Найти в Дзене
Samson_FM ART

Вдохновение зимы: Как «Декабрьские вечера» сочетают музыку и искуство фламандского натюрморта XVII века

Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» — это истинное сокровище культурной жизни, основанное в 1981 году благодаря вдохновению выдающегося Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой. С тех пор, как фестиваль стал носить его имя в 1998 году, он стал настоящим символом гармонии различных искусств. Эти циклы концертов, проходящие в зале музея, превращаются в волшебное пространство, где музыка и живопись сливаются в единую симфонию. В этом году фестиваль развернулся в Пушкинском музее, и меня поразила параллель с выставкой «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Удивительные натюрморты фламандских мастеров, таких как Франс Снейдерс и Корнелис де Хем, раскрывают перед нами барочную яркость и истинное изобилие Природы, напоминая о тщете всего сущего. Посетители погружаются в мир самых фруктовых и цветочных произведений искусства, ведь эти картина наполнены множеством смыслов и скрытого символизма. В рамках семи концертов фестиваля, наполненных музыкой
Оглавление


Международный музыкальный фестиваль
«Декабрьские вечера» — это истинное сокровище культурной жизни, основанное в 1981 году благодаря вдохновению выдающегося Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой. С тех пор, как фестиваль стал носить его имя в 1998 году, он стал настоящим символом гармонии различных искусств. Эти циклы концертов, проходящие в зале музея, превращаются в волшебное пространство, где музыка и живопись сливаются в единую симфонию.

Тема этого года: «Торжество природы»

В этом году фестиваль развернулся в Пушкинском музее, и меня поразила параллель с выставкой «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Удивительные натюрморты фламандских мастеров, таких как Франс Снейдерс и Корнелис де Хем, раскрывают перед нами барочную яркость и истинное изобилие Природы, напоминая о тщете всего сущего. Посетители погружаются в мир самых фруктовых и цветочных произведений искусства, ведь эти картина наполнены множеством смыслов и скрытого символизма.

Непередаваемое восхищение музыкой

В рамках семи концертов фестиваля, наполненных музыкой Северного Возрождения и франко-фламандского барокко, мне посчастливилось стать свидетелем уникального выступления вокального ансамбля Intrada под руководством Екатерины Антоненко 8 декабря. Это было незабываемое событие, где звуки проникали в душу и наполняли атмосферу духовностью и волшебством! Каждый момент выступления оставил яркий след в моем сердце, и я не могла не восхищаться мастерством исполнителей. Что может соперничать с живым выступлением? Я счастлива, что мне удалось насладиться исполнением вокального ансамбля. «Декабрьские вечера» наполняли мою жизнь высоким искусством, предоставляя уникальную возможность вдохновения в нашем обыденном мире. Это действительно волшебно!

Иммерсивный опыт

Тема выставки натюрморта так прекрасно перекликалась с духом фестиваля! Каждый концерт — это как палитра с разными красками, каждая звуковая грань переплетается с видением различных предметов искусства. Я мечтала прогуливаться по залам выставки, изучать каждую деталь во время концерта. Это было бы истинным иммерсивным искусством, развивающим чувственное восприятие, расширяющим сознание. Но, увы, правила требовали тишины. Тем не менее, акустика была потрясающей, а голоса ансамбля волшебными. Мы имели час до концерта для изучения выставки, а выступление было разбито на две части с перерывом в который можно дополнительно изучить полотна.
Для полного погружения в выставку есть интереснейшее приложение! нужно скачать приложение «Метакультура», откройте доступ к камере и искать картины с QR-кодами. Это даст возможность увидеть скрытые смыслы и истории, которые художники Фландрии вложили в свои полотна. Используйте наушники для полного погружения. Так вы сможете еще глубже понять шедевры фламандских мастеров, включая Франса Снейдерса. Не упустите шанс взаимодействовать с дополненной реальностью на выставке.

Натюрморт с петухами и кроликами. Ян Баптист Буль. 1680-е
Натюрморт с петухами и кроликами. Ян Баптист Буль. 1680-е

Дорогие друзья! У нас осталось всего пять концертов «Вечеров», а выставка, которая проходит рядом, продлится до 26 января.

Я от всей души рекомендую вам посетить выставку в новогодние каникулы. Это замечательная возможность прикоснуться к искусству и вдохновиться творениями великих мастеров.

