идея о том, что в основе всех проблем лежат именно записи, содержащие физическую боль... в это поверит далеко не каждый. Еще бы - многие люди не могут даже получить даже "видеоряд" при перепроживании записей прошлого - тем более им недоступна физическая боль и другие ощущения!
А как вам идея из "Дианетики" о том, что любая фраза, произнесенная в момент записи воспоминания, содержащего физическую боль... любая такая фраза записывается, как гипнотическая команда!
К примеру, человека сбивает машина, и кто-то кричит: "Ты ослеп?!". Через 10 лет человек видит, как кого-то другого сбивает велосипедист, и у него постепенно начинает ухудшаться зрение. Если это и было бы правдой, то проверить эту гипотезу сил и упорства хватит далеко не каждому. И это все в рамках той самой Дианетики-50.
Хаббард заявляет, что пришел к выводу, что без стирания "основы основ", - первой болезненной записи, полученной еще на внутриутробной стадии формирования плода, невозможно получить грандиозных побед, поскольку все-все записи в итоге основаны на этой самой-самой первой и ведут к ней по цепи. Поди проверь...
А вот куда проще проверить то, что многие "пациенты" в процессе одитинга получают "воспоминания о прошлых жизнях", независимо от того, верят они в прошлые жизни или нет... Это факт, и тут имеет место развилка, как к этому относиться. Понимаете, обычно, практикуя Дианетику, человек движется в сторону увеличения уверенности в том материале, который он получает из памяти, и эта уверенность, по моему опыту, вполне обоснована (к примеру, ты одитируешь знакомого и знаешь, что было на самом деле в рассматриваемом случае, а он постепенно восстанавливает эти подробности - сперва ошибаясь, а потом самостоятельно исправляясь). Напомню, что одитор не имеет права давать подсказки. Довольно быстро пре-клир привыкает, что, "распаковав" случай из прошлого, он обнаруживает там боль, извлекает ее, перепроживает, и получает сильное облегчение, по-новому видит этот случай. К примеру, потеряв близкого человека, он всегда узнает эту боль, и, точно обнаружив ее источник, сможет буквально занырнуть в нее, вычерпав полностью - "до дна".
Но что, если вас выносит на случай, которого с вами не случалось? Хаббард говорил, что с таким материалом следует обращаться точно так же, как с любым обычным воспоминанием, и это даст "терапевтический эффект". В конце концов, это и есть особенность Метода - одитор принимает то, что нашел пре-клир, и это сильно помогает последнему продвигаться вперед.
У Хаббарда был выбор, как оценить вышеописанное явление, и вы уже догадываетесь, с каким заявлением он выступил, вызвав раскол в рядах сторонников "Дианетики".
Признание того, что человек в своей основе является чем-то, что не может умереть, Хаббард уходит от философии, вращающейся вокруг необходимость стирать-стирать-стирать "всемогущий", "великий и ужасный" реактивный банк. Во взаимодействии человека, как духовного существа, с окружающим миром и реактивным банком, становится ясно, что одитинг должен не только ослаблять банк, но и усиливать способности самого человека. Одна и та же ситуация может быть "травматичной" для одной, и не стоящей внимания - для другой личности. Один человек будет часами одитировать свою потерю игрушки в детском саду, другой за полчаса проработает нечто "совершенно невыносимое".
В общем, центр внимания смещается на "Я", подлинную личность человека. Работая по ослаблению "реактивного ума", мы одновременно возвращаем человеку качества, которые не равны простому облегчению или улучшению настроения. Саентологи убеждены, что в ходе одитинга и тренировок возвращают давно утраченные качества и способности, либо развивают те, которыми человек не обладал, но которыми может обладать каждый. Это, во многом, могло проиходить и при практике изначальной "Дианетики" по книге, но в Саентологии был создан маршрут, якобы позволяющий восстанавливать способности в определенной последовательности, начиная с более простой сложности, чем предлагалось в "Дианетике", заканчивая тем, что "Дианетика" даже не рассматривала, и используя при этом гораздо более тонкие инструменты и избегая "долбежки в бетонную стену" там, где работают более изящные методы.
