Найти в Дзене
ГДЭБЦ г.Казани

История юннатского движения и экологического воспитания в Республике Татарстан

Зарождение юннатского движения в Республике Татарстан и история развития экологического движения в рамках работы республиканского эколого-биологического методического центра. В начале ХХ века (в восемнадцатые годы) в нашей стране впервые в мире начала создаваться система учреждений внешкольного воспитания. Внешкольные учреждения сумели собрать под свое крыло многих подростков, оставшихся без родителей в гражданскую войну, уцелевших от голода, вырвать их из преступной антисоциальной среды, дать профессию и определить свое место в жизни. В июне 1918 года в Москве в Сокольниках было создано первое в стране внешкольное учреждение - Биологическая станция юных любителей природы, в последствии преобразованная в 1920 году в Центральную Биологическую станцию юных натуралистов (БЮК). По примеру этой биостанции возникали станции юных натуралистов в регионах, создавались натуралистические кружки по разным направлениям. Внешкольная деятельность должна была закрепить и развить воспитательно-образова

Зарождение юннатского движения в Республике Татарстан и история развития экологического движения в рамках работы республиканского эколого-биологического методического центра.

В начале ХХ века (в восемнадцатые годы) в нашей стране впервые в мире начала создаваться система учреждений внешкольного воспитания. Внешкольные учреждения сумели собрать под свое крыло многих подростков, оставшихся без родителей в гражданскую войну, уцелевших от голода, вырвать их из преступной антисоциальной среды, дать профессию и определить свое место в жизни.

В июне 1918 года в Москве в Сокольниках было создано первое в стране внешкольное учреждение - Биологическая станция юных любителей природы, в последствии преобразованная в 1920 году в Центральную Биологическую станцию юных натуралистов (БЮК). По примеру этой биостанции возникали станции юных натуралистов в регионах, создавались натуралистические кружки по разным направлениям.

Внешкольная деятельность должна была закрепить и развить воспитательно-образовательную работу школы.

ххх

Массовые натуралистические мероприятия с детьми в нашей республике начали проводиться еще в начале двадцатых годов. Так, в 1923 году 27 мая в г. Казани был организован праздник «День леса». Представители всех детских учреждений приняли участие в общем шествии с флагами и лозунгами о сохранении лесов. Для детей были организованы беседы о лесе, устроено угощение, а затем все дети на подводах отправлены на прогулку в одну из лесных дач.

ххх
В 1924-25 учебном году Министерством просвещения ТАССР был организован и проведен праздник «День урожая» в школах Казани и ряда районов республики. В опытном детском доме «Пионерская коммуна» 19-тилетний воспитанник Борис Царегородцев организовал кружок юных натуралистов. Под его руководством дети занимались изучением растительного и животного мира своей местности.

ххх

Особо важную роль в организации работы юных натуралистов сыграл студенческий научный кружок «Любители природы» при Казанском Государственном университете имени В.И. Ульянова – Ленина, организованный еще в 1910 году. Его массовая творческая работа началась в 20-е годы.

ххх

В 1924 году при КГУ был организован юношеский сектор, представляющий объединение школьников старших классов II ступени. В его состав входило 300 человек - учащихся разных школ города. Юннатский сектор делился на секции: зоологическая, ботаническая, дарвинизма, аквариумистики, по изучению наземных позвоночных, и имел свое правление. Юношескими секциями руководили соответствующие секции студенческого кружка.

ххх

В 1926 году студенты Казанского государственного университета - Григорьев Н.Д., Теплов В.П., Тихвинский В.И., Асписов Д.И., Жарков И.В. организовали при Государственном музее кружок юных зоологов. Во дворе музея ими был создан зоопарк для наблюдения за животными. Юные зоологи, члены кружкового объединения при зоопарке, кроме своих занятий участвовали в кольцевании птиц в Казани (всего было окольцовано свыше 1000 особей). Местом отлова птиц долгое время был плодовый сад при доме №67 по улице Калинина, где до 1985 года находился натуралистический отдел Казанского Дворца пионеров.

ххх

Весной 1928 года студенческий кружок «Любители природы» совместно с Клубом пионеров организовал первый в г. Казани праздник «День птиц», который стал традиционным и проводится ежегодно до настоящего времени. А осенью по их инициативе в Казани при ГорОНО было создано бюро юннатов, в состав которого вошли представители кружка, Татарского обкома и Казанского горкома комсомола.

