Дорогие друзья, сегодня мы хотим представить вам выдающегося художника, который успешно начинал свой путь в России как декоратор, сценограф и автор театральных костюмов, но покинул родину и долгое время оставался незаслуженно забытым – Григория Пожидаева.
Григорий Пожидаев появился на свет в 1894 году в Ялте в семье потомственного дворянина Анатолия Григорьевича Пожидаева. В юности он получил уроки живописи от Яна Францевича Ционглинского, после чего поступил в Московское училище ваяния, живописи и зодчества, где учился у таких мастеров, как А.Е. Архипов и Н.А. Касаткин.
Творческий путь Григория начался с сценографии. Он стал членом Императорского Русского театрального общества и проявлял интерес к балету. В сотрудничестве с балетмейстером К. Я. Голейзовским, оформлял его постановки как в Интимном театре Б. С. Неволина, так и в Большом театре. Совместно с Голейзовским он создавал балет на основе «Маски Красной смерти» Эдгара По, написанного на музыку Николая Черепнина. Художник создал ряд блестящих цветных эскизов, были печатаны афиши, но в 1919 году Большой театр отказывается от постановки, из-за цензуры, вероятно боясь политических ассоциаций, которые вызывали слова «Красная смерть».
В условиях новой действительности, Григорию Пожидаеву всё сложнее реализоваться на родине и в 1920 году он принимает решение покинуть Россию. Эмигрировав сменил имя Григорий на Георгий (Жорж), более привычное европейскому слуху, и стал подписывать свои работы творческим псевдонимом Georges A. de Pogedaieff. Во Франции художник продолжил работать театральным сценографом и декоратором – создал эскизы костюмов и написал свыше 60 портретов для фильма «Страсти Жанны д’Арк», сотрудничал с кинорежиссёром Абелем Гансом во время съемок фильма «Конец света» и работал для театра «Летучая мышь».
Интересен и тот факт, что в советской России Григорий Пожидаев не был участником ни одной выставки, а вот в 1935 году в Каннах состоялась персональная выставка художника, на которой среди 12 портретов парижских знаменитостей были представлены портреты И. А. Бунина и поэта Владимира Смоленского. И между прочим Иван Бунин лично посетил выставку художника.
В тяжелые годы Второй мировой войны и оккупации Парижа, Григорий остался в городе и создал удивительные иллюстрации к произведениям русской классики – Гоголя, Чехова, Пушкина, Лермонтова. Прекрасно осознавая, что книги на русском языке не будут опубликованы из-за запрета, он продолжал рисовать отчасти назло, и как говорил сам: «из национальной самозащиты». В это же страшное время художник жертвовал свои работы в пользу русских военнопленных, позже – Особому комитету по сбору средств на ремонт собора св. Александра Невского в Париже.
В 1950 годах художник работал над иллюстрациями к библиофильскому изданию «Апокалипсиса», которое вышло тиражом в 199 экземпляров и включало 88 иллюстраций в четырех томах. Это издание принесло ему славу и известность во Франции. Он поддерживал дружеские отношения с дипломатом Полем Клоделем и президентами Французской Республики Венсаном Ориолем и Рене Коти. Кстати, живя во Франции с 1926 года, он получил гражданство только в 1952 году, а чуть позже получил орден Почетного легиона из рук президента Французской Республики Рене Коти.
Один французский журналист однажды описал Григория Пожидаева как «друга Поля Клоделя и бродячих собак», после того как увидел собачью конуру, построенную художником, чтобы его четвероногие друзья могли укрыться от непогоды. У самого художника был любимый пёс по кличке Милый, которого он часто выгуливал в оккупированном Париже, громко зовя по-русски: «Милый, Милый!».
Григорий был инициатором восстановления старинной часовни Нотр-Дам-де-Грас в Менербе, которая была построена в 1720 году в знак благодарения Святой Деве Марии за избавление от чумы. Художник случайно наткнулся на нее, прогуливаясь с мольбертом и кистями. Несмотря на изношенность здания, он смог собрать необходимые средства для восстановления и создал семь крупных живописных панно для алтаря и пределов.
Сердце художника остановилось на 77 году жизни, он был похоронен в Менербе (Прованс). На его могиле установлен деревянный православный крест, который он сделал самостоятельно за несколько месяцев до своей смерти. Спустя несколько десятков лет, после кончины его вдовы и единственной дочери Ольги, вещи и архив художника были распроданы на аукционе, а вырученные средства пошли на нужды Общества защиты животных.
Творческое наследие Григория Пожидаева безусловно велико и ценно. В настоящее время множество его работ находится в частных коллекциях, но благодаря деятелям искусства, коллекционерам и благотворительным фондам работы нашего соотечественника возвращаются на родину. По данным HammerPrice российскими аукционными домами за последние несколько лет из 29 работ было продано 4 произведения художника. Самая высокая цена в размере 1,2 млн рублей была предложена за эскиз костюмов для постановки оперы Александра Бородина "Князь Игорь" - "Два мурзы" (на фото) на осеннем московском аукционе. Интересно и то, что многие работы художника выставляются на торги не единожды.
Больше информации об истории аукционных продаж художника вы узнаете здесь👉HammerPrice👈