Простой пример: допустим, человек не готов рассматривать то, что он сделал другим, если он считает себя жертвой всех обстоятельств. Предположим, ему нужно долго прорабатывать свои "обидки" прежде, чем он сможет смотреть на то, как он сам вел себя на протяжение всей жизни. Вот вам пример двух "ступенек" - не пройдя первую, человек не сможет работать по второй. А значит, не сможет и получить состояние избавления от своих "грешков". Дойдя же до этой ступеньки честно, человек потеряет всякий интерес к тому, "как с ним были несправедливы" (что, возможно, имело место) - его теперь интересует только то, как он был несправедлив. Он будет сам находить именно такой материал в своей памяти - даже без помощи одитора.
Итак, вся практика компонуется в единый маршрут саморазвития, построенный по принципу постепенного увеличения сложности. Предполагается, что на каждом новом этапе одитинга, преклир восстанавливает какую-либо способность.
Новые виды одитинга могут включать новые принципы, такие как отключение тяжелых воспоминаний, которые пока человек не готов проработать, но это отключение сильно увеличит его способности.
Очень интересная техника, используемая как для тренировки способностей одиторов, так и для одитинга, зиждется на принципе "что включило, то и выключит", или "единственный путь из этого - это путь через это". Человеку подают команду и водят от стены к стене, побуждая прикасаться с ней каждый раз, пока его не начинает "корежить" - включается материал, связанный с самыми базовыми вещами, которые вокруг нас всегда. Это и присутствие другого человека, и взаимодействие с материальными предметами, и болезненная для многих "кнопка", связанная с контролем, либо необходимостью смотреть на что-то. Даже не зная, что именно "включается", одитор настойчиво продолжает водить преклира, пока тот не проходит через "ломку", и внезапно, как будто пробуждаясь ото сна, заявляет что-то наподобие: "ты знаешь, а я ведь могу делать это бесконечно!" В этот самый момент его способности увеличиваются, и процесс завершается. Теперь он знает, что "всемогущий" реактивный ум может быть побежден, что и произошло только что с помощью одитора. Насколько я помню, лично меня этот процесс не сильно "торкнул", но многим он принес большие победы. Как вы видите, в основе даже этого вида одитинга, имеющего дело с внешними объектами, также лежат принципы, изложенные в "Дианетике".
Наконец, довольно очевидно, что так называемый "духовный" компонент Саентологии вовсе не предполагает внушение человеку идей о том, чем он является. Одитинг позволяет расчищать некую область "внутреннего мира", и, убрав достаточное количество "заряда", вернуть человеку способность снова посмотреть на нее. Именно в такие моменты возможны "озарения", новые понимания, отказ от старого образа действий. В такие моменты человек возвращает себе свободу мышления и устанавливает для себя новую реальность. И закономерность состоит в том, что человек стремится вернуться в свое изначальное состояние способного, свободного, этичного и сильного существа. Другая закономерность состоит в том, что люди в своей основе очень разные, и с радостью сбрасывают навязанные мнения, открывая себя такими, какими они хотят быть.
В общем, заявляется, что именно способность вычерпывать болезненный заряд "до дна" позволяет в ходе одитинга добиваться таких результатов. Самовнушение и авторитетные мнения, наоборот, склонны подавлять человека и закрывают ему путь самому открывать себя.
Такое "самооткрытие" также сопровождается естественным расширением сферы ответственности - то есть всего того, что человек считает делом своих рук, хорошего и плохого. Бывают случаи, когда преклир начинает делать то, что ему запрещалось в детстве, и постепенно становится заинтересованным и деятельным членом общества.
И все же, Хаббард "вкидывал" идею о том, что правильнее всего - работать с наиболее способными людьми. Согласно Саентологии, именно способные получают самый большой результат за минимальное время, начиная оказывать позитивное влияние на свое окружение и, как следствие, на все человечество.
Пожалуй, для краткого рассказа это даже перебор информации.
Что ж, с выхода в свет "Дианетики" прошли десятилетия... Саентология пережила свой золотой век, Хаббард умер, произошел раскол на "Церковь Саентологии" и "Свободную Зону". Были спады и подъемы, скандалы и многочисленные победы. Лично я буду всегда помнить, как, будучи любителем "Дианетики" с чрезвычайно завышенным самомнением, я впервые обратился к профессиональному одитору, и то, что я увидел в нем в первые минуты, сделало меня фанатом Саентологии. Я увидел компетентность, и эта компетентность не была случайна.
[ Перейти к списку статей о Саентологии ]