Фламандское чудо натюрморта


В XVII веке в Европе было много мест, где развивался натюрморт, но именно фламандцы стали настоящими новаторами. Их творчество оказало огромное влияние на других художников. Среди представленных работ на выставке вы увидите картины знаменитых мастеров из Антверпена – города, который находится на территории современных Франции, Бельгии и Нидерландов.

Одним из ярчайших фигур был Франс Снейдерс (1579-1657). Он действительно изменил подход к натюрморту в фламандском барокко. Его работы полны жизни и изобилия – от охотничьих трофеев до ярких рынков и кухонь. На выставке вы сможете проследить, как развивался его стиль.

Интересный факт: Франс вырос в семье владельца крупной таверны. С детства он наблюдал за богатством местной природы и тем, как люди добывают еду. Это безусловно сказалось на его творчестве. Он учился у Питера Брейгеля Младшего и дружил с его братом Яном Брейгелем, который познакомил его с искусством Италии.

Натюрморт с лебедем. Франс Снейдерс. Время создания 1640-е
Натюрморт с лебедем. Франс Снейдерс. Время создания 1640-е

Мечта о четырех временах года

Особое внимание стоит уделить его известной картине «Натюрморт с лебедем», созданной в 1640-х годах. Она занимает центральное место в зале, где проходят выступления на «Декабрьские вечера». Эта работа – настоящее воплощение барочной яркости и изобилия природы.

Каждая картина на выставке символизирует времена года: зимой – рыбная лавка, весной – цветы, летом – фрукты и овощи, осенью – сезон охоты с наполненными дичью лавками. Франс Снейдерс смог собрать в одном произведении «Натюрморт с лебедем» все четыре времени года. Обязательно запомните это – вам это пригодится!

Пауль де Вос, Якоб Йорданс (1593-1678). Повар у стола с дичью. 1640-х.
Пауль де Вос, Якоб Йорданс (1593-1678). Повар у стола с дичью. 1640-х.

Одним из самых ярких последователей Франса Снейдерса был его шурин Пауль де Вос (около 1596-1678). Он в своих натюрмортах использовал некоторые идеи Снейдерса, добавляя к ним свои уникальные элементы. Главной темой его работ были сцены охоты, где собаки преследуют диких животных.

Ян Фейт заяц фрукты и попугай натюрморт дичь охота кошка виноград персик ягоды. 1980
Ян Фейт заяц фрукты и попугай натюрморт дичь охота кошка виноград персик ягоды. 1980

Также стоит упомянуть Яна Фейта (1611-1661), самого талантливого ученика Снейдерса. Его натюрморты часто показывают фруктовые блюда, фарфоровые чашки с ягодами и охотничьи трофеи, например, битого зайца. Ян Фейт уделял много внимания красочному сочетанию и декоративным эффектам в своих работах.

Переплетение стилей

Еще один интересный мастер — Ян Давидс де Хем (1606-1684), который приехал в Антверпен из Утрехта. В его живописи не просто отображается красота материального мира, но и глубокий смысл. На переднем плане его картины изображен лимон без кожуры, символизирующий двойственность и обман. Увядающие цветы на заднем плане напоминают о том, как быстро летит время и как бренны мирские радости.

Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лобстером. Холст, масло.
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лобстером. Холст, масло.

Работы Яна Давидса де Хема оказали влияние на других художников, таких как Йорис ван Сон (1623-1667), Николас ван Верендал (1640-1641) и Ян ван ден Хекке Старший (1620-1684), чьи картины также можно увидеть на выставке.

Время в натюрморте

Йорису ван Сону удавалось мастерски изображать различные поджанры натюрморта. Я подобрала картины этих мастеров для наглядного сравнения. Общие сюжеты, но сколько различий и деталей! Например, в работе Николаса ван Верендаля среди роскошных плодов прячутся часы с открытой крышкой — это напоминание о том, как быстро проходит время.

Николас ван Верендаль. Натюрморт. Холст, масло. ГМИИ.
Николас ван Верендаль. Натюрморт. Холст, масло. ГМИИ.

Натюрморт всегда подчас противоречив: края посуды могут быть отбиты, а фрукты — вянуть. Вскоре после радостей появляется и хлебный колос, символизирующий спасение души и важность духовного над материальным.

Погружаясь в мир натюрморта, мы не только любуемся красотой, но и задаем себе важные вопросы о времени и ценностях.

