Найти в Дзене

«Вегетация» Алексей Иванов: жестокость и грязь, но все равно круто

Постапокалипсис в Лесу Ееее, новая книга книга одного из любимых современных авторов. Сразу скажу: книга не должна была мне понравиться, но понравилась. Рассказываю, чем и почему. Во-первых, текст сразу отпугивает своей лексикой и общей быдловатой стилистикой. Много мата, много грубости и хамства, люди в "Вегетации" почти поголовно, простите, Ксения Станиславовна, нищие духом и скудные разумом. Это отталкивает. Но по-другому этот мир трудно представить. История разворачивается среди грубых людей с довольно примитивным мышлением, здесь жесткие и беспринципные решения принимаются гораздо чаще милосердных и честных, а задатки искренних добрых чувств принимают извращенные формы. Тут нет людей, которые вызывали бы симпатию. И ситуаций, где можно порадоваться за правильно принятые решения – по пальцам одной руки. Зато финал можно считать хэппи-эндом (насколько это вообще возможно). Я очень надеюсь, что автор не будет писать продолжение (хотя оно возможно), потому что все действительно важное
Оглавление

Постапокалипсис в Лесу

Ееее, новая книга книга одного из любимых современных авторов. Сразу скажу: книга не должна была мне понравиться, но понравилась. Рассказываю, чем и почему.

Недостатки, ставшие достоинствами

Во-первых, текст сразу отпугивает своей лексикой и общей быдловатой стилистикой. Много мата, много грубости и хамства, люди в "Вегетации" почти поголовно, простите, Ксения Станиславовна, нищие духом и скудные разумом. Это отталкивает. Но по-другому этот мир трудно представить.

История разворачивается среди грубых людей с довольно примитивным мышлением, здесь жесткие и беспринципные решения принимаются гораздо чаще милосердных и честных, а задатки искренних добрых чувств принимают извращенные формы.

Тут нет людей, которые вызывали бы симпатию. И ситуаций, где можно порадоваться за правильно принятые решения – по пальцам одной руки. Зато финал можно считать хэппи-эндом (насколько это вообще возможно). Я очень надеюсь, что автор не будет писать продолжение (хотя оно возможно), потому что все действительно важное уже сказано, а продолжать мотать сюжет «по ту сторону» будет шагом назад. Во всяком случае, я не вижу варианта не перейти от книги с глубокой мыслью к книге чисто сюжетной.

Во-вторых, жанр - ядерный постапокалипсис. Я девочка-филолог, мне неинтересно про все эти техногенные катастрофы, войнушки-постреляшки, обезумевшие машины и все такое прочее. Но! Признаюсь, что это, в общем и целом, было, как минимум, не скучно и не банально.

Автору, наверное, приятно было дать волю своей «мальчуковой» любви к машинкам и роботам. Она еще в «Бронепароходах» начала проклевываться, но там была скучной и вымученной, а тут стала динамичной и захватывающей.

Схватки с шальными агрегатами напомнили битвы роботов (вот пример): один лупит молотком, второй режет пилой – бух, бам, вжжж – а ты смотришь и не уверен, болеешь ли за кого-то, или просто затаив дыхание ждешь, в какой момент сложная техника уступит грубой силе и станет просто куском металлолома.

Есть в книге пара откровенных сюжетных ляпов, с дикой лесной техникой связанных. Огромные железные машины почему-то иногда приобретают способность передвигаться абсолютно бесшумно. Всякие риперы и харвестеры разных размеров могут передвигаться по заброшенному городу и по густому лесу так, что герои их не слышат от слова совсем, а появление смертоносных агрегатов оказывается для них полной неожиданностью. Как?!

Как вот такой харвестер может подкрасться незаметно?..
Как вот такой харвестер может подкрасться незаметно?..

В-третьих, мне напомнило «Канал имени Москвы» Анонимуса. Не могла отделаться от чувства тотального сходства всю первую половину: по сюжету, по поворотам, по героям. Но если «Канал» мне не понравился вообще, если он показался мне скучным, затянутым и вторичным, если он просрал все те бонусные баллы, которые я авансом выдаю фэнтези и мистике, то «Вегетации» удалось стать чем-то особенным, несмотря на уход в постапокалиптическую фантастику, которая для меня не интересна вообще. Опять же, вспоминая «Бронепароходы»: там я пришла к выводу, что автору не удалось сделать неинтересное интересным, а вот здесь это удалось. Красава!

Обложка классная, а книга отстой
Обложка классная, а книга отстой

Что найдется в книге от фирменного ивановского стиля?

Прежде всего – любовь к природе Урала. Какой же это яркий контраст: жесткий мир людей с уродливыми душами и прекрасная и вечно живая Жизнь. Эта их противоположность четко подчеркивается автором в подборе слов. Вот только что герои обменивались грубыми шутками и матюгами, а вот автор поет славу непобедимой красоте родного уральского края.

«Небо на востоке чуть-чуть посинело. Не так, чтобы рассеять тьму, но достаточно, чтобы проявилось все космически-обширное и сумрачное пространство в его протяженном и таинственном разнообразии. Холмистые леса – как шерсть на звере, неясно расплывающиеся горные хребты с редкими и острыми зазубринами скал, дымящиеся туманом впадины болот, мягкие изгибы речных долин… Серегу пробрал озноб: эта земля была прекрасной, а что они, люди, с ней сделали?..»

Так этот отрывок иллюстрировала нейросеть
Так этот отрывок иллюстрировала нейросеть

Мир, предложенный нам в книге Иванова, интуитивно знаком по фильмам и книгам. Природа поругана человеком – и дает ему отпор. Как говорится, «а что будет, если мы испоганим леса? А… вот что будет…». В Лесе не чувствуется особой жестокости или злонамеренности, хотя местные, конечно, думают о нем, как об агрессивном, чужом и опасном месте. А Лес просто живет, эволюционирует в ответ на то, что с ним делают, приспосабливается и продолжает существовать.

Отсюда можно сделать шаг к еще одной теме, которую после прочтения «Вегетации» не могу не затронуть.

Честно? Читайте, пока не запретили. И тут надо просить прощения не у Ксении Станиславовны, а у товарища капитана (как в анекдоте ).

-5

Я даже затрудняюсь описать это коротко, но тут затронули и тему войны, и тему веры в войну, и тему военного патриотизма и тему ответственности за последствия. Много всего. Остро. Пессимистично. Цинично. Под соусом «фантастика-постапокалипсис», но имеющий глаза и ум увидит и поймет, что фантастика тут лишь обертка.

Я не говорю про прямые указания, что по сюжету идет война то ли с западом, то ли с Китаем, и мы то ли победили, то ли нет, но работаем на китайцев, копим взрывчатку против запада и всех хотим окончательно обхитрить и победить.

Я говорю, про то, что в головах людей творится. Вот вам диаложек, например (матюги, поэтому картинкой, а то забанят):

-6

Восхищаюсь смелостью Алексея Викторовича и желаю всяческого благополучия.

Понравилась статья? У меня есть еще! Ставь лайк, подписывайся, оставляй комментарии, твое мнение важно!

Больше обзоров - в ТГ.