ххх

В 1929 году при клубе пионеров была организована Центральная
внешкольная станция — ЦВС с отделами:

1. Методический кабинет по внешкольной работе.

2. Детская экскурсионная станция.

3. Детская техническая станция.

Именно при ЦВС начала работу сельскохозяйственная лаборатория, которая занималась вопросами юннатского движения.

ххх

В тридцатые годы работой сельскохозяйственной лаборатории руководил Хакимов Гарий Зиннурович. В лаборатории работали кружки: ботанический (руководитель - Хакимов Г.З.) и зоологический (руководитель – Магницкая Н.А.). При лаборатории был создан хорошо оборудованный и с большим количеством объектов живой уголок.

ххх

Лаборатория уже выходила за рамки кружковой деятельности и становилась организационно-методическим центром натуралистической работы для школ республики, направляла создание пришкольных участков и помогала планировать работу на них в сельских школах.

ххх

1 февраля 1940 года сельскохозяйственная лаборатория была реорганизована в Республиканскую станцию юных натуралистов (РСЮН). Ей было выделено помещение в здании мечети Кировского района г. Казани, а затем небольшое помещение по улице Тукаевской около школы № 90 с небольшим земельным участком для проведения опытнической работы.

ххх

Однако в связи с началом Великой Отечественной войны работа таких внешкольных учреждений была свернута. Та же участь постигла и Республиканскую станцию юннатов: в 1941 году она была «законсервирована», а имущество передано школе № 90.

ххх

15 сентября 1943 года по приказу Министерства просвещения Татарской АССР Республиканская станция юных натуралистов возобновила свою деятельность с целью организовать досуг для детей-фронтовиков, чтобы отвлечь их от улицы.

ххх

Решением исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся от 11 мая 1949 года №311 «Об отводе земельного участка Республиканской станции юных натуралистов Министерства просвещения Татарской АССР для закладки Мичуринского сада и питомника» за РСЮН был закреплен земельный участок, который ранее использовался под огороды, площадью 2,0 га на берегу р. Казанки для закладки плодово-ягодного сада и питомника под парком культуры и отдыха.

ххх

В послевоенный период Республиканская станция юных натуралистов развернула работу по организации кружков юннатов в школах республики, созданию пришкольных учебно-опытных участков (УОУ) и налаживанию опытнической работы учащихся.

ххх

К 60-70-ым годам относится появление новых форм воспитательной, образовательной и практической деятельности, которые отвечали требованиям своего времени и соответствовали склонностям и интересам детей и подростков, давали начальные навыки профессиональной направленности. На первый план выходит трудовое воспитание детей в сочетании с производительным трудом. В этот период РСЮН (директор А.Х. Хадыев) разворачивает активную деятельность по организации ученических производственных бригад - УПБ (1954 г.), работающих на площадях колхозов и совхозов республики и школьных лесничеств – ШЛ (1967 г.) на базе лесхозов. Одновременно развивается опытническая работа учащихся на учебно-опытных производственных участках, лучшая продукция которых выставляется в павильоне ВДНХ СССР.

ххх

Молодежь с энтузиазмом взялась за работу. УПБ, ШЛ школ республики побеждали во Всероссийских смотрах, лучшие учебно-производственные бригады, школьные лесничества и награждались техническими средствами: автобусами, мотоциклами с коляской, автомобилями «Москвич» (Балтасинский, Куйбышевский, Арский, Альметьевский и др. районы). По результатам опытнической и исследовательской работы на учебно-опытных участках многие образовательные учреждения республики становились призерами Всесоюзного конкурса «Малая Тимирязевка». В течение этих лет за успехи в проведении опытнической и исследовательской работы, внедрение опытов в практику местных колхозов и лесхозов более 350 школ, 600 учителей и 1000 учащихся были награждены Дипломами, медалями и удостоверениями участника ВДНХ СССР.

