Найти в Дзене
Синефил Тарковского

«Создатели страха» (1958): стильный нуар о Красной угрозе и силе чёрного маркетинга

Малоизвестный, но достойный триллер в нуарном духе от Жака Турнёра, прекрасного режиссёра-мигранта, специализирующегося на мрачном саспенсе. Картина первая в истории изучает страх от возможности незаметного управления общественным мнением – это первый фильм в принципе, который вскрывал опасность «мягкой силы» СМИ, лоббистов, лживых опросов общественного мнения и маркетинга. Персонаж Дэны Эндрюса возвращается с войны и обнаруживает, что его компаньон по бизнесу странным образом погиб, а его фирма по сбору статистического анализа продана и теперь занимается чем-то большим, чем просто социологические опросы. Сценарий у фильма насыщенный. Плотное, динамичное повествование, колоритные второстепенные герои. И, как и в случае с «Ночью демона», злодейская сторона антагониста неочевидна. Кровавый ли он убийца на службе у врагов общества или просто слегка жонглирующий статистикой делец-жулик? Протагонист же очевидно страдает от психиатрических заболеваний, доставшихся от тяжелого военного прошло

Малоизвестный, но достойный триллер в нуарном духе от Жака Турнёра, прекрасного режиссёра-мигранта, специализирующегося на мрачном саспенсе. Картина первая в истории изучает страх от возможности незаметного управления общественным мнением – это первый фильм в принципе, который вскрывал опасность «мягкой силы» СМИ, лоббистов, лживых опросов общественного мнения и маркетинга.

Персонаж Дэны Эндрюса возвращается с войны и обнаруживает, что его компаньон по бизнесу странным образом погиб, а его фирма по сбору статистического анализа продана и теперь занимается чем-то большим, чем просто социологические опросы.

Сценарий у фильма насыщенный. Плотное, динамичное повествование, колоритные второстепенные герои. И, как и в случае с «Ночью демона», злодейская сторона антагониста неочевидна. Кровавый ли он убийца на службе у врагов общества или просто слегка жонглирующий статистикой делец-жулик? Протагонист же очевидно страдает от психиатрических заболеваний, доставшихся от тяжелого военного прошлого. Паранойя? Или реальный заговор против общества?

-2

Грозная сила чёрного маркетинга – тема крайне необычная для того времени. Плотная постановка Турнёра позволила упаковать в 84 минуты и экшн, и множество связанных между собой второстепенных героев, и даже крупицы серой морали. Мэл Торм, певец, исполняющий здесь одну из второплановых ролей, например, весьма хорош – его персонаж метается из одной стороны конфликта в другую, что вообще явление в нуарах категории Б редкое. Даже жаль, что он так мало снимался.

Жаль, что в очередной раз продюсеры испортили Турнёру всю малину и определили вектор сюжета в сторону чёрно-белой пропаганды. Зыбкость подозрений в последние 10 минут кристаллизуется в классическое противостояние злых бандитов в чёрном и добрых рыцарей в белых плащах. Однако то, как это снято, заслуживает уважения. Особенно финальная сцена, которую сложно выветрить из головы. Сражение добра и зла на фоне Мемориала Линкольна – сильное зрелище.

-3

Википедия по какой-то причине упорно называет его антикоммунистическим, хотя хозяева «тёмной стороны» в фильме никак напрямую не обозначены. Наоборот, антагонист назван в честь сценариста Джеймса Макгиннесса, стучавшего в годы маккартизма на своих коллег за якобы симпатии к коммунистам. Но, в любом случае, фильм – иллюстративный памятник эпохи «охоты на ведьм», кода атмосфера американского общества была пропитана искусственно нагнанной паранойей.

Моя оценка: 6.7/10

IMDb: 6.2/10

Пост основан на тексте в нашем тг-канале "Синефил Тарковского"