Цветочный натюрморт как символ жизни

На выставке отдельное внимание уделено жанру цветочного натюрморта. С самого Средневековья изображения цветов несли в себе глубокий символизм. Например, ирисы и белые лилии олицетворяли непорочность Девы Марии. В XVII веке букеты в картинах стали отражать красоту и мимолетность земного существования. Они могли быть атрибутом аллегории обоняния или символизировать разные стадии жизни: бутон – это детство, распустившийся цветок – зрелость, увядающий – старость, а сбросивший лепестки – смерть.

Эти великолепные композиции стали популярны в домах богатых людей Южных и Северных Нидерландов и других регионов Западной Европы в XVII-XVIII веках. Иносказательное понимание этих работ было связано с историческими традициями.

Гаспар Петер Вербрюгген (1664-1730). Цветы в каменной вазе. Холст, масло.
Гаспар Петер Вербрюгген (1664-1730). Цветы в каменной вазе. Холст, масло.

Символика цветов в искусстве

Одной из самых ярких работ является роскошный букет Гаспара Петера Вербрюггена, который одновременно напоминает о скоротечности жизни и подчеркивает красоту мира. На его произведении цветы, хотя и увядают и теряют лепестки, остаются прекрасными и актуальными.

Ян Брейгель Младший также продемонстрировал мастерство в своей картине «Корзина с цветами». В ней цветы величественно прославляют красоту материального мира, созданного Всевышним. Однако такой букет в реальной жизни собрать невозможно, так как тюльпаны цветут весной, розы – летом, а анемоны – осенью. Эта работа показывает гениальность художника и его глубокие знания о природе.

Ян Брейгель Младший (1601-1678) с мастерской. Корзина с цветами и букет в вазе. Дерево, масло
Ян Брейгель Младший (1601-1678) с мастерской. Корзина с цветами и букет в вазе. Дерево, масло

Искусство гирлянд и символизм

В начале XVII века появилась новая форма – типология «гирлянд». Эти картины имитировали живые цветы, которыми украшали рельефы с изображениями святых. Художник Даниэль Сегерс, ученик Яна Брейгеля Бархатного, стал мастером этих цветочных шедевров. Его натюрморты наполнены символикой: подснежники и померанец обозначают чистоту, розы символизируют небесную любовь, а тюльпаны – веру и следование Богу. Черетополох на картинах предсказывает страдания Христа.

Даниель Сегерс, Эразм Квеллин Младший (1607-1678). Мадонна с младенцем Христом и Иоанн Креститель.
Даниель Сегерс, Эразм Квеллин Младший (1607-1678). Мадонна с младенцем Христом и Иоанн Креститель.

Оборотная сторона натюрморта

Тема земной суеты раскрывается в «ученых натюрмортах» типа vanitas. Эти работы создавали иллюзию двух пространств – художественного и зрительского. Такие мастера, как Петер ван дер Виллиге и Себастьян Боннекруа, проявляли свое виртуозное мастерство, подводя зрителя к мысли о неумолимости смерти. Их работы заставляют задуматься о жизни и ее быстротечности.

Символика зимнего сезона. В самой тематической картине.

Мы вернулись к творчеству Снайдерса, и для меня самой запоминающейся работой на выставке стала картина «Рыбная лавка». Помните ключь, который я упоминала ранее? Рыбная лавка символизирует зимний сезон, и эта работа напрямую ассоциируется с конкретным месяцем года.Если внимательно рассмотреть картину, можно заметить, что слева изображена корзина с горой пряников и печенья, к которой привязаны красные башмачки. Это — подсказка о том, что в корзине находятся подарки для детей ко дню святого Николая, который отмечается в начале декабря. Дети с нетерпением ждут этот праздник, веря, что святой оставит подарки в их башмачках или чулочках. Однако среди сладостей также можно увидеть пучок розги — символ, который напоминает о наказаниях за непослушание. Эта деталь несет в себе мудрость наставления.

Рыбная лавка. Франс Снейдерс. Время создания Около 1616. холст, масло
Рыбная лавка. Франс Снейдерс. Время создания Около 1616. холст, масло

Декабрьские вечера часто полны вдохновения, и эта картина напоминает нам о том, как мимолетные моменты могут быть насыщены смыслом. Каждая работа выводит нас на новый уровень самоосознания и отношения к миру вокруг. Искусство становится окном, через которое мы можем переосмыслить свою жизнь.

Посетив данную выставку, вы не только насладитесь красотой картин, но и сможете уловить глубокие идеи, скрывающиеся за ними. Не упустите возможность вдохновиться искусством, поскольку оно действительно способно обогащать нашу жизнь и открывать перед нами новые горизонты. Я уверена, что все мы получим огромное удовольствие от этого творческого декабря!

-13