-2
-3
-4
-5

ххх

Массовый характер приобретает практическая природоохранная деятельность юннатов, олимпиады и конкурсы учащихся по сельскохозяйственным профессиям, смотры и соревнования. Организуются «зеленые» патрули», участвуя в работе которых ребята заботились о зеленых насаждениях, пернатых и четвероногих друзьях; «голубе патрули», деятельность которых заключалась в контроле чистоты водоемов, озеленении и укреплении берегов, спасении мальков, помощи государственным службам в охране и приумножении рыбных богатств.

ххх

В это же время при Татарской республиканской станции юных натуралистов функционировал заочный клуб «Юный биолог». При нем работали кружки: юный овощевод, юный садовод, юный цветовод, юный аквариумист, юный биолог и др. Учащиеся школ республики готовили ответы на полученные по почте вопросы и задания. По окончании курсов юным биологам вручалось свидетельство о прохождении учебы в заочном клубе. Они могли вести кружковые занятия в начальных классах, организовывать массовые мероприятия натуралистического направления у себя в школе.

-6

ххх

В 1963 году приказом Министерства просвещения Татарской Республики одноэтажный деревянный флигель, находящийся на территории бывшей школы глухонемых по ул. М. Горького и Комлева, дом №22/26 передается с баланса школы глухонемых на баланс Министерства Просвещения Татарской АССР для размещения в нем Татарской Республиканской станции юных натуралистов.

ххх

60-70-е годы начинает свое развитие экологическое направление в работе РСЮН. Этому способствовали знаковые события: 1 августа 1969 года в Казанском государственном университете им. Ульянова-Ленина была организована первая в Союзе кафедра охраны природы и биогеоценологии. Ее возглавил ученый-естествоиспытатель, профессор, доктор биологических наук, зоолог и эколог, замечательный популяризатор и ведущий телепрограммы «Человек и природа» Виктор Алексеевич Попов (1910-1980 г.г.). Вокруг кафедры стали объединяться студенты и преподаватели, болеющие за дело охраны природы. Позднее при кафедре была создана служба охраны природы» (СОП). Эта студенческая организация развернула активную работу по проведению операций: «Ель», «Заповедник», «Борьба с браконьерством», занималась пропагандистской работой, вела лектории среди взрослого населения и школьников, поддерживала связь с общественностью и такими же дружинами по всему Советскому Союзу. С учеными и студентами кафедры РСЮН проводит первые экологические олимпиады. Позднее (февраль 1989 г.) в КГУ был организован экологический факультет (первый декан – Ю.С. Котов), преподаватели которого продолжили совместную работу по проведению биологических и экологических олимпиад, конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации и т.д.

ххх

В этот же период РСЮН тесно сотрудничает с Татарским республиканским советом Всероссийского общества охраны природы (зам. председателя ТРС ВООП Левахина Р.С.), который также занимался вопросами экологического воспитания и образования молодежи. Совместно проводятся массовые мероприятия (праздники, акции, операции, посадка деревьев, благоустройство пришкольных участков, очистка особо охраняемых природных территорий (ООПТ), организуются лектории, поддерживается детское экологическое движение и др..

ххх

«В основных направлениях развития народного хозяйства страны на 1976-1980 годы» как один из важных факторов программы социального развития и повышения уровня жизни народа ставится задача «развивать сеть Дворцов и Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских клубов, спортивных, музыкальных школ и других детских учреждений».

В 1978 году Министерство образования республики оплатило аренду дополнительного помещения по адресу ул. Даурская, 20 (первый этаж жилого дома). Здесь были оформлены учебные и методические кабинеты, оборудованы лаборатории для проведения кружковых занятий, зал, зимний сад, живой уголок. С 1979 года директор РСЮН – И.Г. Гайсаров.

ххх

В это же время появляется еще одна очень важная функция станции — методическая служба. По результатам работы проводятся консультации, беседы, педагогические курсы, издаются методички и рекомендации, ведется общение с кружковцами заочного отделения через почтовую связь.

(При подготовке данного материала были использованы воспоминания т.т. Григорьева Н.Д. и Эсмонт В.Н.)

ххх

К этому времени завершается 1 этап натуралистического движения. В 80-ые годы начался поиск новых путей и форм в дополнительном образовании. Все больше внимания уделяется образовательному процессу.

Юннатское движение накопило определенный опыт образования учащихся, в первую очередь это касается его содержания (наличие разнообразных программ по всем направлениям биологической науки), форм (кружки, клубы, экспедиции, профильные школы-лагеря) и методов образования (исследовательский, экскурсионный, проектный).

