Фильм от студии а24, которые умеют снимать интересное кино привлёк моё внимание уже давно. Новинка, позиционирующая себя как ужастик с примесью мистики, что может быть лучше для любителя жанра? Ожидания от фильма были очень высокими. Даже не смотря на то что фильм снимала неопытный режиссёр Джейн Шёнбрум, продюсированием занималась Эмма Стоун, хотя, это наверно единственное знаменитое имя в этом фильме. И каким же получился фильм "Я видел свет телевизора", давайте разбираться.
Я видел свет телевизора (I Saw the TV Glow) 2024 г.
Жанр: арт-хаус, драма, ужасы, мистика.
О чём фильм: история жизни Оуэна (Джастис Смит), который в юном возрасте встречает девушку Мэдди (Бриджет Ланди-Пейн), увлечённую мистическим подростковым сериалом "Розовый туман". Ребята очень быстро находят общий язык и Мэдди начинает погружать Оуена во вселенную сериала, оставляя ему видеокассеты с записанными сериями, которые мальчик не может смотреть из-за строгого графика родителей. Так продолжается несколько лет, пока девушка таинственным образом не исчезает, а сразу после этого заканчивается и их любимый сериал.
Сразу хочется сказать, что фильм не для всех, и понравится может не каждому, но лично меня эта кинокартина держала до последнего кадра, уж очень было интересно узнать развязку. Причём если вам понравится фильм, вы захотите пересмотреть его ещё раз, потому как зная события финала смотреться он будет уже по другому. Понравилась мне в первую очередь история и цветокоррекция. Хотя сама история не нова и много раз использовалась в других фильмах, но подход к повествованию выбран довольно оригинальный. Касаемо цветокоррекции - колористы постарались выдержать фильм в тёмных, по при этом розово-фиолетовых тонах, что создаёт дополнительную атмосферу некой мрачной, мистической сказки, вполне в духе рассказываемой истории. Фильм при этом невозможно обозначить каким-то жанром, потому как он не имеет однозначных выраженных признаков какого либо жанра. Как ужастик - он не пугает, но содержит всё же довольно мрачные и пугающие сцены, к примеру финал сериала "Розовый туман", в котором зрителю показывают Мистера Меленхолию, главного злодея, вырезающего сердца главным героиням, после чего он поит их "лунным соком" и закапывает заживо, отправляя в "царство полуночи". Элементы мистики так же преследуют нас на протяжении всего фильма, но по большей части это всё же арт-хаусная драма про жизнь подростка, взросление и понимание себя, а так же изменение восприятия мира с возрастом, ведь когда Оуэн смотрит сериал уже будучи взрослым, он кажется ему уже не таким пугающим и мрачным как в детстве, а скорее глупым и наивным.
Из минусов можно выделить неторопливо повествование и уже заезженную идею, которую эксплуатировали уже много раз. А так же излишнюю прямолинейность, ведь когда Мэдди возвращается спустя 10 лет и рассказывает Оуэну свою историю - по сути мы получаем финал в середине фильма, потому как суть её рассказа и будут нести далее до конца всего фильма, а зрителю останется думать насколько правдивы её слова. И даже финальные сцены не дают однозначного ответа на все вопросы, слишком все события похожи на побочные эффекты лекарств принимаемых Оуэном, так что в определенной степени мы получаем открытую, неоднозначную концовку, в которой неясно права ли была Мэдди или же это бред психически нездорового человека.
Аллегория на трансгендерный переход.
Всё-таки это у нас современное кино, и почитав некоторые материалы и мнения режиссёра и съемочной команды, мне удалось выяснить, что фильм является некоторой аллегорией на трансгендерный переход, и социальной тяжести связанной с ним. Но не торопитесь закидывать фильм помидорами, кроме одной сцены где у нас Мэдди признаётся Оуэну, что она лесбиянка больше никаких намёков на это нет. Да и это настолько неочевидная аллегория, что разглядеть её без дополнительных подсказок - просто не представляется возможным. Тут можно вспомнить сериал "Настоящая кровь", который по своей сути является очень трешовой историей о вампирах. Многие разглядели в этом сериале аллегорию на ЛГБТ+*, вроде как из-за ксенофобии к показанным в сериале вампирам и отношении к ним, хотя если не пытаться глубоко анализировать и искать скрытые смыслы - в голову такое вряд ли кому-то придёт. В этом случае и "свет телевизора" и увлечение "Розовым туманом", так же сложно назвать какой-то аллегорией на трансгендерный переход или какой-то прямой намёк на ЛГБТ+, ели бы я не стал интересоваться фильмом более подробно я бы и не подумал что тут может быть скрыта такая идея, по мне так это именно идея взросления и переосмысления своих ценностей с возрастом.
Что же по итогу - "Я видел свет телевизора" артхаусная драма с элементами ужаса и мистики, причём весь ужас происходящего и весь драматизм можно понять лишь ближе к финалу, это один из тех фильмов который никак не проявляет своей натуры до финальных сцен. В этом случае мне вспомнился рассказ Стивена Кинга, названия не вспомню, но по описанию - история писателя, который на протяжении всего рассказа рассказывает о своей жизни, и о непонятных опытах с целебной водой, а в финале мы узнаем, что из-за описанных им событий и повсеместного распространения целебной воды начали появляться побочные эффекты в виде слабоумия и мир оказался на грани апокалипсиса, где все теряют способность ясно мыслить. Осознание всего ужаса приходит лишь в конце, когда он рассказывает о побочных эффектах. Та же история получается и с фильмом "свет телевизора", до последних сцен зритель просто не осознаёт масштаба катастрофы и всего ужаса происходящего, и лишь в конце мы осознаём всю трагедию жизни Оуэна, который, кажется уже сам запутался, что реально, а что нет. В фильме поднимаются актуальные темы - одиночество непохожих на других людей, отстранение от мира и социума через пристрастия к сериалам и видеоиграм. А Мистер Меланхолия и Полуночный мир, являются явными аллегориями на депрессии и попытки уйти от них через различные зависимости. "Лунный сок" вполне может быть аналогом алкоголя, либо других любых зависимостей, с помощью которых люди в депрессии уходят от реальности, становясь "заживо погребёнными" и бессердечными, пытаясь прожить эту жизнь притворяясь кем-то другим, чтобы иметь хоть какие-то связи с другими людьми.
На этом буду заканчивать, фильм мне понравился, но как говорю - понравиться он явно не всем, сложная экзистенциальная драма с элементами хоррора и мистики, которая не предназначена для широкой публики. Тем не менее если вы увлекаетесь арт-хаусным кино или просто ищите что-то необычное для просмотра - "Я видел свет телевизора" идеальный вариант для просмотра на вечер. Режиссёр уже заявил, что имеет идеи для сиквела, так что не исключено, что через несколько лет нас ждёт вторая часть. Если смотрели фильм - делитесь впечатлениями, обзор старался писать с минимальными спойлерами и без раскрытия ключевых сюжетных ходов. Не забывайте, что я уважаю мнения всех любителей кино и сериалов, если оно выражено в культурной форме, без оскорблений других читателей или автора. Большая просьба подписываться на канал, это очень важно для продвижения и статистики, а так же получения монетизации. Всем чая с печеньками и интересных фильмов в ленту.
*международное движение ЛГБТ - признано экстремисткой организацией на территории РФ.