Первый и самый простой вариант – цифра в названии модели говорит о порядковом номере модели. Такое нечасто, но все же случается. Характерный пример – автомобили шведского премиум-бренда Polestar. Первая модель бренда называлась Polestar 1, вторая Polestar 2 и так далее.
Коротко, ясно, красиво. Жаль только не все бренды пришли к подобной последовательности. Хотя попытки были. Например, французская Renault только с модели 5, которая была представлена в 1972 году, отказалась от привязки цифровых индексов к налогооблагаемой мощности модели.
Что такое налогооблагаемая мощность? Это в том числе один из самых популярных вариантов названия моделей. Вот эти французские обозначения 2CV, 4CV, 11CV – это ничто иное как облагаемая налогом мощность автомобиля. По-французски CV это тоже самое что h.p. по-английски или по-нашему лошадиные силы (л.с.).
Облагаемая и реальная мощность автомобилей часто различались. Поэтому в первой половине XX века часто встречались такие обозначения: Rolls-Royce 40/50 h.p. Первое число это облагаемая налогом мощность, вторая – реальная.
Вообще все что связано с моторами часто находило отражение в названиях или индексах автомобилей. Чаще всего это связано, конечно, с объемом двигателя. Десятилетиями на багажнике автомобилей Mercedes-Benz можно было прочитать приблизительный объем двигателя в кубических дециметрах. Если видишь число 200 значит под капотом 2-литровый мотор, 230 указывает на 2,3 л, а 600, соответственно, на 6 л. Конечно, случались и исключения из этого правила вроде модели 190, где цифры не имеют отношения к объему мотора. Но в целом схема удобная, понятная и логичная.
На автомобилях Ferrari индексы тоже имели отношение к объему мотора. В названии моделей жеребцов начиная с 40-х и вплоть по 80-е был указан рабочий объем каждого цилиндра. Берем, к примеру, гоночный Ferrari 125 C 1947 года. Умножаем 125 (объем цилиндра) на 12 (их общее количество) и получаем 1,5 литра.
Рабочий объем в индексы моделей любили добавлять и американцы. Только учтите все эти 286, 396 или 427 намекают на объем не в привычных нам метрических единицах, а в имперских. То есть 427 это не 4,27 литра, а именно что 427 кубических дюймов. Или 7 литров в переводе на наши.
Впрочем, не рабочим объемом единым. Иногда, в названии моделей зашифровывали, например, максимальную скорость модели. Легендарный Jaguar XK120 намекает на максималку в милях – по-нашему 200 км/ч. Догадайтесь, до какой скорости могли разгоняться чуть более поздние XK140 и XK150.
Скромнее выглядели динамические возможности французского Panhard Dyna Х. Самая простая версия обозначалась как Dyna 100, а самая быстрая – Dyna 130. Это тоже максималка, только тут уже не в милях, а в километрах.
Часто цифровые названия используются, чтобы обозначать место и статус автомобиля в рамках модельной гаммы. Так, например, долгое время поступали BMW и Peugeot. Первая буква в трехзначном индексе машин этих марок всегда обозначает класс машины – чем дальше от единицы, тем дороже и престижнее. Разница в том, что вторая и третья цифры в названии баварских машин обозначали примерный объем мотора – 20 это 2 литра или около того, 45 – 4,5 л. У Peugeot вторым всегда идет фирменный нолик – запатентованная фишка французов, а третья цифра – просто сквозная нумерация внутри модельного ряда. Так мы понимаем, что Peugeot 207 появился позже, чем 205.
Похожая, но более расширенная схема применялась раньше на автомобилях Volvo. Вплоть до начала 80-х шведский нейминг был очень информативным. Первая цифра указывала название модельной серии – чем выше, тем престижнее, а вот дальше начиналось самое интересное.
Средняя буква в названии Volvo показывала на количество цилиндров в моторе – четыре или шесть, а третья, заключительная, на количество дверей – два, три, четыре или пять. Например, 244 – это 4-дверный седан 2-й серии с 4-цилиндровым мотором. Или 262 – 2-я серия с кузовом купе и 6-цилиндровым мотором.
Увы, в 80-х Volvo упростила эту схему, заменив количество дверей ноликом. Жаль…
Конечно, значения всех индексов в истории автомобиля не вспомнить в рамках одной статьи. Тем более случались и совершенно необычные вещи. Знаете, например, что обозначали цифры в названии знаменитого Delorean DMC-12? Никогда не догадаетесь. Объем мотора, число цилиндров, мощность или максималка? Нет. Просто 12 – это предположительная стоимость машины в тысячах долларов, какую задолго до запуска автомобиля в серию рассчитывал сам Джон ДеЛориан. По факту же DMC12 стоил дороже двадцатки.
И все же самый вопиющий случай в истории автомобильного нейминга – это Ford Shelby GT350, первый «Мустанг», заряженный Кэрроллом Шелби.
Обычно все думают, что 350 по старой американской традиции это объем двигателя в кубических дюймах. Вот только в Ford тогда не было двигателя с таким объемом. Тогда что значит?
Слово самому Кэрроллу Шелби.
«Почему 350? Сейчас объясню. Однажды мы с парнягами из Ford сидели у нас в офисе и смотрели в окно. Нужно было придумать название для автомобиля, но ничего не приходило в голову. И тут я спросил у Фила Ремингтона, главного инженера Shelby Cars: «Фил, как ты думаешь, какое расстояние до того дома на другой стороне улицы?»
Он ответил: «Примерно 300 футов, может быть, 350». Вот и вся история».
Классный он был мужик. Факт.
Кстати, если не знаете значение цифрового индекса в названии модели или модификации, пишите в комментах. Постараюсь ответить.