В 1984 году Исполком г.Казани выделяет участок для Городской станции юных натуралистов, ныне - Городской детский эколого-биологический центр г.Казани.

-7
80-е
80-е
90-е
90-е
-10
2023 г.
2023 г.
Живой уголок в павильоне "Биосфера"
Живой уголок в павильоне "Биосфера"
в 2017 году  ГДЭБЦ г.Казани получил новое здание "Эко-центр "ДОМ"
в 2017 году ГДЭБЦ г.Казани получил новое здание "Эко-центр "ДОМ"
В оранжерее
В оранжерее
Юные экологи 2024г
Юные экологи 2024г
Эколята г.Казани
Эколята г.Казани

К этому времени в мире во весь голос заговорили о наступающем экологическом кризисе. Это потребовало пересмотра отношения к экологической политике со стороны государства. Выходит ряд правительственных документов, касающихся данной проблемы. Для решения поставленных государственных задач возникла настоятельная потребность в изменении сложившейся традиционной системы дополнительного образования: как никогда остро встал вопрос о приоритетности экологического образования и воспитания учащихся. Таким образом, возникла и стала крепнуть тенденция перехода юннатского движения в экологическое. Современное экологическое движение вышло за рамки натуралистической деятельности.

От досугового времяпровождения в учреждениях дополнительного образования намечается переход к образовательной деятельности сверх школьной программы, подкрепленной практическими природоохранными делами. Появляются авторские образовательные программы взамен типовых. В работу кружковых объединений стали вводиться элементы экологии, лабораторные исследования по определению загрязнения окружающей среды, укреплялась связь с учеными ВУЗ-ов, что подняло работу кружковых объединений на более высокий, научный уровень.

В 1990 году в Казани был открыт первый экологический лицей, в ряде городских школ республики введены специальные курсы и факультативы по экологии. Возглавил работу по экологии творческий коллектив преподавателей школ республики, прослушавший 30 - часовой курс лекций «Экология окружающей среды», подготовленный преподавателями экологического и географического факультетов КГУ, санитарно-гигиенического факультета КГМУ.

В этот период времени Министерством образования РТ совместно с Комитетом по охране природы была разработана «Программа экологического образования дошкольников, учащихся общеобразовательных школ и ПТУ» и составлен план мероприятий по ее реализации до 2005 года. Для совершенствования данной работы в 1993 году в г. Казани состоялась Международная конференция по экологическому образованию детей.

В целях воспитания экологической культуры, совершенствования экологических знаний школьников, повышения интереса учащихся к изучению естественных наук, широкого вовлечения школьников в природоохранную и исследовательскую деятельность была проведена первая Республиканская экологическая олимпиада школьников (27-30 марта 1993 года); организована деятельность Республиканского лагеря-школы «Биосфера (24 июня 1994 г.), успешно заработала Поволжская научная экологическая конференция школьников (в 1994 году в городе Казани).

ххх

В связи со сменой приоритетов в работе учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля, в сентябре 1996 г. РСЮН была преобразована в Республиканский методический центр эколого-биологического дополнительного образования учащихся (РМЦЭБДОУ). Центр усиливает свою роль как координационный центр информационной, организационно-методической, образовательной работы по дополнительному экологическому образованию и воспитанию учащихся.

В то же время центр продолжал и свою традиционную натуралистическую деятельность. Например: трудовая подготовка учащихся осуществляется путем реализации новых подходов в организации деятельности УПБ, ШЛ, УОУ, ЮиЭК (юннатских и экологических кружков). В 1999 году в республике функционировало 861 УПБ, 185 ШЛ, 371 звено по охране природы, с общим охватом 57 тыс.702 школьника; более 98% сельских, 80% городских школ имели УОУ, площадью 1500 га; более 13 тыс. школьников занимались в натуралистических кружках разного профиля.

ххх

Следующим этапом в работе РМЦЭБДОУ стала реализация Целевой комплексной программы «Экологическое образование населения Республики Татарстан» утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ №127 от 17.02.97 г. и рассчитанной на период до 2001 года. Министерство образования РТ совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ, Госкомитетом по делам детей и молодежи РТ и общественными организациями продолжило работу по повышению экологической грамотности населения республики и созданию непрерывной многоуровневой системы экологического воспитания.

