Начало российской специальной военной операции на Украине не только обозначило заявку нашей страны на абсолютный государственный суверенитет, но и спровоцировало изменение всей мировой системы взаимоотношений.
То, как Банк России решительно действовал в момент первого наката на нашу экономику мощного санкционного вала, и результаты этих действий, вызвали не только одобрение внутри страны, но и восхищение за ее пределами, в том числе и со стороны стратегических противников.
Фактически, оперативное реагирование банковского регулятора, смело закрывавшего все возможные каналы, через которые из страны могла вытечь кровь экономики – капитал, спасло и страну и всех нас. А решение о радикальном увеличении учетной ставки спасло в тот момент нас всех от рефлексов 90-х годов («избавляйся от рублей и копи гречку»), и, как следствие, от гиперинфляции и тотального дефицита. Введение нормативов обязательной продажи валютной выручки спасло курс рубля и, как следствие, всех нас опять же от гиперинфляции.
Сильно помог, правда, и Указ Президента о продаже газа за рубеж за рубли. Но если бы не оперативные действия руководства Банка России наша экономика до этого Указа могла и не дотянуть.
В общем, как ни крути, получается, что руководство нашего центрального банка сплошь наши герои! В начале 2022 года…
Прокрутим пару лет, в течение которых случилось многое: и то, чем мы гордимся (рост экономики и победы на полях СВО) и то, чем гордиться не приходится (медленное импортозамещение в авиапроме и много еще где, отход из Херсона, Курская область как открытая рана). И посмотрим на нашу действительность времен конца 24 года.
Оставим военную ситуацию военным и немного поговорим об экономике и нашем героическом (в 2022 году) регуляторе:
Экономический рост, рост темпов строительства и промпроизводства (особенно на гособоронзаказе, но и не только) не могут не радовать. Околонулевая безработица и повышение уровня жизни большого количества наших сограждан также не могут не вызывать гордости за страну. За воюющую страну! Вот только инфляция у нас никак не падает до мечты центробанка – 4% годовых. И, видимо, по мнению ученых голов из Банка России, 9% (около которых по мнению Росстата инфляция крутится сейчас) перечеркивают все те экономические успехи, которых страна добилась вопреки желаниям и действиям «цивилизованного мира». Поэтому надо срочно бороться с инфляцией, не считаясь ни с какими последствиями этой борьбы. А бороться мы будем проверенным капиталистическим методом – ростом учетной ставки. Пока всё не замрёт… конечно, вместе с инфляцией.
У нас же, видите ли, разогрелась экономика, у нас спрос превышает предложение – отсюда и инфляция. Поэтому мы платежеспособный спрос попытаемся отправить в банковские депозиты (проценты страсть как хороши). У нас ведь нет свободной рабочей силы чтобы увеличивать предложение. Вот аргументы Банка России, загоняющего ставку в космос. И эти аргументы весомы!
Но давайте посмотрим на ситуацию немного с другой стороны. Например, с учетом того, что мы – воюющая страна. Например, с учетом того, что историческая ситуация вокруг нас не предусматривает наличие времени для плавного волнового развития по тем экономическим канонам, по которым учились и привыкли действовать наши герои из 2022го.
И, для начала, предлагаю посмотреть, на что, кроме «страшной инфляции», напрямую действует та космическая ключевая ставка, которая установлена ЦБ уже сейчас:
- Чтобы работать производителям и строителям (основным локомотивам нашей экономики) нужны оборотные средства. Банки рады их предоставить в размере ставки ЦБ плюс своя маржа. Это же что надо производить, чтобы производство позволяло обслуживать кредит по ставке плюс минус 25% годовых? Это точно не производство продуктов, станков, самолетов, потребительских товаров. Строители тоже точно ничего подобного не строят. Может производство оружия сможет «переварить» такую ставку кредитования? И во сколько тогда нам будут обходиться военные действия? Не пойдет ли плавно ко дну бюджет страны? А ведь это только обслуживание кредита, а его нужно же когда-нибудь и отдать. И тут мы приходим еще к одному риску – валу банкротств производителей всего!
- Где зарабатывать банкам, если у них нет базы заемщиков? А ведь эта база неминуемо будет сокращаться при таких ставках. Очень просто, нужно вложить средства в иностранную валюту – рубль-то неминуемо будет падать при «охлаждении» экономики. Вы не заметили, не растет ли курс доллара, евро, да и юаня к рублю последние полгода?
- К счастью, у нас есть мудрое Правительство, которое отдельные отрасли экономики считает стратегическими и субсидирует предприятия из этих отраслей на разницу между льготной процентной ставкой и коммерческой ставкой банка по кредиту. И чем больше разница между этими ставками, тем больше Правительству нужно на это денег в бюджете. Удивитесь, но речь идет о триллионах рублей, заложенных в бюджет на следующий год. Причем по оценкам самого Банка России этих заложенных средств не хватит. Удивительно, да? Иначе говоря, центробанк, повышая ключевую ставку, топит Правительство, которое пытается спасти и увеличить промпроизводство в стране.
- Давайте посмотрим на еще одно, небольшое, но очень влиятельное последствие роста ключевой ставки ЦБ: Российские железные дороги. Как Вы думаете, на сколько данная организация планирует (по слухам) увеличить тарифы на перевозку грузов в следующем году? Вы удивитесь, но не на 9% инфляции, а где-то на 21% ключевой ставки. И конечно, РЖД в этом вполне право, ведь им нужно содержать свое огромное хозяйство, обеспечивать безопасность движения, а для всего этого нужны деньги, которые иногда приходится брать в кредит.
Это не все последствия космической ключевой ставки Банка России, но достаточные, чтобы сделать некоторые, может быть неожиданные, выводы:
- Производители и строители, если они хотят выжить, вынуждены пополнять свои оборотные средства банковскими кредитами, расходы на которые они могут переложить только на потребителя своей продукции – как следствие рост цен на их продукцию и рост инфляции.
- Рост курса иностранных валют немедленно и решительно влечет за собой рост стоимости товаров, импортируемых из-за рубежа (причем не важно из дружественных стран или враждебных) – как следствие рост цен на эти товары и рост инфляции.
- Рост расходов Правительства на субсидирование процентных ставок и перерасход (дефицит) бюджета требует решений, связанных с девальвацией курса рубля или увеличением денежной массы – как следствие рост инфляции.
- Рост расходов на транспортировку грузов по стране неизбежно перекладываются на конечного потребителя через рост цен на товары – как следствие рост инфляции.
Как говорят: за что боролись, на то и напоролись!
А что руководство Банка России? Наши герои из 2022 года ни о чем из вышесказанного не знают? А может быть, не хотят знать? А может быть пора сменить парадигму, по которой действует руководство ЦБ? Или уже само руководство?
Хорошие руководители говорят: Критикуя – предлагай!
Мое предложение сводится к тому, что раз уж современный мир меняется очень быстро и очень значительно, то, может быть, пора провести реформу Банка России, добавив ему функций и ответственности не только за инфляцию, но и за взрывной техно-экономический рост. Естественно, при этом придется разбавить ряды финансовых героев из 2022 года некоторым количеством технократов, для которых развитие важнее стабильности. В современном мире активы это не только золото и ценные бумаги, но и технологии. Пусть Банк России отвечает не только за золото-валютные резервы, но и резервы в виде банка технологий. Подробнее – в следующей статье.
Продолжение следует…
Понравилось - высказывайтесь, подписывайтесь на канал, не понравилось - прокомментируйте и предложите свое видение.