Найти в Дзене

Стендап - дело тонкое

В нейроинтеграционном подходе, как я подробно описываю в этой статье, принято рефлексировать над выполнением задач, которые ставишь себе в рамках своих собственных, личных проектов. Рефлексии эти делятся на ежедневные (их, по старой айтишной традиции, именуют ежедневными стендапами), еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные. У ежедневного стендапа, который будет сегодня основной мишенью моего текста, есть классическая структура, элементы которой можно обозначить следующим образом: Когда я объясняю клиентам, почему в классической форме стендапа мы используем именно эти три элемента, я всегда привожу метафору, которой поделился со мной мой супруг, человек не только отлично подкованный в области нейроинтеграции (он, как и я, сертифицированный NI-тренер), но и обладающий необычайным эстетическим чутьём и любовью к прекрасному (ещё бы, ведь он, в отличие от меня, инженер). Предложенная им метафора описывает бочки из-под топлива, которые цепью выставляют в пустыне вдоль караванного пути, ч

В нейроинтеграционном подходе, как я подробно описываю в этой статье, принято рефлексировать над выполнением задач, которые ставишь себе в рамках своих собственных, личных проектов. Рефлексии эти делятся на ежедневные (их, по старой айтишной традиции, именуют ежедневными стендапами), еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные. У ежедневного стендапа, который будет сегодня основной мишенью моего текста, есть классическая структура, элементы которой можно обозначить следующим образом:

  • состояние в данный момент
  • личная победа прошедшего дня
  • фокус дня предстоящего.

Когда я объясняю клиентам, почему в классической форме стендапа мы используем именно эти три элемента, я всегда привожу метафору, которой поделился со мной мой супруг, человек не только отлично подкованный в области нейроинтеграции (он, как и я, сертифицированный NI-тренер), но и обладающий необычайным эстетическим чутьём и любовью к прекрасному (ещё бы, ведь он, в отличие от меня, инженер). Предложенная им метафора описывает бочки из-под топлива, которые цепью выставляют в пустыне вдоль караванного пути, чтобы путники не заблудились в бесконечном однообразно повторяющемся ландшафте. У путника, следующего по пустыне, есть одно правило: он должен всегда держать в поле зрения три бочки. Одну - ту, мимо которой он уже прошёл. Другую - ту, мимо которой он идёт сейчас. И третью - ту, мимо которой он пойдёт в ближайшем будущем. Эта, если можно так выразиться, цепь Ариадны, ведущая человека в пустыне, устроена так, чтобы три бочки всегда могли оставаться в поле зрения любого человека, способного повернуть голову и оглянуться назад.

Ровно так же устроен ежедневный стендап. Повседневная жизнь нормального взрослого человека сама по себе однообразна и рутинна, как пустынный ландшафт (а ещё, как и пустынный ландшафт, она прекрасна по вечерам и чревата неприятными неожиданностями). Для того чтобы не сбиться с проложенного пути - того самого, который мы наметили себе в начале года, или квартала, или любой другой крупной единицы, посредством которой мы исчисляем время своей жизни, - нам каждый день нужны эти самые три бочки. Они помогают нам не терять из виду себя самих как цель нашего, увы, далеко не бесконечного пути.

Однако я хочу обратить внимание уважаемого читателя даже не на суть этой прекрасной метафоры, хотя она, безусловно, очень ёмко и понятно объясняет, для чего нормальному взрослому человеку нужно писать эти самые коротенькие пятиминутные заметки каждый день. Я хочу обратить внимание уважаемого читателя на то, как эта метафора прекрасна. Переданная мне человеком с богатым и плодотворным зрительным воображением, она сразу рождает у меня в голове картину: ночь в пустыне, путник, бредущий вперёд под звёздным небом, и, конечно, бочки из-под топлива. Я даже попросила чат GPT изобразить для меня эту красоту - правда, увы, задача нарисовать эти самые бочки в нужной последовательности не поддалась искусственному интеллекту. Он, как и я, ловчее обращается со словами, чем с изображениями. Но даже та картина, которая в итоге всё-таки была одобрена мною как наилучший из вариантов, несёт в себе множество смыслов и значений - в особенности будучи вставлена в этот текст. Даже то, что на ней всего одна бочка, а не три, и то рождает в моей голове массу философских раздумий. Вот что бывает, когда мы творчески преобразуем в своей голове информацию, связанную с нашим личным опытом.

Я веду нейроинтеграционную группу, в рамках которой мы, помимо всего прочего, каждый день пишем стендапы. У меня есть индивидуальные клиенты, которые пользуются стендапами для поддержания непрерывности своего жизненного пути. И знаете, что я заметила? Все те люди, которые способны писать стендапы регулярно, тем или иным образом украшают их. Разрисовывают посты в телеграме нарядными эмоджи, используют смешные слова, дополняют стендапы необязательными элементами и даже прикрепляют к ним картинки.

Можно, конечно, было бы предположить, что такие особенности свойственны, например, для людей гуманитарных профессией или для женщин, которые, как известно, ещё в детстве разрисовывают свои дневнички красивыми фломастерами и украшают нарядными наклейками. Однако у меня есть клиенты-мужчины, в том числе люди суровых и неромантичных профессий, - и они тоже украшают свои стендапы. Правда, как правило, они не используют картинки, но им нравится подбирать свою собственную выразительную текстовую форму, и даже само название «стендап» подходит далеко не всем. Люди дают новое имя тому, что пишут каждый день, чтобы придать этому чему-то некую правильную, красивую для себя форму.

В этой точке, как мне кажется, мы можем найти почву для соприкосновения нейроинтеграционного подхода и психоаналитической мысли. Чем должен быть процесс написания ежедневного стендапа, чтобы результат действительно мог вмещать в себя, как форма, часть человеческой жизни, пусть даже и не очень большую? Как и во всех известных человеческой истории случаях, он должен быть творческим актом. А сам стендап, соответственно, должен быть произведением искусства. И очень интересно, как люди, не имеющие никаких специальных указаний создавать что-то прекрасное, делают это - каждый и каждая на свой собственный, уникальный, неповторимый манер - когда речь заходит о том, чтобы установить контакт между своей человеческой сущностью и некой текстовой субстанцией. Рождается поэзия. Цепочка означающих протягивается через пустыню человеческого бытия, время от времени вспыхивая огнями влечения, которые не могут не загораться там, где человек проявляет своё влечение к жизни.

Лично мне это описание навевает ассоциации с новогодними гирляндами - неожиданно, но очень подходит к тексту, написанному 10 декабря.

В новом году я подумываю инициировать практику написания ежедневных стендапов в японском стиле - в виде хайку или, скажем, танка.

***

Рай изумрудных тонов.

Покой подарила вчерашняя долгая нега под пледом мечты.

Буду творить и учиться сегодня.