ххх

Кризис экономики 90-х годов неблагоприятно отразился на всех государственных структурах, в том числе и на дополнительном образовании: прошла широкомасштабная волна сокращений работников УДО, перестали открываться новые учреждения, а в некоторых регионах России даже были реорганизованы. В 1998 пришлось отказаться от здания по ул. Даурская.

В течение ряда лет по Госзаказу в РМЦЭБДОУ происходило сокращение штатных единиц – руководителей кружков и методистов, и к концу 90-х годов кружковой деятельностью в центре занималось всего 2 педагога дополнительного образования (ПДО). Данные изменения отрицательно сказались на функционировании учебно-опытного участка Центра, так как именно воспитанники кружковых объединений вели здесь опытническую работу в течение всего весенне-летне-осеннего периода, что позволяло содержать его в надлежащем виде.

ххх

Реорганизация системы дополнительного образования в стране сразу же сказалась на поведении молодежи – увеличилось количество правонарушений, появились беспризорники. Однако, система до сих пор остается в сокращенном варианте.

При всем этом Центр продолжал формировать систему экологического воспитания и образования в республике.

1 января 2000 года Республиканский методический центр эколого-биологического дополнительного образования учащихся (РМЦЭБДОУ) был переименован в Республиканский эколого-биологический методический центр Министерства образования и науки Республики Татарстан (РЭБМЦ МОиН РТ). На первый план выходит методическая, кураторская, статистическая и организационная работа. В это же время в республике разворачивается движение эковолонтеров, организаторами которого были А.М. Терентьев и Г.С. Садыкова.

ххх

В 2000 году по инициативе М.Ш. Шаймиева Татарстан стал экспериментальным полигоном по реализации принципов Декларации прав Земли на региональном уровне. С апреля 2001 года после принятия Государственным Советом РТ постановления о проекте Хартии Земли, Татарстан стал первым в мире регионом ее практического применения. С этого года подразделения системы учреждений дополнительного образования (УДО) эколого-биологического профиля вместе с образовательными учреждениями Республики включились в реализацию принципов Декларации прав Земли (Хартии Земли).

Республиканский Центр мотивирует образовательные учреждения к участию: в агитационно-пропагандистской работе и массовых природоохранных мероприятиях; в практической и научно-исследовательской работе на территории ООПТ, а также в выращивании в культуре редких и лекарственных растений; в тематических конференциях, конкурсах школьников («Подрост», «Моя малая Родина», «Уголок живой природы», «Зеркало природы»), где дети представляют свои проекты в области охраны природы и экологии, отчитываются по результатам этнографических и краеведческих экспедиций, представляют исследования по истории родного края; в воспитании нравственности, культуры, экологического мышления у подрастающего поколения.

Учащиеся нашей республики завоевывали и продолжают завоевывать призовые места на Всероссийских и Международных олимпиадах по биологии: 1997-1999 г. - Газизов Ильназ (г.Нижнекамск); 1998- 1999г.г. - Латфуллин Ильдус (г.Набережные Челны); по экологии: 1997 г. - Романов Алексей (г. Казань); 1998 г. - Богданова Алена и Галицкая Полина (г. Казань).

Газизов Ильназ, ученик лицея-интерната г. Нижнекамска в 1999 г. на Международной олимпиаде по биологии в Швеции занял II место.

Богданова Алена и Галицкая Полина (СОШ №72 г. Казани), Фурманова Полина (СОШ. № 102 г. Казани) представляли Республику Татарстан на V Всероссийской олимпиаде школьников по экологии в г. Саранске. Богданова Алена заняла 1 место среди 9 классов, и на Международной олимпиаде в Турции вместе с Романовым Алексеем, учеником 11 класса (СОШ № 131 г. Казани) они получили бронзовую медаль.

Список призеров Всероссийской олимпиады по экологии продолжили: 2000 г.- Евтушенко Вячеслав (пос. Новый Тукаевского района), Салихова Олеся (г. Набережные Челны).

В 2000 году Салихова Олеся представляла Россию на Международной олимпиаде в Турции.

2001 г.- Краснов Андрей (г. Бугульма), Шафигуллина Надия (г. Казань); по биологии: Бондарева Эльвира (г. Менделеевск), Бояршинов Андрей (г. Казань).

Краснов Андрей, ученик 10 класса лицея №2 (г. Бугульма) в 2001 году на Международной олимпиаде по экологии, проходившей в турецком городе Стамбуле занял призовое место за экологический проект установки по производству биогаза из отходов сельского хозяйства.

В 2002 году победителем Всероссийской олимпиады по биологии стала Бондарева Эльвира (г. Менделеевск); по экологии: Ренат Селиванов и Кузнецова Наталья (г. Казань), Пачин Олег (г. Нижнекамск), Камашев Рафаэль (г. Набережные Челны).

В 2003 году по экологии: Гатауллин Равиль и Камашев Рафаэль (г. Набережные Челны) Идиятов Марат (Арский р-н), Аввакумова Алина (Высокогорский р-н), Шафигуллина Надия (г. Казань); по биологии: Ненчук Спартак и Рахимов Марат (г. Казань).

В 2004 г. по экологии: Сафиуллина Дарья, Гиматдинов Амир и Пашагин Павел (г. Казань), Идиятов Марат (Арский р-н), Мухаметгалиева Лилия (г. Нижнекамск); по биологии: Ненчук Спартак и Абдуллин Руслан (г. Казань), Сабирзянов Фанис (г. Набережные Челны), Сафаргалиев Павел (г. Нижнекамск).

В 2005 году в г. Пензе по экологии: Мухаметгалеева Лилия (г. Нижнекамск), Сафина Алия, Гиматдинов Амир (г. Казань), Якупов Ильдар (Арский район); по биологии в г._Майкопе: Хайруллин Булат, Абдуллин Руслан (г. Набережные Челны), Сабирзянов Фанис, Ненчук Спартак (г. Казань).

В 2006 году в г. Пензе по экологии: Пермяков Олег, Чиляков Сергей (г. Набережные Челны), Шаяхметов Шамиль (Арский район), Гиматдинов Амир, Граница Александр, Сафиуллина Дарья, Муртазин Альберт (г. Казань); по биологической олимпиаде в г. Белгороде: Галиуллин Фархат, Сингатуллин Анвар, Лукин Сергей (г. Казань), Кондратьев Николай (г. Набережные Челны), Федотов Тимофей (г. Бугульма), Минигаязова Алена (г. Нижнекамск).

Большое внимание уделяется участию воспитанников УДО в российских конкурсах, конференциях, где они традиционно занимают призовые места. Так Баршева Кристина, ученица лицея №159 г. Казани заняла первое место в Российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников, а затем в 2006 г. свой проект представляла в г. Стокгольме (Швеция) и стала лауреатом на международном уровне. По этому же конкурсу из г. Казани Исмагилов Марат (2007 г.) и из г. Нижнекамска Багаев Александр (2008 г.) также заняли призовые места в номинациях конкурса. А Шинкарев Алексей (г. Казань), ученик 10 класса гимназии №102 стал призером «Международного конкурса водных проектов старшеклассников» в Швеции (г. Стокгольм).

В 2007 году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) по экологии в г. Сочи победителями и призерами стали: Чиляков Сергей (г. Набережные Челны), Шаяхметов Шамиль и Якупов Ильдар (Арский район), Граница Александр, Шинкарев Алексей, Хамидуллина Лейсан (г. Бугульма), Баршева Кристина, Алмашин Дмитрий, Гирфанутдинова Лилия, Исмагилов Марат (г. Казань); по биологии в г. Белгороде: Галиуллин Фархат, Сингатуллин Анвар, Альмухаметов Азат (г. Казань), Кондратьев Николай (г. Набережные Челны), Федотов Тимофей (г. Бугульма).

В 2008 г. по экологии в г. Геленджике: Волкова Валерия и Камалеева Динара (г. Нижнекамск), Маар Данила и Пермяков Олег (г. Набережные Челны), Шинкарев Алексей и Алмашин Дмитрий (г. Казань), Зайфутдинова Динара и Шаяхметов Шамиль (Арский р-н); по биологии: Галиуллин Фархат, Альмухаметов Азат (г. Казань), Кондратьев Николай (г. Набережные Челны) и Гумеров Артур (г. Нижнекамск).

Галиуллин Фархат, ученик 11 класса МАОУ «Лицей-интернат №2»г. Казани в 2008 году стал призером Международной олимпиады по биологии, проходившей в Индии (г. Мумбай).

В 2009 г. в г. Кисловодске: из 9 человек 2 победителя: Абалымова Александра и Багаев Александр (г. Нижнекамск); призеры: Лебедева Татьяна (Тукаевский район), Волкова Валерия (Нижнекамский район), Данила Маар (г. Набережные Челны), Шинкарев Алексей (г. Казань) и Камалеева Динара (г. Нижнекамск).

В 2010 г. в г. Ульяновске победителями и призерами заключительного этапа ВОШ по экологии стали: Ваньков Петр, Шамаев Олег, Салмин Андрей, Камалов Аяз (г. Казань), Абалымова Александра, Волкова Валерия (г.Нижнекамск).

В 2011г. победители и призеры в г. Уфе: Яковлев Владислав, Зималеев Андрей, Хусниев Ильшат, Шамаев Олег, Ваньков Петр, Сафиуллина Эмилия, Жаворонков Олег, Зиганшин Нияз (г.Казань), Ахтямова Резеда (г. Елабуга), Иванников Роман (г.Бугульма), Ибрагимова Динара (Арский район), Сафарова Айсылу (г.Набережные Челны).

В 2012 г. в г. Оренбурге Шаяхметов Ильназ (Арский р-н), Яковлев Владислав, Зималеев Андрей, Ваньков Петр, Зиганшин Нияз (г. Казань), Ахтямова Резеда (г. Елабуга), Иванников Роман (г. Бугульма), Латыпов Тимур (г. Нижнекамск) стали победителями и призерами заключительного этапа ВОШ по экологии.

В 2013 г. в г. Оренбургу обучающиеся Шаяхметов Ильназ (Арский р-н), Никашин Константин, Яковлев Владислав, Зималеев Андрей, Шайхутдинов Нурислам, Крассовский Глеб, Карпов Михаил (г. Казань), Гараева Алина (г. Нижнекамск), Нуреев Ринат (Балтасинский район) принесли победу Республике Татарстан по экологии.

В 2014 г. заключительный этап ВОШ проходил в г. Казани - победителями и призерами олимпиады по экологии стали: Шаяхметов Ильназ (Арский район), Цинеккер Дарья, Никашин Константин, Чазов Тимофей, Тимирбаева Ольга, Мильгизин Илья, Зарипова Ксения, Лемазин Кирилл, Кочнева Анастасия, Карпов Михаил, Индейкин Федор, (г. Казань), Гараева Алина, (г. Нижнекамск,) Каширин Владимир (г. Набережные Челны).

В 2015 г. в г. Смоленске Бикмуллина Зарина, Шнепп Алексей, Никашин Константин, Мильгизин Илья, Тимирбаева Ольга, Чазов Тимофей, Карпов Михаил, Зарипова Ксения, Лемазин Кирилл (г.Казань), Гараева Алина (г.Нижнекамск)стали победителями и призерами заключительного этапа ВОШ по экологии.

В 2016 г. победителями и призерами по экологии в г. Екатеринбурге стали: Асерова Элина, Котенкова Дарья, Кондратова Ксения, Бикмуллина Зарина, Чазова Анна, Шакурова Алиса, Гайнуллина Дина, Шнепп Алексей, Иванов Егор, Абубакиров Альмир, Сафин Рустем, Кибец Станимир, Лемазин Кирилл, Зарипова Ксения (г. Казань), Болтиков Артем (г. Нижнекамск), Каширин Владимир, Быданов Андрей (г. Набережные Челны), Камаев Ринат (г. Бугульма)

Победители и призеры всероссийских олимпиад и конкурсов являются лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ от 6.04.2006 № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» в рамках национального проекта «Образование» (2006-2016гг.).

В 2017 г. в г. Санкт-Петербурге победу Республике Татарстан принесли: Гайнуллина Дина, Чазова Анна, Бикмуллина Зарина, Шакурова Алиса, Абубакиров Альмир, Шнепп Алексей, Иванов Егор, Кондратова Ксения, Ахмедова Алсу, Котенкова Дарья, Ильина Вероника, Зарипов Ратмир, Валеева Камилла, Васюхина Влада, Лемазин Андрей, Костылева Татьяна, Кибец Станимир (г.Казань), Быданов Андрей, (Набережные Челны), Зиннатов Марат (Арский район), Бодунова Дарья, Салихова Ильсеяр (г. Нижнекамск), Хафизова Зарина (г. Бугульма)

В Год экологии и столетия заповедного дела сборная экологов Республики Татарстан в очередной раз подтвердила статус лучшей в России, сохранив за собой лидирующую позицию по предмету (22 призовых места). Впервые команда Татарстана завоевала более 20 призовых мест по отдельному предмету на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников.

В 2018 г. (г. Санкт-Петербург) победители и призеры: Асерова Элина, Кондратова Ксения, Ильина Вероника, Зарипов Ратмир, Васюхина Влада, Литовченко Дарья, Гайнуллина Гульсем, Гайнуллина Элина, Валеева Камилла, Панов Анатолий, Костылева Татьяна (г.Казань), Бодунова Дарья (Нижнекамск), Абдуллина Дина (Кукморский район),Залялов Ильдар, Сагитова Гузель (Балтасинский район).

В первые годы проведения всероссийской олимпиады школьников по экологии количество участников не было большим - 80 человек из 25 регионов России, а в 2018 году за звание лучших в финальных турах олимпиады состязались более 200 школьников из 60 регионов Российской Федерации. С 2004 года команда олимпиадников-экологов Республика Татарстан занимает лидирующие позиции по результативности в Российской Федерации.

Связь основного и дополнительного образования сегодня весьма актуальна и является отражением потребности педагогической практики. Именно в тех школах (больших или совсем малочисленных, городских или сельских) удается добиться серьезных успехов в учебно-воспитательном процессе, где по-настоящему пытаются решать эту проблему, где нет непреодолимой стены между урочной и внеурочной деятельностью, где воспитание не отделено от обучения и развития. Таких школ достаточно, но они нуждаются в поддержке. Именно в них работали (и работают) учителя-энтузиасты и альтруисты по натуре, ставящие в основу своей педагогической деятельности приобщение детей к природоохранной деятельности и воспитание у них экологического мировоззрения. Это: Орлов О.И.(СОШ № 102 г. Казани); Галиева Ф.Г. (Мортовская СОШ Елабужского района); Парукова Л.И. (СОШ № 9 г. Елабуги); Павлова И.Р.(школа-гимназия № 152 г. Казани); Галлямова Л.Х. и Ахметзянова Б.Т.(Муслюмовская СОШ № 1 Муслюмовского района); Халиуллина З.М. (Менделеевская СОШ № 1 Менделеевского района); Абызова Т.А. (Камско-Полянская СОШ № 2 Нижнекамского района); Шанина Н.И. (гимназия №1 г. Чистополя); Геффель В.И. (Пестречинская СОШ №1 Пестречинского района); Набиев Р.Г. (Березнякская СОШ Кукморского района); Ситков Л.В. (Верхнеуслонская СОШ Верхне-Услонского района); Шамсуваклеева Э.Ш. (СОШ №72 г. Казани); Дорофеев А.Г. (СОШ №69 г. Казани); Аввакумова Г.М.(Высокогорская СОШ №1 Высокогорского района); Сафиуллина Н.И. (Лицей им. Н.И. Лобачевского КФУ),учителя ряда школ городов: Набережные Челны, Зеленодольск, Альметьевск, Нижнекамск и многие-многие другие.

В центрах дополнительного образования экологического направления, центрах внешкольной работы, отделах многопрофильных учреждений дополнительного образования продолжают трудиться педагоги дополнительного образования, методисты и все сотрудники, ведущие экологическое и юннатское направления. Это мастера своего дела, ученые, эрудиты. Но главное в их работе – любовь к детям, природе, своей Родине.

ххх

С 2014 года республиканский эколого-биологический методический центр Министерства образования и науки Республики Татарстан прошел ряд переименований и преобразований. . В настоящий момент экологическое направление в республике курируется правопреемником РЭБМЦ - ГАОУ «Республиканский олимпиадный центр» Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Аввакумова О.В.